036. Хроматизмы - тональности. Сложная таблица для простого использования

May 11, 2011 21:54

.
То что хроматизмы связаны с локальными переходами в другие тональности я понял давно, ещё когда рисовал первый вариант этой таблички (034). Но тогда я не задавался вопросом в какие конкретно тональности осуществляется переход. Пора наверстать упущенное, по моему это довольно интересно с теоретической точки зрения.

Как обычно, под катом большая, по клику ОЧЕНЬ большая.








Как видно из таблицы, для пяти хроматизмов существует шесть соседних тональностей. Их шесть, а не пять потому что к x1, x2, x3 и x5 можно в одной и той же тональности подойти как "справа" так и "слева". А вот для x4 существует одна тональность для подхода "слева" и другая для подхода "справа". ("слева", "справа" это как бы с точки зрения фортепианной клавиатуры, имеются ввиду восходящая и нисходящая секундные последовательности). Почему так случилось именно для x4 легко понять, взглянув на упорядоченную по тональностям таблицу квинтовых вертикалей ( 022). Несложно заметить, что x4 (Поль в тональностях До-мажор и Ля-минор) расположен точно посередине "внетонального" отрезка квинтовой вертикали, т.е это самый дальний от исходной тональности хроматизм. Ближайшие тональности в которых он появляется симметрично отстоят от исходной на +3 и -3 квинты. Ещё одной интересной особенностью оказалось то, что трезвучия соответствующие хроматизмам в ближайших тональностях (там где они не хроматизмы уже, а обычные ступени), так вот там эти трезвучия всегда или мажорные или уменьшенные, но никогда не минорные. Почему так, легко понять из той же самой таблички (022): хроматизмы из соседних тональностей "вползают" через начало или конец квинтовой вертикали, а она для натурального мажора/минора начинается всегда со ступени на которой строится мажорное трезвучие (розовый столбец) и заканчивается ступенью на которой строится уменьшенное трезвучие (зелёный столбец). Всё исключительно из-за того места которое занимают в ней тоники натурального мажора и минора. Для прочих фриглидских ладов ( 035) всё будет по другому, конечно. Но не рисовать же для них отдельные таблички? Просто притворитесь что работаете не с Ре-дорийским, а с До-мажором, ага ;)

PS А вот радикально упрощённый вариант таблички ( 037) для тех кто хорошо считает в уме :)))

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up