Так как тема про проблемы молодых инженеров в России оказалась довольно интересной, решил ещё один пост забабашить на эту же тему, чтобы подытожить и обобщить её, так сказать.
Первые 2 поста здесь:
«Мысли молодого инженера»,
«Мысли молодого инженера (часть2)» В современной России наблюдается серьёзный кризис в области образования и трудоустройства молодых инженеров. В том числе по этому поводу в Тюмени с лекцией выступил академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов, и частично я процитирую его выступление, которое мне показалось весьма интересным, хотя в некоторых местах и спорным. Впрочем, не мне судить. Давайте, вместе поговорим об этом, если у вас есть желание высказаться по этому поводу… Итак.
Академик и учёный Александр Кулешов рассказал в своей лекции о том, как и почему Россия оказалась на задворках цивилизации в плане подготовки инженерных кадров, и что делается для преодоления данного кризиса. Несмотря на колоссальное отставание, уверен Кулешов, мы ещё можем перепрыгнуть через эту пропасть.
Начал Александр Кулешов издалека, с 1929 года. После революции прошло 12 лет, и внезапно стало ясно, что в молодой советской республике инженеров нет. Все кадры, выращенные прекрасной российской императорской школой, эмигрировали за рубеж. Новых надо было выписывать из-за границы. По стечению обстоятельств в США в то время была великая депрессия и задача оказалась выполнимой. Американские инженеры приехали на великие социалистические стройки: Днепрогэс, АЗЛК, ГАЗ - сотни фабрик и заводов. Кроме того, они обучили новое поколение советских спецов. И вскоре в стране сложилась новая инженерная школа, самой высокой категории.
И те же кульманы, и те же старички
О том, что это была реально конкурентоспособная школа, свидетельствует хотя бы такой факт. В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда её закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос берёзовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов, вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще и американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом всё было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров.
Но время идёт вперед, меняется подход к решению задач. Современный инженер знает о свойствах металла меньше, чем кузнец, который ковал доспехи в средние века. «Опыт на кончиках пальцев», который был так ценен столетия назад и передавался из поколения в поколение, теряет значение. А на заводе «Энергомаш», который создавал те самые легендарные «лунные» двигатели, время застыло: до сих пор те же кульманы, за которыми стоят дряхлые старички.
Лук как оружие исчез не потому, что он менее эффективен. Когда появились первые ружья, они проигрывали тетиве и стрелам. Процедура заряда порохом была очень медленной, а дальность выстрела гораздо меньше, чем у хорошего лучника. Так почему восторжествовал огнестрел? Хорошего лучника нужно было учить 20 лет, а стрелка из ружья - месяцы, а то и дни. То же самое произошло в 90-е с инженерией. В конце 80-х стали появляться мощные компьютеры, персоналки, которые полностью преобразовали науку. Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего.
Академик Кулешов до «Сколково» работал директором Института проблем передачи информации РАН, из которого вышло три лауреата Филдсовской премии. В институте, говорит лектор, была создана замкнутая экосистема, которая готовила выпускников для себя - часть для работы в исследовательской сфере, часть - в практической, в стартапах. Институту нужны были ученики, которых поставляли ему математические вузы. Удивительно, но студентов московского физтеха, самого успешного математического бренда страны, приходилось доучивать годы.
Жизнь стала другой. Готовить специалистов надо с другой интенсивностью и обучать другим вещам. Математическая подготовка для инженерной деятельности является крайне убогой. Например, сопромат - эта дисциплина исчезла в Европе, такого понятия нет вообще. Никакой практической ценности он не имеет. А у нас людей этому учат до сих пор. «Я спрашивал у одного из ректоров: на первом курсе почему вы учите аналоговую электронику? - рассказал Кулешов. - А мне отвечают: «Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим». Ну, что ж тут делать - оставим так оставим».
Уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны оказался невероятно низок. На входе институты получают самых одарённых ребят страны, а на выходе отдают сырьё
Раньше был слесарь дядя Вася, теперь наше оружие - флэшки
Черчения как дисциплины в мировом образовательном процессе тоже давно не существует. Для этих целей используется софт, который позволяет легко делать трёхмерные модели. То, что раньше делалось на чертежах, сегодня - работа для компьютера. Эта революция подтолкнула развитие производственных средств, которые реализуют возможности вычислительной техники. Например, станков с программным обеспечением, ЧПУ. «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент - это флэшка, а не золотые руки», - говорит академик.
Российские предприятия оказались не готовы к прогрессу. И проблема не только в том, что у нас нет станков или программного обеспечения. На некоторых предприятиях есть и то, и другое. Но нет специалистов, которые могли бы перевести в электронную, понятную для современных машин форму, существующие в виде бумажных чертежей наработки.
«У них есть старые чертежи, и они не могут их перевести в цифру, драматически не могут. Нет специалистов у нас по этому вопросу, - объясняет Кулешов. - Документацию на самолет «Сухой Суперджет» делали по этой причине западные фирмы, хотя это рутинная работа, там нет никакой математики».
Создание Сколковского института, считает Кулешов, - реакция правительства, осознавшего этот факт. Стало ясно: мы пришли к ситуации, когда у нас до сих пор есть наука, но нет инженерии. Нам снова нужно ввозить из-за границы людей, которые будут учить тех, кто уже потом будет учить массы.
«Нам удалось привлечь очень квалифицированных спецов с запада, по 100 человек в год они сейчас выпускают, - говорит глава Сколтеха. - Но в России своя специфика. Мы были маленькой копией MIT (Массачусетский технологический институт). Лучшие мировые практики собирались внедрять без изменения на нашей почве. Но практика показала, что это не так просто. Вскрылась одна забавная проблема».
В США, в том числе в MIT, студент сам выбирает, чему ему учиться, из собственных соображений. Ту же систему перенесли на российскую почву, а она здесь работать не стала. Почему? На этот счёт есть теория. Годовой курс в Массачусетсе, одном из лучших вузов мира, стоит 50 тыс. долларов. Иногда их вносят родители студента, иногда футбольная команда, иногда сам MIT платит за обучение. Но это всегда живые деньги, и у обучающегося этот факт прошит в мозгах. За него платят, и это его единственный шанс в жизни. Поэтому он рвёт знания челюстями. А наши студенты учатся бесплатно, да ещё и получают стипендию. И предметы они выбирают, какие попроще. Так что американскую систему обучения в России пришлось менять.
Сможет ли Россия сократить тот разрыв, который отделяет её от западной инженерии? Своими силами - точно нет
По оценкам экспертов, общая трудоёмкость того, что вложено в инженерные софтовые разработки, которые существуют на данный момент, составляет 750 тысяч лет квалифицированного человеческого труда. Даже если Россия завтра воспитает 5 тысяч таких специалистов (а это невозможно), им понадобится 150 лет непрерывной работы, чтобы создать автономную экосистему. Что же делать? «Мы не можем зависеть от санкций, - говорит учёный. - Нельзя оказываться на крючке. Решение есть - надо вычислить наиболее критические точки в системе образования и сосредоточиться на них».
Вы продаёте пуговицы, а клиенту нужен костюм
Поскольку встреча состоялась в Тюмени, гость отдельно остановился на проблемах нефтегазовой индустрии. Все российские нефтекомпании живут на технологиях мировых сервисных грандов - «Шлюмберже» и «Халлибёртон». А мы, россияне, что, не можем сами сделать то же самое?
«Ко мне нередко приходят, особенно в рамках проекта «Сколково», - отвечает сам себе учёный. - Приходит ко мне, например, с мехмата профессор математики. Говорит: «Я написал со студентами классную гидромеханику (софт для использования при добыче), для нефтяников. Всем показываю, все хвалят, а никто не берёт. Как ты можешь это прокомментировать?» А это очень просто. Мы в основном имеем дело с полевыми инженерами. Ему нужно готовое решение, он хочет работать мышкой, с комфортом. Ты ему приносишь пуговицу от пиджака, а ему нужен костюм».
То есть российским компаниям необходимо учиться создавать комплексные решения. Но сделать это силами десятка умников невозможно.
У современного инженера есть выбор интеллектуального инструментария от сравнительно простого до невероятно сложного. На максимум использует все наработки человеческой мысли лишь 1% специалистов. Это стало ясно 15 лет назад. Западное сообщество решило, что надо увеличивать этот показатель, но через 15 выяснилось: ничего не поменялось, это константа. С чем это связано, сложно сказать, есть на этот счет разные теории, но это факт. И компании пошли по другому пути. Они начали проектировать так называемые вертикально-интегрированные решения. Для нематематиков и неинженеров лектор объяснил это примером. Допустим, есть инженер, который всю жизнь проектирует редукторы. Надо сделать для него такой софт, который «экранирует» его от сложных математических расчётов, чтоб он работал только в привычной ему среде, а всё, что из неё выпадает, программа обсчитывала бы за него сама. Сейчас главные производители софта на планете работают над такими решениями.
Зона применения для людей со средней и низкой квалификацией катастрофически сокращается
Другой вызов, с которым бьётся передовая человеческая мысль, связан с тем, что большую часть своего времени специалист посвящает, условно говоря, рысканью по каталогу накопленных знаний. Даже в самых высокотехнологичных компаниях мира - Airbus и Boeing, где очень сильные сотрудники, рядовой инженер тратит 60% времени на поиск аналога того решения, которое ему необходимо. То есть сидит в интернете и ищет там какую-то готовую модель, которую потом ему надо будет подправить. Некая американская компания долгие годы просто копила базу 3D-моделей, созданных инженерами всего мира. Инженеры, которые их создавали, складывали эти модели бесплатно в эту базу - даже без аннотаций или с минимальной аннотацией. Недавно эта база была продана почти за миллиард долларов. И сегодня колоссальные усилия математиков направлены на создание алгоритмов, которые бы позволили эту базу использовать для извлечения необходимых моделей.
«Допустим, мне нужно спроектировать дачный домик, - приводит доступный пример Кулешов. - Наверное, все или почти все домики в мире уже спроектированы. Всё, что надо - немного изменить (модифицировать под себя) один из готовых проектов. Надо, чтобы софт достал из базы наиболее близкий к тому, что у тебя в голове, объект. И если это начнет работать, будет сумасшедший дан импульс развитию инженерных технологий».
Мир, говорит профессор, со страшной скоростью разлетается в разные стороны. В одну сторону летят «яйцеголовые», а в другую - те, чья единственная функция - быть обслугой. Зона применения для людей со средними умственными навыками сжимается как шагреневая кожа.
Шансы у России есть, у нас хорошая генетика
Понятно, что сейчас российский инженер - это человек, сидящий где-то на обочине проселочной дороги. Как вернуть его на главную магистраль? Для начала нужно понять: во всех передовых направлениях простых задач не осталось. Всё, что было просто, уже решено. А сложные задачи требуют сложных методов, и это тот элемент, которому мы не учим и который надо полностью менять в системе подготовки инженеров в РФ. Очередной пример: во Франции 51% выпускников школ сдаёт определенный тест, который нужен для дальнейшего обучения. Если не сдал - не можешь претендовать даже на учёбу в ветеринарном техникуме, не говоря про топовые инженерные или математические вузы. Результаты этого теста показывают, что французский школьный диплом полностью покрывает всё российское высшее образование (прим.: ??? чё, правда что ли?!) 18-летний француз намного лучше и глубже знает математику, чем любой выпускник российского вуза, кроме, возможно, физтеха и «вышки». А потом этого француза ещё 2 года учат только физике и математике. И только после этого он идёт учиться инженерии.
Если ты не понимаешь математики, ты не способен стать инженером. Но в России понимание этого тезиса не стало массовым, потому что нет людей, которые бы массово этому учили. Как было в СССР с 1929 по 1935 годы. Но эту проблему можно решить. «У нас интеллектуально хорошая генетика, у нас есть все возможности, чтобы перепрыгнуть эту пропасть и не в два прыжка, а в один, - оптимистично заявил Кулешов. - Но пока мы находимся в 1929 году. И надо ввозить кадры из-за рубежа, иначе мы приблизимся к Нигерии и Зимбабве, где люди умеют пользоваться гаджетами, но не понимают, как они работают».
P.S.
Отсюда P.S.2 При этом, лично я опять обратил внимание на одну мысль, которую вы могли не заметить на общем фоне поста - люди в мире, по мнению академика, стремительно делятся на «яйцеголовых» и обслугу, и эта тенденция, и граница, и различия между людьми будут только нарастать. Писал об этом уже здесь:
«Парадокс прогресса: незавидные перспективы». Мне представляется, что это единственный вариант развития общества, так как людей много, и становится всё больше, а задач, которые они могут выполнять, с каждым годом будет всё меньше, так как стремительно растёт производительность труда и эффективность, внедряется автоматизация и роботизация уже маячит на горизонте. При этом, то количество знаний и квалификация, которые требуются промышленности и экономике от специалиста, они растут в прогрессии, но возможности человека не безграничны, потому происходит неизбежное сужение специализации каждого отдельно взятого работника… Далеко не все люди способны и готовы глубоко обучаться и качественно напряжённо трудиться, поэтому часть людей промышленности и экономике просто не нужны - они лишние. Уже сейчас правительства многих стран в мире понимают, что в скором времени для части населения планеты не будет никакой работы, даже самой примитивной, поэтому проходят эксперименты с
«безусловным базовым доходом», дающим возможность человеку существовать, нигде не работая… Но я бы на рассчитывал на гуманизм власть предержащих. Нарастающая конкуренция на рынке труда при современном развитии человеческой «культуры» не может ничем хорошим закончиться…
Читать ещё материалы по теме:
Парадокс прогресса: незавидные перспективы Простыми словами о сложном: эра новой «абсолютной» власти Простыми словами о сложном: теория «золотого миллиарда»
#наука #молодойинженер #Россия #кризис