И делаю. Выкладываю сказки тов.Кота. Для кого-нибудь слишком простенько, но мне нравится.
С разрешения автора.
Сказки Неученого Кота.
Эти сказки написаны не для славы и не для критики. Эти сказки - изложение внутреннего мира автора. Его мыслей и чувств. И читать их можно просто для себя, а можно вообще не читать. Может быть, кому-то они не понравятся, а кому-то помогут утешиться. Здесь нет времени, нет пространства. Здесь нет ничего кроме слов. Это просто сказки.
Посвящается Даниленок Александру
Ibant obscuri sola sub nocte per umbram
Шли незримо они одинокою ночью сквозь тени)
Прозрение
Письмо, которое ты сейчас читаешь, скорее всего, покажется глупой шуткой. Но, как бы ты не хотел, оно изменит твою жизнь навсегда. Когда я впервые прочитал его, я не поверил своим глазам. Поначалу думал, кто-то решил пошутить. Но все обернулось страшнее, чем самых жутких моих кошмарах.
В тот злополучный день я проснулся в отличном настроении. Хотя веки глаз слиплись - это из-за долгого сидения за компьютером в прошедший вечер. На ощупь добрался до ванной, умылся и посмотрел в зеркало. Я не увидел ничего…
Трудно описать смятение чувств, охватившее меня в тот момент. Случилось то, чего я, может быть, и ждал, но не был готов принять. Никому не позвонил, не пожаловался, не сказал, нет. Просто дополз до кровати и заплакал, в бессилии что-либо сделать. Я ослеп.
Неделя ушла на приспособление к незрячей жизни. Неделю я не выходил из дома, не отвечал на звонки, не говорил с людьми. И каждый вечер безразмерная печаль заливала мое сознание.
Наконец, набравшись храбрости, решил все-таки зайти в университет, в котором уже больше года не учился, но в котором осталось большинство моих друзей, впоследствии бывших.
И смешно, и грешно - но никто сначала не поверил в мою незрячесть. Ну, не может просто так ослепнуть человек. Не может и все! И каждый мой приход сопровождался неуместными шутками по этому поводу до тех пор, пока я не упал. Не поверили, не подошли, не помогли. Оставили в одиночестве. Это, наверное, и придало мне сил для продолжения жизни. Я добился своего - людская жизнь перестала меня касаться. Я был свободен.
Перестали существовать различия в цвете кожи, длине волос, одежде и походке. Человек теперь для меня стал интересен только внутри. Внешность превратилась в ненужный элемент. Я и раньше ценил в людях только их внутренний мир, теперь же получил неопровержимое доказательство того, что не ошибся в выборе ценностей.
Мне грустно оттого, что я не увижу своего племянника взрослым - он останется для меня восьмилетним мальчишкой. Не увижу седых и постаревших отца и мать. Не увижу друзей своих, с которыми целыми днями обсуждали странности мира. И что уж совсем смешно, не увижу больше никогда белесые глаза изрядно потрепанного жизнью, однорукого человека, познавшего эту странную свободу намного раньше меня.
Я доживаю последние свои годы, мне уже нечего терять. Не женился, не родил детей. Ни друзей, ни любви. Да и кому нужен ослепший так рано философ без образования? Только себе...
Последние строки я пишу вслепую. И хотя почерк неровный, тебе он знаком. Тебе он знаком с детства. Но мне ничуть не жаль прожитой жизни. Мы сами выбираем свою судьбу…
9 мая 2006г.
Лабиринт
A bit beyond perception’s reach
I sometimes believe I see
That life is two locked boxes, each
Containing the other’s key.
Когда я думаю о замысле творца,
Когда меня загадка жизни мучит,
Встают передо мною два ларца,
И в каждом заперт от другого ключик.
Piet Hein, «Grooks»
Как-то вечером, прогуливаясь по пляжу, я повстречал странного вида старика. И дело было не во внешности и не в его одежде, а в том, что он делал с песком, сидя на морском берегу. Старик перебирал его по песчинкам, пересыпал из руки в руку, подкидывал вверх, бормоча что-то невнятное, и радовался всему этому как маленький ребенок, первый раз увидевший белый, высушенный летним полуденным солнцем песок.
Его поведение меня сильно удивило и чрезвычайно заинтересовало. Подойдя немного поближе, я был просто ошарашен, тем, что происходило. То ли песок был какой-то необычный, то ли старик был фокусником, но песчинки в его руках беспрестанно множились.
Годы философии, прожитые мною, улетучились как пар. Я, конечно же, мог представить и такое, но только в мыслях и никак не наяву. Человек же, заметив мое приближение, тихо и таинственно сказал, - Ну иди, давай, сюда. А то, как неродной.
Ни тебе здравствуйте, ни как вас зовут. Видимо, для него это не имело никакого значения. Завороженный я сидел рядом и наблюдал за действом. И тут он заговорил еще более тихо, так что мне пришлось склониться еще ближе, чтобы услышать его речь:
- Представь себе лабиринт, стены которого покрыты зеркалами. Представь, что он бесконечен по всем возможным направлениям. И в центре этой конструкции лежит одна песчинка. Но зеркала-то разные - каждое искривляет то, что видит. А все вместе они увеличивают видимое количество песчинок до бесконечности. Но реально, песчинка одна, все остальное - иллюзия. И я, и ты, мы все - отражение чего-то другого, хотя…
Он не успел договорить, как его кто-то окликнул - песок исчез из рук. Старик торопливо поднялся, - Иду, милая, уже иду. Ох, и отдохнуть не дадут старому.
Я обернулся - маленькая девочка взяла старика за руку, и они медленно пошли по улице.
Сидя лицом к морю, глядя на песчинки, я услышал последние их слова:
- Деда Легион, расскажи мне историю из прошлого. Ну, пожалуйста, деда.
- Хорошо, слушай. Однажды, пришел я в Ершалаим….
Услышав мифическое имя, я резко обернулся, но никого уже не было. Старик и девочка растворились во влажном соленом воздухе. Только ветер шепотом, заливая сердце мое тоской, разносил по улицам последнее его слово:...шалаим…шалаим….
Я молча развернулся, уставился на песок и заплакал. Не знаю, от сожаления, что, наверное, никогда его больше не увижу, или от радости, что и я, и он - одна и та же песчинка в зеркальном лабиринте жизни. Вот только его «Хотя…» до сих пор не дает мне покоя.
И каждый год в этот летний день, в час полуденного зноя я прихожу на берег, сажусь лицом к морю и жду, в надежде снова увидеть того старика. Тогда я забываю обо всем и слышу только ветер, который, как будто, помня о нашей встрече, доносит до меня отрывки прошлого:...шалаим…шалаим...
13 мая 2006г.
Кости
O, fortuna, velut luna status variabilis
Весь день лил дождь. Ну, кто бы мог подумать, что Ивана угораздит попасть в самое его сердце.
- Не понимаю я эту погоду, - бормотал он, - утром было ясно, и ничто не предвещало такой жесткой бури. Не понимаю.
Ноги, почувствовав, что хозяин их забыл обо всем и погрузился в размышления, сами несли его вперед. Пока лоб не стукнулся о дверь.
- Гостиница, чертова гостиница! - обрадовался Иван. - Надо привести себя в порядок, отдохнуть да развлечься.
Через полчаса Иван стоял посреди бара с кружкой пива и озирался, где бы присесть. Тут он заметил в углу столик и сидевшего за ним паренька, игравшего с самим собою в кости. Охотник до азартных игр, Иван предложил ему сыграть по мелочи. На что тот гаркнул на весь бар, - А не боишься выиграть слишком много, а то не унесешь?
- На улице буря, торопиться некуда, да и денег подхватить не мешало, - подумал Иван. - Денег много не бывает, - сказал он и сел за стол.
Парень показал обе кости Ивану, закинул их в черный, деревянный стакан и со словами, -а это ты расскажешь золотой антилопе, - затряс руками.
Проиграв половину суммы, Иван хотел, было, бросить игру, но внутренний голос шептал: - еще, еще немного и ты поймаешь фортуну. Тут незнакомец остановился.
- Ты никогда у меня не выиграешь, ибо я - хозяин костей - тихо сказал тот.
- Ах ты, шулер - вскрикнул Иван, но никто не обратил на него внимания.
- Это не я шулер, это кости заколдованные - рассмеялся парень. - Я отдам тебе все проигранные деньги и даже сверх того - я тебе могу их подарить, если ты запомнишь их историю.
Поняв, что деваться некуда, а деньги хочется вернуть, Иван, смутившись, кивнул головой.
- Эти кости достались мне чудесным образом. Как-то, зайдя в гостиницу, я увидел за этим столиком одиноко сидящую веселую девушку, игравшую в кости с самой собою. И подумал, а не сыграть ли с ней. Глядишь, не только денег выиграю, да и ночь неплохо проведу. Когда я проигрался до нуля, она предложила мне эти кости, на что я согласился, и рассказала их происхождение.
- Был когда-то у скандинавов бог по имени Локи, бог азарта, шуток, игр и всего остального, что относится к веселью. Однажды он вступил в связь с земной женщиной, и та родила сына. Мальчик рос без отца, взбалмошный, непоседливый. Больше всего он любил играть в азартные игры. Причем, никогда не проигрывал. Завистники пытались его запугать, подкараулить и убить, но удача никогда не покидала его. Как будто отец его всегда был рядом.
- Всю жизнь парень играл. Немало человек покончило с собою, проигравшись ему до носков. А он, в свою очередь, раздавал все выигранное другим, оставляя себе лишь малую часть, чтобы хватило прожить еще один день.
- Когда он умер, кто-то из толпы, хоронившей его, отрезал у мертвой его руки два пальца и сделал из них игральные кости. Я не верю в магию, но те, кто ими владел, никогда больше не проигрывали. Их желтый цвет хранит память о страшном происхождении…
Довольный, Иван, перекидывая кости из руки в руку, думал о грядущем богатстве, о роскошной жизни, А парень встал из-за стола, потянулся и засмеялся диким хохотом - Наконец-то, свободен….
Обернувшись, он произнес, глядя в испуганные глаза Ивана, - Этот стол был первым, за которым сын Локи сыграл в кости. Я просидел за ним не один год. Кости помнят, они никогда не уйдут отсюда, так же как и ты.
Страх сдавил сердце Ивана. Он попытался встать, но не смог; он кричал, но его не слышали. Тут он вспомнил старую индийскую сказку об антилопе, и свой внутренний голос, и мифы скандинавов. Иван кидал кости и думал, думал о жизни, целиком погрузившись в себя. Теперь ему некуда было спешить. Впереди его ждала вечность...
Гай Лукреций Тит, сын знатнейшего в провинции патриция, еще вчера закончивший гимнасий, изнемогал под жарким римским солнцем. Он мечтал о том как станет помощником квестора и будет купаться в славе и деньгах. Мечтал, пока не стукнулся лбом о стену ниоткуда появившегося здания. Странная кривая надпись гласила: «Ложе Бахуса». - Надо отдохнуть и выпить вина, - подумал Гай.
Странное предчувствие охватило вдруг его, но нога уже переступила порог….
15 мая 2006г.
Книга сказок
Все истории суть одна
Неизв. автор
Все в этой жизни стало для Лехи противно. Нет, правильнее будет сказать сама жизнь. Леха - это я. Человек, который устал искать истину, устал искать смысл. Помню, даже хотел покончить с нею, но не хватило воли. Не хватило желания, чтобы побороть животную силу, животную тягу к жизни.
Когда я был еще мальчишкой, мама читала мне сказки. Сказки о прошлом. И каждый вечер она читала новую. Их было настолько много, и все такие разные. Слушая ее тихую речь, я погружался в волшебный мир, в котором происходили фантастические события. В голове возникали безумные образы мест, которых уже нет на карте мира. Которые даже, наверное, никогда не существовали. Но это же сказки - а что еще нужно ребенку?
Я шел по песчаному берегу, слушая шепот морского прибоя, задавая себе вопросы, от которых у многих философов голова шла кругом. Отвечал на них и сразу же подвергал ответ сомнению. Эти сомнения и наполняли меня пустотой. Где правда, где ложь? - я запутался, как птица в силке, бьющаяся в бессильной попытке вырваться на свободу.
На возникшей передо мною лавке сидела девушка, каких я не видел в жизни. Нет, не топ-модель, не какая-нибудь знаменитая актриса, нет. Эта девушка притягивала каким-то особым, невидимым магнетизмом. Будто она не человек, а богиня, пришедшая на мгновение в наш мир.
Бедное мое сердце чуть не выпрыгнуло, когда она посмотрела на меня и улыбнулась. Я потерял дар речи, я оглох, я видел только ее неземной красоты глаза…и песок. Да, в ее руках был песок. Она играла с песком: рассыпала вокруг себя, подкидывала в воздух. Потом невидимая сила хватала его и уносила в синеющую даль залива.
Рядом с ней лежала раскрытая книга. Ветер потихоньку перелистывал страницы - тут меня осенило. Я спросил, - можно ли посмотреть книгу? - Она кивнула. Внимание мое сразу же привлек цвет ее листов - темно желтый. Такой цвет имеют только очень старые, порой древние книги, такие как пергаменты или манускрипты.
Моей радости не было предела. Я был готов упасть на землю и целовать ее следы на песке. Надпись на титульном листе всколыхнула мою память. Мое детство предстало предо мною не как прошлое, а как настоящее. Я читал свою жизнь. Я держал в руках то, что потерял много лет назад - сказки, которые мне читала мать, до того как почила в мир иной. Этой книге было вероятно несколько сотен лет. Ее название я больше не забуду никогда. Это были «Сказки неученого кота».
Мы сидели вместе, и она читала их мне. Казалось, это была моя мать, только моложе. Она читала, а я слушал, предаваясь мечтам.
Потом она дала мне книгу и сказала, - дальше читай сам. Это будет твоя сказка.
Перед глазами неслись слова, слова до боли знакомые: «Все в этой жизни стало для Лехи противно. Нет, правильнее будет сказать, сама жизнь…»
Мое чтение прервал молодой мужчина. Он подошел, поцеловал ее ладонь и сказал, - нам пора.
Улыбнувшись мне на прощание, они взяли друг друга за руки, и ушли в глубину улицы. Их речь звенит в моих ушах до сих пор:
- Кот, а почему тебя называют неученым? - ласково спрашивает она.
- Сам так захотел, - смеется мужчина, - просто захотел…
Я не плачу, нет. Я радуюсь, я хохочу, и люди шарахаются от меня в стороны как от безумного. Я просто счастлив. Меня не смущает даже то, что, когда мама читала мне сказки, среди них не было той, что случилась со мною сегодня. Но она была записана в книге, которую я держу, задолго до моего рождения. Теперь у меня есть надежда, что завтра, в новой сказке, я смогу сдать свой последний экзамен и получить диплом о высшем образовании. А сегодня, двадцать шестого мая тысяча девятьсот восемьдесят третьего года, я буду радоваться жизни, и, смеясь, смотреть вслед улетающему в синюю даль песку.
15 мая 2006г.
Лесной человек
Там, где кончаются города и села, где разбитые насыпи дорог исчезают под гнетом зеленой травы, где исчезают человеческие тропы, начинается лес. Темный, страшный, полный хищных тварей и сказочных созданий, коими бабушки пугают непослушных внуков. В его глубине, где не ступала нога людская, живет лесной человек.
Человек, ушедший в поисках покоя на лоно природы, в тысячелетний лес. Где ничто не напоминает ему ни о людях, ни о цивилизации, где все это не имеет никакого смысла.
Там живет он один, питаясь дарами леса. И лес сам питает его: гонит стаю куропаток или кабанов, растит для него ягоду и грибы, плодит в реке рыбу. Он сам стал частью леса, а лес стал частью его. И что чувствует один, то чувствует и другой. Когда смеется первый, смеется и второй. А когда плачет первый, то плачет и второй.
Едва солнце освещает небо, лесной человек просыпается и громко приветствует лес, -А-а-у-у-у! И тот ему отвечает, - а-у-у, а-у-у! А когда солнце прячется за горизонтом, и человек, устало ложится спать, лес поет ему свою колыбельную, и тогда все деревья качают кронами, а шелестящая музыка разносится по рекам и оврагам, сообщая всем, - тихо, человек уснул…
Но однажды лес застонал.
-Что случилось? Что…что…что… - затрепетали листья, и ветер понес тревожную весть.
Лес заплакал. Заплакал смоляными слезами, застонал шелестом травы, закричал карканьем ворон под ударами топоров. И лесной человек тоже заплакал, горячими жгучими слезами; закричал хриплым голосом.
По широкой каменной дороге мчатся повозки, звенят металлом когорты воинов, плетутся рабы в кандалах. Только маленький ручеек, бьющий из-под земли, нарушает ритм движения людей и скота.
Люди останавливаются, пьют горькую, красноватого оттенка воду и плюют обратно. Говорят, что цвет и вкус воды таковы из-за железа, что лежит под землей. Но лишь ручей знает и в бешенстве бурлит своими водами, потому что лесной человек пал вместе с лесом. Но лес упал на землю, а человек - в воду. И если когда-нибудь вы попробуете воду из придорожного ручья, и она будет горькой, вспомните лесного человека и трагедию его жизни.
15 мая 2006г.
Кража
- Это элементарно, Ватсон.
Артур Конан Дойль, «Шерлок Холмс»
Помню, пропала как-то у меня дома одна очень интересная книга. Интересная только для меня, так как это была документация по материнской плате. Ну, кому может понадобиться описание моей платы, а?
Я искал везде, перевернул весь дом, заглянул во все щели, вывернул все наволочки и пододеяльники. Распотрошил два мешка с мусором, раскопал все грязное белье из стиральной машины. Наконец, под лупой исследовал кладовую и… ничего не нашел.
Полдня грязно ругал всех домашних, злился как бес. А к вечеру упал в бессилии. Решил все-таки попробовать логически рассудить, кто мог ее взять.
Первое - посторонних дома не было. Второе - никто из домашних, кроме меня, не заходил в мою комнату. Третье - я ее не читал уже три месяца.
- Где? Где моя документация? - Срывался на зеркало.
Тут меня осенила старая, еще времен Холмса, детективная идея:
Как найти преступника? Очень просто. Нужно взять всех, кто мог совершить преступление, и оставить только того, кого подозреваешь меньше всех, каким бы безупречным не было его алиби.
Я смотрел на себя в зеркало и понимал, что книгу у меня украл я сам. И, действительно, внимательно посмотрев в книжном шкафу, я обнаружил «пропавшую» вещь. Однако же, хорошая штука эта криминалистика.
Окончив юридический институт несколько лет назад, я всегда рассказываю эту историю своим сослуживцам, но они смеются. Они просто не понимают, что если бы не та «кража», я бы никогда не стал прокурором края в свои двадцать шесть лет.
15 мая 2006г.
Искра
Бывает, видишь перед собою незнакомого человека и, хотя нет в нем ничего внешне особенного, но оказываешься в не состоянии отвести от него глаз. Взгляд скользит по контуру тела, не способный оторваться от созерцаемого чуда природы. Это похоже на любовь. Ту самую любовь, которой бог любит свои создания; любовь, которая не зависит ни от формы, ни от сущности.
Исчезает форма, исчезает сознание созерцаемого, и вместо серой массы людей я вижу теперь божественные искры, прекрасные творения вселенной. Миллиарды искр освещают мой путь во тьме безвременья, и поэтому я счастлив.