ТПУ "Чертановская": нужен ли нам пешеходный терминал?

Nov 21, 2015 16:23

Не успели гражданские активисты нашего района отбить проект строительства торгового центра под видом ТПУ "Нахимовский проспект", как власть объявила о публичных слушаниях по еще одному проекту ТПУ. На этот раз у метро "Чертановская".



Материалы проекта будут выставлены в помещении управы с 26 ноября по 2 декабря, общее собрание участников слушаний назначено на 19 часов 10 декабря в помещении школы №536 (Азовская, 41).

Выставленный на слушания проект состоит из двух файлов.

Проект ТПУ "Чертановская" (утверждаемая часть)
Проект ТПУ "Чертановская"

Советую всем, кто заинтересован, сразу скачать оба файла и сравнить.


Официальный статус имеет только первый из этих документов - "Материалы проекта планировки территории". Его и будем принимать (или не принимать) на слушаниях. Второй файл - рекламный буклет, показывающий в наглядном красивом виде, как проектировщики представляют себе будущий облик площади у метро "Чертановская". Юридической силы этот буклет не имеет.

Посмотрим, что предлагается делать по проекту планировки.
Ликвидируются объекты на земельных участках №9, 27 - 30. Это ТЦ "Каспий", его автостоянка, пристройка к ТЦ "Штаер" с южной стороны и группа торговых ларьков у северного выхода метро "Чертановская". Кому-нибудь мешают эти ларьки? Мне - нет. Давайте предложим их сохранить.

Планируется строительство двух новых объектов.
На участке 31 - многоуровневый пешеходный терминал с объектами попутного обслуживания.
На участке 32 - общественный центр с гостиницей и многоуровневым паркингом.
Расположение этих новых объектов показано на схеме.



Что такое пешеходный терминал? На пассажирском транспорте терминал - пункт посадки и высадки пассажиров, место, где они собираются перед посадкой в транспортное средство. А зачем терминал пешеходам? Им нигде собираться не надо, они идут каждый по своим делам. Вероятно, по замыслу проектировщиков пешеходы должны собраться для посещения "объектов попутного обслуживания". А значит - под пешеходным терминалом понимается  торговый центр. Он займет длинную полосу земли вдоль Чертановской улицы от северного выхода метро "Чертановская" до выезда из микрорайона Северное Чертаново, в том числе место, где сейчас находится торговый центр "Каспий". Высота будущего ТЦ по одним данным 12, по другим 15 метров, или 3-4 этажа. Почему по одним данным так, а по другим этак? В проекте на стр. 16 имеется таблица "Участки территории (зоны) планируемого размещения объектов", а на стр. 17 - "Объекты капитального строительства", и в этих таблицах указана разная предельно допустимая высота для одних и тех же объектов.

Нужно ли нам выступать против строительства торгового центра? Не уверен. С одной стороны, сейчас кризис, доходы у людей падают, существующие торговые центры не заполняются. Но с другой стороны - проект планировки делается не для того, чтобы прямо сейчас начинать строительство. Он только закрепляет землю под будущие объекты, которые могут быть построены через 10, 15 лет или не построены вовсе. За время, которое пройдет от принятия проекта до его реализации, многое в экономике может поменяться. При этом, в отличие от ТПУ "Нахимовский проспект", данный ТЦ не будет размещаться под окнами жилых домов. Так что пусть будет. Но в том виде, как он сейчас нарисован, он преградит проход между пешеходной зоной на берегу пруда и Чертановской улицей. Надо требовать сервитут для сквозного прохода через здание ТЦ.

Интересна транспортная часть проекта. В состав терминала должны войти конкорс (проще говоря, крытый надземный переход) и велопешеходный мост через Чертановскую улицу. Надземные переходы принято считать чуть ли не абсолютным злом (во всяком случае те из них, которые находятся в городах). Когда я увидел картинку, вынесенную в начало данного поста, первая мысль была: нафиг нужен надземный переход, когда уже есть подземный, соединенный с выходом метро? Но не все так просто.

У нас есть трамвайная остановка "Метро Чертановская", попасть на которую можно только через подземный переход. Остановка популярная, народу ездит много, посадка в трамвай через турникет занимает несколько минут. Напрашивается идея - построить на этой остановке крытый павильон с турникетами на входе, чтобы посадка в трамвай проходила через все двери без задержек. Это существенно ускорило бы движение трамваев, особенно маршрут 1, на котором эта остановка - единственное проблемное место.
Собственно на картинке этот павильон уже нарисован. Вот только в проекте планировки о нем ни слова.
Для любого закрытого помещения, посещаемого большим количеством людей, может возникнуть проблема пропускной способности входов. Проход на трамвайную остановку происходит по узким лестницам, которые к тому же не оборудованы пандусами для маломобильных граждан. Поэтому нужен второй вход на остановку - с южной стороны. Соответственно, там нужен и переход через улицу. Но почему надземный?
Эта местность расположена в долине реки Чертановки и отличается ярко выраженным рельефом. Южный вестибюль метро "Чертановская" расположен на несколько метров выше, чем проезжая часть Чертановской улицы, а она, в свою очередь, существенно выше, чем пешеходные дорожки у берега пруда. Но около пруда будет построен торговый центр. Таким образом, Чертановская улица окажется в ложбине между естественным восточным берегом и рукотворным западным. И соединить эти два берега и трамвайную остановку мостиком - вполне разумное решение. Вот только расположен он (см. заглавную картинку) неудачно. Восточный конец следует вывести в промежуток между ТЦ "Свод" и домом 1 по Чертановской, в котором находится куча магазинов, сбербанк, альфабанк и прочие точки притяжения. Это позволит соединить стороны улицы самым коротким и удобным способом.
Но вся транспортная инфраструктура нарисована только в рекламном буклете! В проекте планировки ее нет! И земельные участки под нее не выделены! Надо добиваться пересмотра проекта планировки.

Общественный центр с гостиницей планируется разместить на месте автостоянки около ТЦ "Каспий". Обратите внимание на предельную высоту: 75 метров! Это значит, что пейзаж нашего района украсит 25-этажная "свечка". В принципе это не самая плохая для района штука, учитывая, что в отличие от других типов недвижимости гостиницам (особенно в крупных городах) не нужнф большие парковки. Но что понимается под общественным центром? Офисный комплекс, в который будут приезжать эффективные менеджеры и запаркуют своими машинами не только планируемый многоуровненый паркинг на 175 машиномест, но и все вокруг? Думаю, следует требовать, чтобы формулировка "общественный центр с гостиницей" была заменена просто на гостиницу, без общественного центра.

И совсем странное решение (представленное не в проекте планировки, а на картинке) - круговое движение на перекрестке Балаклавского проспекта и Чертановской с разрывом прямого хода по Балаклавскому проспекту. При том, что проспект входит в состав Южной рокады, и менее чем в километре от этого места будет построена грандиозная развязка рокады с Варшавским шоссе. И поток с этой развязки встанет у нас на круге. Интересно, проводилось ли моделирование? Взглянуть бы на результаты.

Итак, общий список поправок, которые по моему мнению следует внести в проект.
  1. Сохранить торговые ларьки, которые не мешают строительству запланированных объектов.
  2. Устранить нестыковку в предельно допустимой высоте объектов.
  3. Установить сервитут сквозного прохода через здание торгового центра.
  4. Добавить в проект планировки объекты транспортной инфраструктуры, которые изображены в буклете.
  5. Предусмотреть на трамвайной остановке "Метро Чертановская" крытый павильон с двумя входами - из существующего подземного перехода и планируемого надземного, оборудовать оба входа турникетами.
  6. Сместить планируемый надземный переход через Чертановскую улицу несколько южнее, так, чтобы его восточный конец оказался в промежутке между ТЦ "Свод" и домом 1 по Чертановской.
  7. Отказаться от строительства общественного центра на участке 32, оставить только гостиницу и паркинг.
  8. Пересмотреть решение об организации кругового движения на перекрестке Балаклавского проспекта и Чертановской улицы, не разрывать прямой ход Балаклавского проспекта.
Может быть, я что-то упустил? Добавляйте в комментариях. И не забудьте прийти 10 декабря на публичные слушания.

транспорт, публичные слушания

Previous post Next post
Up