Mar 18, 2015 00:34
А вчера приезжали французы...Конечно, не ко мне лично, а в филармонию. И привезли с собой потрясающий джазовый концерт.
Джаз-квартет "Ideal": саксофон, контрабас, тромбон и банджо. Банджо, блин! банджо! а я думала, что банджо - это какой-то этнический музыкальный инструмент. В голове смутно всплывали обрывки сведений о том, что на нем иногда играл Джордж Харрисон)). Имя я запомнила только у контрабасиста: Роман Ноэль (как пошутил обаятельнейший саксофонист, по-английски будет Роман Кристмас)). Но на сайте Свердловской филармонии подглядела и другие имена: Кристиан Бедоа (саксофон), Ален Раттие (тромбон), Филипп Гуиньер (банджо).
Это был мой первый джазовый концерт. Если когда-то в детстве мы с мамой и ходили на что-то подобное, то я не помню - а значит, не ходили. Потому что забыть такую музыку и таких исполнителей невозможно. Обычно я слушаю музыку с закрытыми глазами, но тут сидела, распахнув их как можно шире, старясь не упустить ни одного жеста или мимического движения музыкантов, которые и сами были неудержимой музыкой.
Играли в основном композиции Сиднея Беше: "Торговец рыбой", "Паспорт в рай", "Маленький цветок", "На улицах Антиба"... Обаятельнейший саксофонист Кристиан Бедоа травил байки о композиторе, чуть заигрывал с переводчицей, перешучивался с другими музыкантами и щедро сыпал комплименты в зал. А как он играл! Задействовал не только лицо и руки, но и ноги пританцовывали, и туловище двигалось, да, казалось, в игре участвовали даже отутюженные брюки и красный галстук.
В каждой композиции была какая-то изюминка, какой-то крючок, который музыканты бросали зрителю, вовлекая в происходящее. Например, просили подпевать: "Дуап-дуап-дуап-дуап-дуап-дуап-дуап-дуап" (8 раз)). И сегодня, когда я шла с работы по парку, все вороны, очевидно, поклонницы джаза, кричали вокруг меня не "кар-кар", а "дуап-дуап". Вы вслушайтесь в весеннюю воронью перекличку. Там вполне себе джаз.
В мелодию "Лето" вдруг вкрались "Очи чёрные". "Очи чёрные" на саксофоне и банджо - это был неожиданный культурный крючок, на который зрители среагировали радостным бормотанием.
А где не надо было подпевать и где не было культурных крючков, была просьба задавать ритм аплодисментами.
Сидеть тихо и спокойно под джаз совершенно невозможно. У меня всё время слегка притопывала нога, дяденька рядом со мной барабанил пальцами по сумке, сзади меня стучали по подлокотнику. Под джаз надо танцевать, это же издевательство - быть втиснутым в бархатное кресло, когда тело хочет двигаться, гнуться и танцевать, танцевать, танцевать...
"Я говорю - и вы меня не понимаете" - сказал саксофонист по-французски. Но он говорил так четко и раздельно, что даже я, чьи познания французского лежат где-то в области 7-9 класса и 1-2 курса, понимала всё. Я была такая не одна, поэтому зал зароптал: "Понимаем!" еще до того, как услышали перевод. Но Кристиан продолжал: "А вот когда я играю - вы меня понимаете. Потому что музыка идет из сердца к сердцу. Она объединяет людей. Да здравствует музыка... и попозже я вам объясню, почему да здравствует Россия!" Но я забыла его объяснения, почему "Да здравствует Россия". Кажется, кто-то из джаз-композиторов вдохновлялся Римским-Корсаковым. А вот почему "да здравствует музыка!" - и так всем понятно.
Vive la musique! Vive le jazz!
музыка,
филармония