Как и обещал, начинаю серию постов по бизнесу, прежде всего по стартапам. Прежде всего нужно определиться с термином "стартап", именно для этого нынешний пост. Чаще всего, люди понимают под стартапом совсем не то, что принято понимать в профессиональной среде.
Чаще всего под стартапом люди понимают "фирму с коротким сроком операционной деятельности" (Википедия). Т.е., если предприниматель открыл закусочную, то в бытовом понимании, он гордится, что открыл стартап. Профессиональные стартап-инвесторы с ним не согласятся.
По их мнению, стартапом можно называть лишь такие компании как Гугл, Убер, Майкрософт, ЛингвоЛео, если о России речь. Т.е. это совсем не закусочные, а крупные компании с миллиардными оборотами.
Вот и мы здесь будем понимать под стартапом компанию, которая создана с нуля, но за 3-4 (ну ладно, пускай 5) лет она достигает миллиардных размеров. Из этого определения возникает общий облик такой компании.
1. Совершенно очевидно, что такой капитализации компания не сможет достичь сама собственными средствами. Для этого привлекаются инвестиции. А сейчас поставьте себя на место инвестора: фирме безгоду неделя. Почему он должен давать такой компании свои деньги? За красивые глаза никто и не дает.
2. Нет, ваш бизнес-план особо никому не нужен. Идея ваша тоже особого интереса ни для кого не представляет, какой бы великой вы ее не считали. Главный актив, в который вкладывается инвестор - это команда. Еще раз повторюсь: не крутой чувак, который смог все сделать и даже не офис с толпой наемных работников, а команда. Т.е. группа людей, которые находятся в одной лодке, все финансово заинтересованы в получение успешного результата. И главное, эта группа должна доказать, что она устойчива и способна справляться с кризисами. Доказать - это не просто рассказать об этом. Это значит, что нужно представить какой-то результат своей деятельности.
3. Достаточным результатом деятельности для инвестора является текущая операционная деятельность компании. Т.е. ни один инвестор не даст денег крутому перцу, который пришел к нему с классной идеей. Если команда сделала продажу, потом сделала минимальный продукт и сдала его заказчику (в идеале именно в таком порядке), а потом занялась масштабированием бизнеса, т.е. созданием каналов сбыта и т.д. Вот тогда такая команда действительное представляет интерес для инвесторов.
4. Есть еще одно условие стартапа. Ни один инвестор не станет вкладываться в компанию, если предел ее мечтаний - это закусочная на обочине дороги. Инвесторы вкладываются в то, что приносит большую прибыль. Конкретно, кажды вложенный рубль, должен через 3-4 года принести инвестору 10 рублей. Такое бывает только на крупных рынках размером порядка миллиарда и больше. Поэтому в закусочную инвесторы вкладываться конечно не будут, но вот в сеть закусочных вполне успешно вкладываются.
Еще один важный момент. Как я уже сказал выше, ваша великая идея кроме вас как правило никому не интересна. Да, сама идея не стоит вообще ничего. Полный ноль. Все дело в том, что после начала реализации идеи, команда быстро обнаруживает, что идея очень не совершенна и начинает ее корректировать. Очень часто от идеи просто отказываются в пользу другой. Это как в той поговорке: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Пока не выйдешь в местность и не начнешь работать, оврагов не увидеть как и много чего другого. Поэтому, когда предприниматель с важным видом скрывает свою идею, делает из нее секрет, боясь, что ее перехватит кто-то другой, то в профессиональной среде с таким человеком просто не разговаривают. Это лишь свидетельствует о некомпетентности человека.
В следующий раз расскажу о команде как самом важном элементе стартапа.