Продолжу развивать берномарксистский дискурс. В этом посте я рассмотрю игру в "большой скачок". Надо заметить сразу, что рассматриваю её больше для тренировки. Она хоть и является социально опасной, но всё же по социальной опасности не идёт ни в какое сравнение со всеми бедами и напастями, причиняемыми человечеству двумя ранее мной рассмотренными играми в "бюрократа" и "блатного". Дело в том, что в игру в "большой скачок" встроен естественный стопор, не позволяющий развиваться игре бесконечно. Посему игра эта достаточно легко операбельная и не способная развиться в некие тотальные явления. Собственно
самый масштабный пример этой игры а именно экономические эксперименты КНР и дал её название. Так как вполне очевидны методы для лечения этой игры её удобно использовать для тренировки, чтобы я сам понял, как на практике применять мои изыскания. Короче хочу понять как тут надо работать с функциями. Когда на простенькой игре "большой скачок" немного руку набью, снова вернусь к действительно важным играм в "бюрократа" и "блатного".
Транзакции в игре просты и очевидны. Читаем например классический пример игры 4-й степени. А именно
статью википедии "рязанское чудо" Всё развивается как по нотам. Картинки игроков для красоты:
Хрущёв
Ларионов
1959 год
1. Хрущёв: "Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса."
2. Персек Ларионов: "Мы обещаем утроить государственные заготовки мяса в области!"
3. Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС - "Не рекомендуем, добром это не кончится."
4. Областная партконференция "Одобряем решение Ларионова!"
5. Убивается весь приплод, молочное стадо, экспроприируется частная скотина колхозников, мясо закупается за пределами области.
6. Ларионов: "План выполнен! Утроенные заготовки мяса произведены!". В следующем году сдадим мяса ещё больше! Учетверим!"
7. Хрущёв: "Звезду Ларионову, Алексею Николаевичу"
1960 год
8. поголовье уменьшилось на 65 %, Колхозники, у которых под расписку «временно» изъяли скот, отказывались обрабатывать колхозные земли, что привело к падению производства зерна на 50 %
9. Ларионов застрелился.
Труп есть, значит сразу 4-я степень игры.
Мотивация Ларионова - вероятно установка "через 30 лет другие коммунисты ответят перед партией" (фильм "зеркало для героя"), короче в следующем году помрёт либо шах , либо ишак. Ну или может быть "умри ты сегодня, а я завтра" (пересечение с игрой в блатного)
-------------------
Ну ладно спустим пока игру с областного уровня до уровня какой-нибудь более современной нам элементарной ячейки и снизим степень игры.Элементарная ячейка будет выглядеть примерно так:
1 Старший менеджер: "В этом месяце каждый сотрудник берёт на себя обязательство утроить продажи!"
2 Продавцы уныло: Ну ОК.
3 Старший менеджер: нет, неправильно. Проходим психологический тренинг на мотивацию продаж.
4 Продавцы уныло: Ну ОК.
5 Проходит тренинг
6. Продавцы весело: "Я беру на себя обязанность утроить или даже удесятерить продажи!"
7. Проходит месяц, неоплаченные переработки, истрёпанные нервы нервы, продажи ну например действительно повысились на 1%
8. Налагаются штрафы, начинаются увольнения, с тех кто уцелел вновь берётся обещание утроить продажи.
-----------
Так значит исторический генезис. Сначала я подумал, что игра связана с классовым обществом. Потом понял - таки нет. Вспомнил я документальный фильм о жизни какого-то совершенно дикого амазонского племени. Ну так вот уже там вождь племени да и сами члены племени играли в эту игру. Предметом игры служило повышение улова каких-то там съедобных обезьян.
Короче игра первого уровня вероятно в некоторых случаях может быть даже общественно полезна. Всё таки полезный выхлоп от неё есть. Проблема в том, чтобы не перегнуть палку по примеру Хрущёва-Ларионова. Единственный способ не потерять эту волшебную грань между конструктивом и деструктивом - развивать двоемыслие. Диалектическое мышление так сказать. Врать искренне, но при этом не забывая, что ты врешь. В некоторых профессиях вероятно требуется чёткая регламентация.
Вот чего мы сейчас сделаем. Разделим функцию полезности этой игры для инициаторов игры и для тех кто становится её жертвой. Грубо говоря Хрущёва и Ларионова (а с ним и всех колхозников), или старшего менеджера и продавцов. Сейчас просто в painte нарисую чисто навскидку 2 графика.
Что мы видим - 2 перевёрнутые параболы что-то, или какие -то похожие на них функции ограниченные по оси х на отрезке (0;4) . Одна по оси у достигает значения 1, другая значения 3. Ну это чисто с потолка. По ходу дальнейшего исследования нужно уточнить вопрос измерения полезности.
Воспользуемся волшебным сайтом
http://yotx.ru/ чтобы проверить какой функции это соответствует. У меня подбором получилось так:
Итак функция объективного интереса Хрущёва Ф(хр) = -x^2 +3x , где х - степень игры
Итак функция объективного интереса Ларионова Ф(ла) = -x^2 +1,5x
Ну это допустим по Берну "Взрослый" Хрущёва и Ларионова советует держаться этих формул, а "Ребёнок" и "Родитель" подсказывают - "гони четвёртую степень игры!" Взрослый Хрущёва и Ларионова сдаётся перед такой коалицией.
Но меня что-то такой подход не очень удовлетворяет, спихивать вину за игру на бессознательные ипостаси личностей. Всё же до персеков и генсеков люди, не умеющие контролировать свои чувства не дослуживаются. Значит есть что-то в третьих лицах или устройстве бюрократической машины, что заставило игроков так увлечься воображаемой составляющей двоемыслия, что забыть про реальную составляющую.
Первая версия у меня была такая , что игра "большой скачок" тут пересекается с другой бюрократической игрой "план любой ценой" . Я уже пытался рассмотреть игру "план любой ценой" по несколько другой методологии
http://zogin.livejournal.com/64316.html но пришёл к выводу, что та методология не подходит. Нужна другая методология. Я уже вижу, что в эту игру (ПЛЦ) зашит антагонизм интересов начальника и подчинённого.
Но потом похоже понял - вероятнее всего тут кроме игры ПЛЦ первую скрипку играет уже известная нам игра в "криминальную инициацию", которую я только недавно рассматривал. Там же в верху общества отношения специфические. Подчинённых подбирают уже повязанных чем-то только таких, которым достаточно сказать "умри" и он не станет задавать вопросов и умрёт. Вот собственно предыстории мы не знаем, но видимо в случае "рязанского чуда" мы наблюдали финальный аккорд, развязку этой игры (КИ).
Пожалуй хватит на сегодня. В следующем посте постараюсь подумать, что можно сделать с этими функциями, чтобы проанализировать игру. И ещё подумаю над вопросом какие третьи лица и как заинтересованны в анализируемой мной игре и как они могут оказывать влияние..