Колонны Исакия. Подлог.

Apr 21, 2024 16:36

В публичное поле попадают новые материалы, надо давать им оценку.

Сперва вводная часть. Речь пойдет о 48 колоннах нижнего портика Исаакиевского собора.



Несколько лет назад я точно измерил колонны собора. До меня этого никто не делал, как оказалось. Потому что все официальные данные, которые есть в беллетристике 19 и 20 веков, не соответствуют тем реалиям, которые есть по факту. А раз они не соответствуют реалиям, значит их никто и не мерил. Включая самого Монферрана, что очень удивительно. Выяснилось что главный архитектор, который аж 40 лет строил собор, не знает какие у него колонны.

У меня была серия статей, вот некоторые ссылки на тот материал, если это вдруг кому-то станет интересным.
Измерения:
- По колоннам северного портика и верхней колоннады.
- По колоннам южного портика.
 Беллетристика:
- часть 1.
- часть 2.

Вот принципиальная схема размеров колонн Исаакиевского собора. Это самые последние и самые точные измерения.




Составлена по измерениям на северном и южном портике. Собор с годами просел, колонны несколько раз имели корректировку. Степень просадки собора с севера и юга различная, плечо наклона колонн и козырька портика так же различные. Первые измерения мною производились в колоннах среднего ряда, где степень возможных отклонений от изначального (проектного) размера в теории должна быть минимальной.




Позднее, я был вынужден провести дополнительные промеры уже всех колонн к которым есть свободный доступ, их порядка полутора десятков. Дело в том, что колонны по высоте гуляют в дельте до 4+ см. Сперва, и это отражено в моих старых статьях, я это списал на разную просадку северной и южной стороны, предполагая эталонный размер всех колонн. Однако, позднее, я стал допускать вероятность того, что колонны могут быть разными. Поэтому и перемерил все колонны. К сожалению, нижний торец колонн скрыт от глаз бронзовым обручем (галтелью). Лишь у одной колонны мне удалось его отодвинуть и точно определить границы торца колонны. И толщину юбки соответственно. А это очень важный момент, ибо от него идут все дальнейшие измерения. Чтобы исключить погрешность из-за кривизны бронзовой накладки, последние промеры я делал уже от видимой точки края юбки. Так же проблематично и то, что окантовка (астрагал) вверху колонны криволинейная и в нижней части скрыта небольшим выступом. Для точного измерения лазером нужно попасть в точку равную всего 1 квадратному сантиметру, это сложно. Отклонение точки лазера в каждый линейный 1 см дает погрешность измерения равную 0,5-1-2-4 см. Поэтому я все промеры делал многократными. И действительно, эти самые 4 см разбега оказались не только у колонн на разных сторонах собора, но и в каждом портике. Из чего я сделал вывод, что эталонность длины колонн нужно ставить под вопрос. На участке контрольных измерений, а это створ между юбкой и астрагалом, длина колонн варьируется в дельте 4 см. Какие-то колонны одинаковые, какие-то разнятся. Дельта именно в 4 см, то есть это крайние размеры, большинство колонн по длине укладываются в дельту в 2 см. Причем в каком ряду колонна стоит - совсем не важно. Если мы подразумеваем всё же эталонную длину колонн, то придется считать что толщина юбки и астрагала не одинаковые.

По факту мы имеем, что общая высота колонн составляет 16,99 -17,08 м, из них:

- база, везде у всех колонн порядка 88,5 см. Если размер где-то и гуляет, то в пределах коррекции колонн по наклону (до 1 см), и степенью поднятия декоративных плит на полу. Некоторые бронзовые базы подпилены, но это уже следы поздней корректировки.

- ствол (фуст) колонны гуляет в дельте от 14,03 м до 14,07 м. Очень странно. Как я уже писал, требуется осмысление этого факта. Плохо что нет свободного доступа к колоннам восточного и западного портиков. Вот бы и их промерить. Однозначный вывод лишь в том, что не от хорошей жизни такая разница. И просадка коробки здания, вспучивание грунтов по периметру - тут не причем. Возможно, толщиной юбки и окантовки добивалась эталонная длина, не знаю. Нужны соответствующие промеры. Может Монферран из-за этого этот самый бронзовый обруч (галтель) на базу и прилепил, чтобы не бросалась в глаза разница толщины юбки, если она, конечно, есть? В общем, чтобы точно всё определить, нужно как минимум иметь свободный доступ к нижним торцам колонн. А его нету.

- болванка капители высотой в дельте от 2,04 м у колонн южного портика до 2,18 м у колонн северного портика. Эта часть колонн вспомогательная и служит регулятором для подгонки под нужную высоту. Совершенно точно то, что у некоторых колонн эта болванка является самостоятельным и даже многосоставным элементом. Описаны различные стадии их корректировки и реставрации (замены). При этом по документам Монферрана на некоторых колоннах эта самая болванка являлась продолжением монолитной части колонны вместе с основным стволом (фустом). Как на практике, есть ли такие колонны на самом деле, я не знаю. Достоверных документов нет. С инженерной точки зрения, монолитить болванку с основной частью колонны является полным абсурдом. Любая сила на излом и колонна начнет трещать, а то и вовсе лопнет. Наоборот, нужно сделать отдельный сегмент и скользящую мягкую подошву. Например из меди. И вообще, чем больше сегментов с скользящими проставками (подошвами), тем лучше. Единственным разумным объяснением монолитности фуста колонны с болванкой может быть только то, если бы шло использование вторичного материала. То есть уже существуют большие, а вернее громадные колонны, которые нужно просто подрехтовать и облагородить под новый проект. Делать с нуля, вырубая в карьере такую громадину, и потом всё время с ней мучиться, может только мазохист. Да и где найти такой кусок гранита? Я уже сто раз писал, что сегодня гранитов этой породы без трещин на участках более 5 метров не существует. Откуда они могли браться в 19 веке лично я не понимаю. Если бы они были в 19 веке, они были бы и сейчас. Но их нет.

Для примера схема болванки высотой в 207 см. Этот размер в одной из колонн фиксирован в книге "Огюст Монферран" О.Чекановой и А.Ротач 1990 года. Остальные размеры высчитаны мною.



Ну и чтобы закрыть тему с размерами колонн, покажу схему с размерами 24 колонн верхней колоннады. Публикую впервые.


При измерении этих колонн так же возникали некоторые проблемы и так же имелся некоторый люфт. Однако он не большой, порядка 1-2 см, что может быть просто погрешностью измерений. Единственным открытым вопросом остается то, есть ли некая полость, а вместе с ней и основание базы ниже линии отлива. Линия отлива - это металлический колпак по которому стекают осадки. Понятное дело, что туда мне было не заглянуть. Что под ним - одному Богу известно. Однако на физическую длину самого ствола (фуста) колонны и остальных элементов колонны это никак не влияет. Размеры определены и показаны. Общая высота колонны составляет 13,28 м. Из них:
- база примерно 65 см.
- ствол колонны порядка 11,05 м.
- капитель примерно 158 см.

Теперь возвращаемся к Монферрану и новым документам попадающим в публичное поле.

Появился вот такой вот документ. Автор тут.




Заявлено, что это собственноручная запись Монферрана от 1826 года по использованным инструментам при изготовлении колонн. Что тут интересного. Мы видим несколько шаблонных линеек. А именно:

1. Квадратная линейка, обитая сталью по всей длине с обозначением 12 делений колонны, имеющей длину 7 сажень, 1 аршин 12 вершков. Считаем (7х2,13) + 0,71 + (12х0,045) = 16,16 м. Нужно понимать, что это получается длина двух частей колонны - основного ствола (фуста) и болванки капители. У колонн северного портика мы по факту имеем 17,08 - 0,88 = 16,20 м, а у колонн южного портика 16,99 - 0,88 = 16,11 м. Небольшие отклонения можно списать на корректировку болванки по факту. Пусть будет зачет.

2. Линейка деревянная, обитая медью, имеющая 6 саженей 12 вершков длины. Считаем. (6х2,13) + (12х0,045) = 13,32 м. Под что такая линейка, то есть шаблон? В колоннах нижнего портика под эти размеры ничего не подходит. Под колонны верхней колоннады? Это якобы 1826 год, еще даже нижние колонны не ставились, а только якобы начали изготавливаться, и коробка здания не начала строиться. Но, даже если предположить что это для колонн верхней колоннады, то нам известны точные размеры.  Даже если предположить что фуст и болванка монолитны, то в сумме это 11,05 + 1,58 = 12,63 м. А линейка 13.32 м. Не сходится очень много. Незачет.

3. Большая деревянная линейка с облицованным сталью угольником имеющим изгиб колонны с листелем и астрагалом длиной 6 саженей 2 аршина 14 вершков. Листель - это юбка внизу колонны, астрагал - окантовка вверху перед капителью. (6х2,13) + (2х0,71) + (14х0,045) = 14,83 м. По идее это должна быть точная величина длины ствола (фуста) колонны. А это по факту 14,03 - 14,07 м. Не сходится на 76-80 см. Незачет.

4. Большая деревянная линейка с облицованным сталью угольником, имеющим изгиб колонны от астрагала до листеля, длиной 6 саженей  1 вершок. Считаем 6х2,13 + 0,045 = 12,825 м. Вообще никуда не подходит. Колонна между листелем и астрагалом по факту будет длиной 13,83 - 13,87 м. Не хватает целого метра. Напомню, что колонна имеет так называемый энтазис, то есть нелинейное с прогрессией заужение к верху. Поэтому списать на то, что линейку можно водить вперед-назад, не получится. Незачет.

Как мы видим, из четырех шаблонных линеек только одна худо-бедно подходит под фактические размеры. Это общая длина, а точнее высота колонны без базы. При этом подразумевается, что высота болванки капители подлежит коррекции по факту уже на месте. Зачем такая линейка, я совершенно не понимаю. Один хрен всё потом подгонять. Где-то подрубить, где-то нарастить, а если делать по уму, то всё это удобнее и проще вывести в ноль при кладке стен кирпичем и подставками под балки перекрытия. Уверен, так и делалось.

Идем далее.

Монферран описывает трещины в колоннах и как с ними борются. Очень интересный момент. Представляете, якобы новые колонны, и некоторые уже с дефектами, с трещинами. И Монферран решает вопрос с реставрацией этих поврежденных колонн. Есть вот такой документ.




Качество отвратительное, ничего прочитать невозможно. Доблестный "Антропогенез" постарался. Но нам важен сам факт. Факт того, что как минимум некоторая часть колонн ИЗНАЧАЛЬНО была в аварийном состоянии. И вместо того, чтобы у подрядчиков истребовать новые нормальные колонны, деньги то уплочены и в договоре все пункты прописаны, Монферран занимается превращением дерьма в конфетку. Есть стойкое ощущение того, что идет реставрация бывших в употреблении колонн.

Идем далее. Есть вот такая картинка некого Адамини. Был такой помощник у Монферрана. Картинка хорошая тем, что есть уже подписи, мне не придется этого делать. С той лишь разницей что автор подписей перепутал листель с астрагалом. Я подправил.




Что нам тут важно на этой картинке. А то что перед нами факт токарного станка. Видите двух мужиков которые крутят колонну? Это привод. Между мужиками крестик - это центровка торцов колонны. К этим центрам привязываются шаблоны. Автор их обозвал визирками и ленточками, в современном строительстве это называется выравниванием по маякам. А еще самый внимательный читатель обратит внимание на то, что на схеме у колонны в толстом конце, который якобы еще не обработан до нужных размеров, уже имеется юбка  (листель). Удивительно, но факт. Удивительно в том случае, если подразумевается изготовление новой колонны с черновой болванки в форме усеченного цилиндра (конуса). И перестает быть удивительным, если мы подразумеваем вторичную обработку уже существующей колонны. Логично? Безусловно.

Какие можно сделать выводы? Даже те, кто не знаком с моими старыми публикациями по данной тематике, прочитав только эту статью лишь с небольшим набором документов и фактов, наверняка задумаются. И правильно сделают. А те кто в теме, да еще и имеет опыт расследования различных криминальных схем по отмыванию выделенных бюджетов, сразу скажут что всё это очень похоже на банальную легитимизацию артефактов.

Были артефакты, под них выделены средства, которые нужно отмыть. Деньги не маленькие, и тех кто хочет присосаться к кормушке, тоже, видимо, было не мало. Не просто так Монферран сперва был отлучен от работ, создана специальная комиссия, которая и рассматривала все документы. Проще говоря вся макулатура, прежде всего техническая и финансовая, была подконтрольна этой самой комиссии. Монферран, видимо, после сделанного ему внушения, удовлетворил комиссию и был возвращен в качестве главного архитектора. И правильно, круг избранных должен быть узким. Лишние глаза и уши, а тем более карманы, не нужны. Возвращен не только Монферран, но и его ближайшее окружение, в том числе знаменитый купец второй гильдии Самсон Суханов, который был уличён в казнокрадстве. Но отмазался. Или поделился?

Тут очень важно разобраться в роли Антуана Модюи. Именно он планировал застройку исторической части Петербурга, именно он, по официальной истории, зарубил первый проект Монферрана и именно он его отлучил от работ. А потом Монферран за ним бегал, уговаривая что "усё будет сделано по вновь утверждённому плану, Шеф!". Роль Модюи очень значимая, не понятно только с каким знаком, с плюсом или минусом. Был ли он организатором всей этой коррумпированной шайки, либо же наоборот, всячески её разоблачал. Сие мне пока сказать сложно, отмечу как факт лишь то, что как только возобновились работы по Исакию в 1826 году, Модюи был отправлен на пенсию и вскорости уехал домой во Францию. Тут либо он организовал и довольствовался "процентами", либо не смог с этим мириться и от греха подальше смылся на родину.

Конечно работы по перестройке старого собора велись. Тут спора нет. Вопрос лишь в том, в каком объеме были использованы старые артефакты и откуда они брались.

Именно этим можно объяснить то, что Монферран путается в деталях, знает только общие цифры и параметры. Включая шаблоны.  Беллетристика периода первого проекта вообще никак не увязывается с тем что есть по факту.  Непонятно что были за колонны по 11 метров, куда они делись, путаница в суднах, карьерах, подрядчиках. Если подразумевалась выработка колонн из двух разных карьеров, то они априори не могли быть одного паспорта. А они по факту одного паспорта. Вместе с блоками стилобата. А все остальные элементы, включая плиты полов портиков - другая порода.

Кстати, все зациклились на этих колоннах. Однако, я как специалист, скажу вам, что блоки стилобата в техническом плане, пожалуй, не менее сложные элементы чем колонны. Эти блоки тоже большие, очень тяжелые и с очень сложной геометрией. Там не просто кубики. Нет. Там очень сложная геометрия с уклоном отлива в доли градусов.






Монферран, видимо, по ночам спал плохо. И в своих мемуарах и прочих альбомах старался по-максимуму оставить следы потомкам.  Альбом с рисунками я подробно разбирал в этих статьях:
- по Исаакиевскому собору.
- по Александровской колонне.

Если кратко, кому читать лень, то в каждом рисунке Монферран умышленно делал ошибки. Менял местами север с югом, силу притяжения, законы распространения света и прочее.

И это касается не только альбомов. Например есть вот такой рисунок.




Вокруг этого рисунка  долгие годы идут баталии. Официальная историография пытается нас уверить в том, что в газете написана ошибка (хотя опровержения в газете не было), и на самом деле, якобы, так выглядел первый проект Монферрана от 1818 года. Ну и что, скажет мой дорогой читатель, что тут криминального? А криминальное тут то, что север перепутан с югом. Обратите внимание на тени и их угол. Подразумевается полдень. Но на самом деле, в полдень тени должны быть строго в противоположную сторону. Нам неизвестно кто истинный автор данного рисунка. Брюллов или Монферран. Или третье лицо. При том что похожих рисунков именно с таким вариантом собора много, включая заграничные. Скорее всего, такой проект перестройки старого собора действительно мог быть, и наверняка был. Потому что именно так, или примерно так, и выглядел древний античный собор.  Потом этот проект переделали. Угловые колокольни  сильно были уменьшены в размерах, а с восточной и западной стены были добавлены малые портики. Откуда колонны для малых портиков, спросите вы?  Отвечаю. Тут два варианта. По первому варианту, по 8 колонн было изъято из северного и южного портика, там как раз их по 8 штук и не хватает. По второму варианту, есть рисунки на которых в ряду не 8, а большее количество колонн.  Например вот на этом рисунке мы видим в ряду по 9 колонн.




А на этом аж по 10 колонн.




Более того, подобный храм отражен на городской карте, а такое вряд ли возможно без реально существующего храма.




Видите, справа внизу? Карта официально датируется 1834 годом. То есть уже более 15 лет идет строительство собора, из них уже 9 лет по новому проекту, якобы уже все нижние портики сделаны и коробка здания до уровня верхней колоннады выстроена. Но на карте почему-то "проект Монферрана 1818 года". А в те времена карту нарисовать и напечатать было делом серьезным. Цензура та еще была. Но мы видим то что видим.

Поначалу Монферран был очень осторожен. Делал малозаметные намёки потомкам, и не более того. На родном французском языке у себя дома, во Франции. Он туда периодически наведывался. Свои монографии он публиковал именно там. В России все бумажки смотрела комиссия, и там сложно что-то протащить с намёками. Хотя, как теперь мы видим из сегодняшней статьи на примере инструментария для производства колонн, кое в чём он и здесь преуспел. Наш человек. А может и в составе комиссии был наш человек. В публичном поле же Монферран скорее всего был истинным арийцем, верным ленинцем, трудоголиком, радетелем и блюстителем. И вообще предметом восторгов и почетания. Как Исаев, который днем был Штирлицом, а ночью Юстасом.

Самое интересное, что Монферран, видимо, по жизни был весёлым человеком. Любил юмор и шутки. И в монографии делился своими весёлыми заметками. Юмор дело тонкое, и не каждый его понимает. Мозги нужны. Но мы то с вами, дорогой мой читатель, люди с мозгами? Конечно, иначе бы вы меня не читали. Вам бы хватило официальных справочников и прочих "авторов", чьи картинки я сегодня уже показывал. И еще покажу. Читайте.






В данном случае речь идет о случае, когда при погрузке заготовки Александровской колонны (600+ тонн), она проломила 28 брёвен и упала на борт баржи. Баржа при этом встала боком на ребро, главный подрядчик и все рабочие разбежались. И теперь этот самый текст попробуйте прочитать  устами Михаила Задорнова. А я вам помогу. Вдруг вы читаете с телефона, и мелкий шрифт вам не виден.

Итак, перевожу от лица М. Задорнова, царствия ему Небесного!

Когда решили колонну грузить на баржу, специально поглазеть на сие действо приехали из Петербурга (200 км по дороге) разного рода чиновники. Ну там ленточку перерезать, премию себе выписать, затем обмыть. Наверняка и музыканты лёгкого поведения в планы на вечер входили.  Не знаю уж почему, но сие действо, то есть погрузка колонны на баржу, было спланировано на 4 часа утра. На 4 утра! Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. А Бог наш человек, особенно в 4 утра, когда самый сладкий сон. У всех. В 4 утра спят даже охранники. Ты такой спишь, никому не мешаешь, а тут тебе в ухо хором "ну с божьей помощью, аминь..." В общем разбудили Боженьку.  Едрён корень, Боженька выглядывает из-за облака, а там мужики в лаптях загогулину каменную размером со скалу по жёрдочкам на судёнышко закатить пытаются. Тут у Боженьки совсем сон пропал, со времён Адама он такого чуда не видывал. И чтобы больше не видеть подпилил незаметно жердочки. Все 28 балок разом проломились и колонна грохнулась, нагнув баржу раком. Разбежались все, и чиновники с премиями, и работяги в лаптях, и все кто в этом участвовал. Но тут нашелся герой. Герой с большой буквы, ибо только такой сможет запросить у начальника гарнизона городка Фридрихсгам (ныне Хамина) аж 600 человек из местного полка. Вы представляете, какой уровень авторитета или власти должен быть у этого "героя с большой буквы", что не раздумывая ни секунды, целый начальник гарнизона, которому глубоко плевать на все мазуты штатские, минуя все процедуры согласования по команде наверх, поднял по тревоге весь личный состав и ПОЛНОСТЬЮ, за исключением служб обеспечения и караула, отправил его хрен знает куда? В моём понимании этот герой с большой буквы должен быть рангом никак не ниже генерал-губернатора Финляндии.

Ладно, продолжаем голосом Задорнова.

Блин, я не могу. Я даже писать это не могу. Дичь жуткая. Итак, все 600 "отважных солдат", вместе с офицерами... Почему-то отважные. Что там могло быть отважного? Предстояло с Альп на попе съехать?




Как Ганнибал или Суворов? Так там Альп нету. Или есть? Читаем далее. Едрён батон, они вместе с офицерами, все 600 человек до единого, за 4 часа пробежали ПЕШКОМ 38,4 километра. По ГОРАМ ! Наверное всё время вниз скатывались, иначе бы не успели, я так думаю. Ни за что бы не успели. Но там горка не только вниз. Там множество скал и наверх карабкаться тоже придется.

Кто из вас хотя бы 3 км сейчас сможет пробежать? Нет, ребята, не в кроссовках, и не в трусах. И не по ровному асфальту. А по горкам вверх-вниз. Это первая треть 19 века, тяжелые юфтевые сапоги с подошвой на гвоздях и каблуками из бычьего копыта, грубая ткань штанов и куртки, вместо трусов вторая пара штанов (исподние портки), вместо носок портянки с мозолями. Про ремни на забываем, без ремня и бляхи солдат не солдат, а преступник. А у офицера и портупея с пистолетом. И не Макаров, а штучка килограмма в три весом. Ну чё, как там 3 километра? По горам? Добежали? А теперь вам осталось пробежать еще 35.5 километров. И осталось у вас на всё всего три часа с копейками.  А еще вам крупно повезло на своём горбу тащить прицеп из толстого дедушки с выслугой в 20 лет, который как рыба жабрами хватает воздух и умоляет его пристрелить здесь и сейчас. Кстати, насчет рыбы. Бежать нужно долго, и всю дорогу очень хочется пить. А ртов много, аж 600 штук. Где вода? А вода на финише, как же я забыл! Теперь я понял как они смогли так быстро марафон пробежать. Пить хотели! Ну тогда всё понятно, и вопросов нет. Когда пить захочешь, ещё не так раскорячишься.

Кстати, автор, у которого я позаимствовал материал для статьи, на голубом глазу уверяла что в молодые годы ПЕШКОМ в горку проходила 10 километров за один час. Ну.., мне, например, понятно, почему она верит в забег 600 солдат с офицерами по горам на 40 километров за 4 часа. А чё, бумага стерпит. Вернее монитор. Если Монферран так нагло врёт, почему и мне нельзя? Логичное рассуждение? Для некоторых, видимо, вполне.

Не верите? Вот скрин.


Ладно, продолжаем изображать Задорнова, читаем далее.  Несмотря на чрезмерную дневную жару... Опаньки, так они, оказывается, еще и не с ранья по холодку, а дождались самой что ни на есть жары.

Боженька точно такую картину запомнил на всю жизнь. Второго случая не будет. Это как со слонами Ганнибала в Альпах. Второго такого случая тоже никогда больше не будет.

Представляете картину. В дебрях, где от ближайшего чухонского Фридрихсгама почти 40 километров, по пересеченной местности, растянулась на несколько километров вереница солдат и офицеров, которая уворачиваясь от слепней и гнуса (июнь самая пора гнуса и слепней в этих местах), потная и вонючая, без воды (всю воду выпили на старте), бежит чтобы вытащить из воды кусок скалы. Бежать нужно быстро, а то не успеют. Ведь 4 часа на всё! Потом гипс снимают.

Ой, не могу. Далее. Блин, когда они прибежали, они НЕМЕДЛЕННО и ...  Еще раз, немедленно! Ну, конечно, как только ты пешком пробежал полную дистанцию марафона, и не дюймом меньше, да еще и по горам, и в сапогах на гвоздях, нужно не лечь отдышаться и отдохнуть, а НЕМЕДЛЕННО...

Не могу.. С ээнтуу.. ЭНТУЗИАЗМОМ !

У меня слёзы.

... Приступили к вытягиванию бегемота из болота. Вытянули. Скалу каменную.  Вы не поверите, но и это ещё не всё. Задорнов зря Монферрана не читал, там такие сюжеты можно накопать. Последняя строчка тоже шедевр. Монферран после слов благодарности солдатам пишет, цитата, "без их ревностного содействия, следовало опасаться, что в ожидании дальнейшей помощи, колонна может полностью упасть в море". О как!  Едрить твою налево, это как? Ведь согласно источникам баржа накренилась и упёрлась о дно.



Потом солдаты с обратного борта накидали балласт, баржа выровнялась и поплыла по своим делам. Или и эта схема полная лажа? Или вообще всё полная лажа?

Тут, паровозиком, можно порассуждать и о роли этих самых солдат. Во-первых, с чего такая срочность? Баржа прекрасно стоит раком упёршись на дно. Чтобы накидать с противоположного борта балласт не нужна ни срочность, ни солдаты вообще. Если мы понимаем что это причал карьера, там битого камня должны быть горы. Ну вози на тачках сколько твоей душе угодно. Тем более возить не так много надо. С десяток работяг и день или два работы. Или солдаты на пузе камушки должны были таскать? После марафона?  Трэш какой-то. Ну, потом, когда баржу выровнят и колонну придется центровать в судне, солдаты тоже не очень нужны. Какая их роль предполагалась? На руках приподнять и откатить? Именно поэтому их аж 600 штук? Один вороток (кабестан) прекрасно заменяет несколько десятков солдат. А еще ведь есть лошади. Целая делегация чиновников на них приехала. Или чиновники тоже пешком из Питера прибежали? Хотя, могли и морем на судне. Но, лошади там точно должны были быть. Для них всегда работа есть. Если честно, я вообще не вижу никакой супер срочности в наличии такого количества солдат. Шестьсот! Это два мотострелковых батальона современной армии. Их кормить и поить надо, а на ночь еще и спать где-то уложить. А где, простите, отхожее место? Для 600 человек? Ямку в песочке там выкопать не получится, там только скалы. И уж тем более я не понимаю энтузиазма с их стороны. С их стороны если и мог быть энтузиазм, так только в том, чтобы изловить и посмотреть в глаза тому, кто их сюда пригнал. Не забывайте, что в те времена никакой срочной службы с 18-летними мальчиками не было. Был рекрутский набор и большинство солдат были зрелыми мужиками около 30-летнего возраста, многие с брюшком и прокуренными лёгкими. Кстати, Монферран использует слово полк. Возможно кривой перевод "автора", но по штату линейных подразделений и частей того периода никаких полков не существовало, были линейные роты и батальоны, сводившиеся в бригады или дивизии. Численность линейного батальона была порядка 900 человек.

Вывод по теме статьи. Как мы видим, вроде и есть материалы по Исаакиевскому собору. Их много, и на первый взгляд вроде всё подробно. Но при внимательном изучении, с рулеткой, математикой и логикой, многие эти материалы оказываются не удел. Более того, являются откровенным издевательством. А наши академические историки, да и прочие "свидетели ига", вместо того чтобы заниматься детальным анализом, занимаются разоблачением "немогликов" и всячески легитимизируют тот бред, который оставили махинаторы и фальсификаторы прошлого.

Всё, заканчиваю, всем спасибо...

п.с.
Мои книги, ссылки на издательство:
- Когда утонул Пра-Питер 2022 г.
- Другая История Руси. Новгород. Киев. 2024 г.

Книги так же можно купить на озоне и вайлдберрисе по соответствующему названию книг.

Эта статья на Дзене.

Санкт-Петербург, Монферран, история, Александровская колонная, Исаакиевский собор

Previous post Next post
Up