Дмитрий Ревякин в Арт-таверне 'Джон Сильвер' - 06.10.2012
Фото - Елена Разина
Чуть ранее был опубликован
обзор встречи
с Дмитрием Ревякиным в Арт-таверне 'Джон Сильвер'.
А теперь предлагаем Вашему вниманию репортаж Светланы Логиновой.
В материале использованы фотографии Елены Разиной
с её любезного разрешения.
***
- Автографы Дмитрий Ревякин раздавал мирно и терпеливо
Что ненавидит Дмитрий Ревякин
Лидер легендарной группы «Калинов Мост» выступил 6 октября в Петербурге с презентацией своего нового сборника стихов «Знаки Небес» в Арт-таверне «Джон Сильвер». Собственно, это был творческий вечер Дмитрия Ревякина, организованный клубом, который теперь возродился на проспекте Просвещения, а раньше существовал на Васильевском острове под названием «Капитан Флинт» и был хорошо известен питерской рок-тусовке.
Возвращаясь к выступлению Ревякина, нужно сказать, что это должен был быть творческий вечер, а получилось… Ну не знаю, что получилось… Встреча, во всяком случае состоялась, и он даже пел. Несмотря на то, что Дмитрий исполнил всего пять композиций, это была наиболее сильная часть вечера. Слушая голос и музыку Ревякина, думаешь о том, что нет тут фальши - есть вера, сила и если не такое пронзительное ощущение молодости, как в первых культовых альбомах группы, то по крайней мере и усталости от жизни не чувствуется. Просто веришь этому поразительному голосу.
Что же касается личности самого исполнителя, то вопросов возникало множество, а вот ответов практически не было. Было совершенно отчётливое нежелание Дмитрия словесно контактировать с публикой. Конечно, в основном в Арт-таверну пришли заядлые поклонники группы, благодарившие его за концерт, состоявшийся накануне в «Авроре». Но были и те, кто так же, как и я, пытались понять, что за личность на протяжении двадцати пяти лет возглавляет музыкальный коллектив, считающийся самым ярким представителем сибирского рока, и насколько эта личность совпадает с символом веры, декларируемым в музыке и стихах автора. Тем не менее, даже к своим поклонникам Дмитрий, скажем так, был не вполне лоялен.
Коротко представив книгу, «с трепетом», как он выразился, автор сообщил, что её презентация уже прошла в Новосибирске. Ревякин извинился за плохое самочувствие и попросил не уговаривать его петь. Но и стихов из книги читать не стал. « Вот я сейчас немного расскажу о книге, а потом, если будут - вопросы», - сказал он. Вопросы после короткого вступления поступали вяло, народ не сориентировался, о чём можно спросить. Поскольку заявлено было плохое самочувствие, поинтересовались: «В европейской части дышится тяжелее, чем в Сибири?» - « Да нет, в Питере и Москве нормально». Позднее он сам же это опроверг, ядовито высказавшись по поводу болотных испарений Северной столицы.
Попросили всё же прочитать что-то из сборника, и Дмитрий хорошо поставленным голосом продекламировал «Час Быка». Далее, после повисшей паузы, спросил: «Ну, ещё попеть, что ли?». Спел. Аплодисменты. На вопрос о творческих планах ответил: «Колоссальные».
- А рассказать?
- Нет, я просто так не собираюсь. Спрашивайте! Я что, вас сюда развлекать пришёл?
Вообще-то, да, развлекать. Входные билеты стоили тысячу рублей, и со своей публикой можно было бы и повежливее. На скрипы, доносящиеся из кухни: «Ненавижу выступать в кафе!» Слово «ненавижу» прозвучало еще несколько раз. Так что периодически возникала пауза. Положение спасал музыкант Артём Хорошевский, задававший подробные вопросы и хорошо ориентирующийся в творчестве Дмитрия Ревякина и группы «Калинов Мост». Но и он нарвался на нежелание указывать курс при попытке «взять» Ревякина в учителя жизни. Ещё в самом начале вечера лидер «Калинова Моста» попросил избавить его от комментариев «геополитической» обстановки, хотя сказал, что сборник «Знаки Небес» - это его реакция, как любого нормального человека, на окружающее.
Кто-то и просто спросил: «Куда вы ведёте?». Такого рода вопросы у лидера «Калинова Моста» просто не находили понимания. Он объяснил, что хорошо, если какие-то события или вещи, о которых он поёт, заинтересуют слушателя и подвигнут на дальнейшее изучение предмета, но, в общем, на большее он не претендует. Сама по себе - реакция нормальная, если бы не противоречила его высказываниям в других интервью и очевидным тенденциям творчества.
В середине вечера, после того, как к нему обратилась землячка из Новосибирска, Дмитрий просветлел лицом, и разговор пошёл поживее. Он рассказал о том, что в Новосибирске, когда бывает, то всегда встречается с друзьями. И вообще, он - человек патриархальный.
Любопытный диалог состоялся у меня с Ревякиным уже после его выступления. Автографы он раздавал мирно и терпеливо, фотографировался с поклонниками покорно.
- Можно еще пару вопросов?
- Да сколько можно?
- Для газеты.
Он молча кивнул.
- Я первый раз на вашей творческой встрече, и у меня сложилось впечатление, что это - не ваш формат. Вы довольно агрессивно реагировали на некоторые вопросы…
- А почему я должен был быть настроен благожелательно?
- Ну это же ваш творческий вечер…
- Ну и что? У вас есть определённые лекала, по которым должны проходить творческие вечера? Если бы я пришёл на расслабоне, на позитиве, ничего бы вообще не было! Я пришёл для того, чтобы вытащить людей на общение!
- И как, получилось?
- Да!
- Мне показалось, что у вас не было желания отвечать на вопросы…
- Не надо свою мнительность выдавать за реальность!
- Я потому и спрашиваю, вы не любите творческие вечера?
- Я вообще ничего не люблю. Я это терплю.
- То есть вы старательно отпихиваете от себя мессианство… Как сказал классик, моя биография - в моих стихах и песнях?
- Не отвлекайтесь на философию, я её ненавижу! Вопрос в чём?
- Будем считать, что я получила конкретный ответ.
Отрицательный ответ - тоже ответ. Противоречивость личности очевидна: и мессией он себя ощущает в некоторых стихах, и говорил об этом в других интервью. И о «геополитике» высказывался. Можно всё списать на плохое настроение и разговор накануне до пяти утра с каким-то приятелем.
Но возникает вопрос всё-таки о соответствии творчества характеру человека, об ответственности кумира рок-музыки перед своей аудиторией. Дмитрий неоднократно повторял в течение вечера, что он молод и полон сил. В это как-то мало верилось. Словно от распахнутой и летящей юности («Пока ты молод», «Улетай») он сразу перешёл к стариковской религиозности и настораживающей праведности, более чем широко представленной в его лирике. Однако сложные «теремковые» конструкции его стихов прерываются иногда обнаженным «болевым» двустишием. А в музыкальных композициях тексты настолько органично сочетаются с мелодией, что незаметной становится и излишняя, простите, старообрядность и акцентированная «русскость». В самом начале пути «русскость», как распахнутость души, была идентична молодости… Но…полёт души остался! Наверное, придётся процитировать самого Ревякина в другом интервью: «Поэт очень мало общего имеет с рассудком»…
Несколько обескураженный происходящим, директор клуба Борис Червяков рассказал, что они приглашают гостей, руководствуясь личными предпочтениями, и были рады, что выступление Ревякина в клубе - первое в новом помещении. На вопрос, удачным ли получился вечер, ответил утвердительно: «С точки зрения технического оснащения: звука, света, мне кажется, мы сделали всё, что от нас зависело. Был полный зал, что не может не радовать. Но, конечно, всегда хочется большего…»
Автор -
Светлана Логинова'Выборгские ведомости'
№ 79 - 16.10.2012 © Светлана Логинова , 2012
© Zventa-Sventana, 2012