Вдогонку к
предыдущему посту будет логично…
С недавних пор Россия стала одним из мировых лидеров по пожарам и обрушениям новодела - торговых и прочих развлекательных центров. В целом же по стране сейчас происходит примерно 150 тысяч пожаров в год, жертвами которых становятся в среднем 20-30 тысяч человек, из них гибнет примерно 10 тысяч. Общий материальный ущерб по данным, например, за 2015 год составил почти 14 млрд рублей. «Ни мозгов, ни совести», - сказал как-то «технический» нано-президент РФ
Дмитрий Медведев об очередном кровавом ЧП в стране. Но до недавнего времени власти не проявляли особенного интереса к этим проблемам, что не удивительно - ни сами главные «слуги народа», ни их дети по таким заведениям просто не ходят. И вот что хочется сказать по этому поводу...
Виновные в трагедиях всякий раз растворяются в «бермудском треугольнике» между проектировщиком, застройщиком и поставщиком материалов: перекладывая друг на друга по кругу ответственность, они почти всегда избегают наказания. Надзорные органы тоже не несут, как правило, никакой ответственности. На строительном рынке полно предложений от компаний «без комплексов», готовых осуществить любой проект за любые деньги. Причём, живут такие лавочки год-два, чтобы уйти от всякой ответственности за содеянное. Главное в этом бизнесе - умело прикрыть свой зад многочисленными бумажками с большим количеством печатей и подписей - чтобы прямо и косвенно виновных получилось бы столько, что привлечь кого-либо из них к ответу точно стало бы невозможно...
Между тем, подавляющее большинство критических нарушений связаны с самовольным удешевлением проекта со стороны подрядчика (субподрядчиков), когда более половины используемых строительных материалов являются контрафактом или самовольно подменяются более дешёвыми и менее надёжными. Хотя и к современному качеству проектов, в условиях деградации высшего образования, существуют большие вопросы. Получается, что преступление осуществляется на всех этапах строительства…
Государство взяло курс на то, что бизнес будет регулировать себя сам, и роль органов власти можно будет свести к минимуму. Для этой цели сейчас существуют саморегулирующие организации в строительстве (и не только), а также нормотворчество частично отдаётся на откуп самим строителям-частникам. По поводу бессмысленности и безответственности института СРО можно написать отдельный текст, но в данном посте акцент хочется поставить на другом.
Сейчас написать любой свод правил по отрасли (в том числе и по строительной), по которому потом будет жить вся страна, может хоть кто фактически!
По данным «Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» только в 2015 году было утверждено 22 «Свода правил», ещё 102 уже почти готовы к принятию и 123 нормативно-технических документа планируются в ближайшее время (Своды правил и СНиПы). Из них примерно половина разрабатываются за счёт внебюджетных источников - то есть по инициативе и за счёт частников. При этом приоритет отдаётся тем проектам, которые первыми пройдут все необходимые мероприятия - прямо как в коммуналке: кто первый встал, того и тапки! Защитой от недобросовестных нормотворцев является лишь то, что в течение месяца должно пройти общественное обсуждение нововведения. Если уточнений и нареканий нет, то наступает вторая фаза принятия документа, и у норматива, придуманного в крупной частной федеральной строительной компании, например, есть все шансы стать официальным всероссийским нормативом по отрасли или даже Госстандартом. Получается, прямо либертарианский рай: безо всякого участия чиновников проводи свой свод правил, по которому гвоздь в стену, допустим, придётся всем потом забивать шляпкой при помощи молотка, который производится только такой компанией, - и получай свой гешефт!
На практике массированным законотворчеством, как вы понимаете, «балуются» разнообразные крупные производители, всеми средствами прокладывая себе путь к монопольному положению на рынке. На заре перехода к саморегулированию у мелких компаний ещё был шанс закрепить своё положение, но тысячи условных ООО «Шараш-монтаж» предпочли действовать в условиях полного законодательного вакуума - так было проще и выгодней с точки зрения финансов. Они не воспользовалась возможностью закрепить своё влияние, и теперь законодательство стало дубиной в руках «капитанов» отраслей. Выражается это в сплошном «сносе» субъектов мелкого предпринимательства.
Именно с зачисткой рынка от мелочи и связан нынешний нормотворческий чёс. За деньги можно купить всё, и членство в строительных саморегулируемых организациях, и сертификат соответствия на некондиционную продукцию. Однако никто не отменял и чисто рыночных механизмов, когда крупнейшие игроки выдавливают с рынка более мелких, что совершенно естественно. Более того, наметившаяся тенденция - общая для всех отраслей во всех сферах бизнеса в России: от торговли (ритейла) и банковского сектора до авиаперевозок и транспортного машиностроения - все российские рынки и отрасли стремительно и планомерно укрупняются.
Чиновники благосклонно относятся к любым проектам законов и норм, в том числе создающим условия для монополизации. Это происходит даже не в силу личной заинтересованности (например, пропихнуть наверх какого-то определённого крупного производителя). Нет, дело не в этом. За 20 лет профессионалов, специалистов-производственников в министерствах практически не осталось - там усиленно культивируется тип управленца новой формации: эффективного менеджера. Из трёх ипостасей существования российского бюрократа («реальные дела», PR и бумагооборот), которые фактически не имеют точек соприкосновения, отдаётся приоритет последним двум. Широко также распространена система «У-3»: У-гадать, У-годить, У-рвать. Словом, чиновники благосклонно относятся к законотворчеству «капитанов отрасли», так как способны только на бюрократическое крючкотворство и с несколькими крупными компаниями им проще работать, чем с оравой разнокалиберных.
Кто же виноват в бесконечных ЧП в современной российской строительной отрасли? Во всех резонансных происшествиях оценивается только конкретный источник инцидента и его причина. Эксперты стараются не анализировать то, насколько правильно и эффективно спроектировали, настроили, проверили и как сработали, например, огнезащитные системы. Более того, всеми силами пытаются избегать критической оценки роли «пострадавшей» стороны - владельца здания, то есть нашего горе-инвестора. Налицо имеется предоставление заведомо небезопасных услуг по аренде бутиков и прочих закутков, через которые ежедневно проходят тысячи людей. А вопрос стоит задать очень серьёзный: можно ли «вписать» реализацию проекта в те суммы, которые реально были израсходованы на возведение здания? Несмотря на «дутые» расходы, которые по бумагам есть, а в реальности их незаметно, сделать это можно.
Заказчик организовывает строительство для извлечения прибыли. Он заинтересован в том, чтобы его проект окупил себя как можно быстрее. Отсюда непонятные конструктивные решения, сомнительные генподрядчики (которые несколько раз передают объект в субподряд), фальсификат вместо нормальных качественных стройматериалов. На каждом этапе возведения объектов могут случиться и случаются фатальные недоработки. Почему? Именно потому что заказчик заинтересован в экономии на всём! Зачастую, кроме денег заказчика строительства ничего не интересует, и у него нет даже отдалённо адекватного представления о том, насколько технически сложен тот или иной проект, сколько реально требуется средств для его возведения с учётом того, чтобы объект строительства был безусловно качественно и надёжно построен.
Если кому-то кажется, что всему виной типичное российское разгильдяйство, то он ошибается. Страны «новой Европы» тоже столкнулись с подобными проблемами. Взять хотя бы
обрушение торгового центра «Maxima» в Риге.
Капитализм в странах бывшего СССР снова строился стахановскими темпами безо всякого проекта и фундамента. О безопасности этой конструкции думали в последнюю очередь. В принципе, отрегулировать такие вопросы можно в рамках существующего буржуазного строя: осуществляться проблема безопасности должна через страхование, то есть - деньги. У «инвесторов» и
«дефективных менеджеров» другого мерила просто нет. Условно, после анализа состояния узлов и агрегатов АЭС именно страховщик определят стоимость выплат: если всё в порядке, то она составит 2 рубля в год, а если объект представляет существенную потенциальную опасность, то 100 рублей ежегодно. Ну, а все доблестные контрольные органы, которые от раза к разу, как всегда выясняется, не выполняли надлежащим образом свои обязанности, в этих условиях будет осуществлять лишь сугубо декоративные функции.
До настоящего времени поиск виновного сводился к определению конкретного «стрелочника», который не то сделал, не ту кнопку нажал, не там расписался, но проблема-то гораздо шире. Сейчас российская буржуазия по деньгам не может «потянуть» те проекты, которые реализовывает! На нормальную работу просто нет средств. Непомерные и неадекватные амбиции, без профессионального предвидения и осознания последствий - отличительная черта современной России. И поэтому всё будет гореть, рушиться, обваливаться, тонуть и падать. Так и только так сколачиваются баснословные капиталы.
P.S. Пост написан по мотивам
этой статьи.
P.S.2 Справедливости ради надо отметить, что текущая аварийность, количество пожаров и их жертв примерно соответствует тому уровню, который был в СССР (а по некоторым параметрам показатели даже значительно лучше), хотя кому-то и может субъективно казаться, будто бы всё сейчас как-то особенно ужасно и будет только хуже…
При этом, уточню ещё, что 90-е годы действительно наблюдалась значительная деградация в сфере безопасности и рост числа пожаров (жертв катастроф), пик которых пришёлся на 2002 год, когда погибло почти 20.000 человек. Как вы сами можете заметить, с тех пор количество жертв снизилось в 2 раза и держится на этом уровне (плюс/минус) уже достаточно давно. Более того: имеется устойчивая тенденция к дальнейшему снижению, несмотря на различные «оптимизационные» реформы и сокращения в этой сфере