142. Усовершенствованная разметка гитарного грифа

Dec 10, 2015 07:36

.
Идея усовершенствовать первые варианты разметки гитарного грифа (см. 004, 004 in "superidea"), при помощи добавления двенадцатислоговых названий звуков (см. 001) была у меня уже давно. Останавливало только отсутствие гитары. Теперь гитара у меня есть и гриф её выглядит так:




Простая идея: цветом обозначить октавы, а звуки подписать названиями по двенадцатислоговой системе: до, ку, ре, фи, ми, фа, ту, со, по, ля, би, си. Звуки соответствующие чёрным клавишам фортепиано помечены чуть более тёмным оттенком. На первом ладу каждой струне соответствуют два названия звуков - одно для открытой, другое для прижатой струны.



С такой разметкой гитарная аппликатура становится полностью очевидной.

Для гитариста гриф выглядит примерно так:



А для "внешнего наблюдателя" названия звуков выглядят перевёрнутыми:



Разумеется, разметка вовсе не предназначена для того чтобы постоянно смотреть на неё во время игры. Скорее это для изучения аппликатуры и поиска различных способов сыграть тот или иной аккорд / созвучие.

Едва только взглянув на новую разметку грифа я узнал / узрел удивительные для гитарного дилетанта (коим я и являюсь) факты:

1) Несмотря на то что диапазон гитары немногим больше трёх с половиной октав (если не учитывать флажолеты), в этот диапазон попадают звуки из пяти октав. Самая высокая октава представлена единственным звуком - до.

2) До-мажорный аккорд сыгранный на 6 струнах вместо обычных 5, тоже имеет право на существование, только это будет не до-мажорное трезвучие, а до-мажорный секстаккорд.

3) "Мини-баррэ" на трёх самых тонких струнах образует минорные секстаккорды (например, до-ми-ля на 5 ладу - это ля-минорный секстаккорд).

4) А "лесенка" на этих трёх струнах образует обычные минорные трезвучия в мелодическом положении квинты (например до-фи-со).

Возиться с гитарой теперь - сплошное удовольствие!

О технической стороне вопроса.

Были проведены замеры гитарного грифа и вычислены размеры наклеек на каждый из ладов. Подготовлен графический файл для печати на самоклеящейся бумаге. На лист формата A4 поместился двойной комплект наклеек:



Двойной комплект наклеек пришёлся весьма кстати, так как некоторые наклейки в процессе вырезания и ламинирования оказались испорчены.

Ламинирование производилось при помощи обычного прозрачного скотча: сначала вырезается наклейка (обязательно с полями), потом на неё наклеивается скотч, затем поля обрезаются, наклейка подгоняется под место на грифе, после чего приклеивается.

Не все наклейки у меня точно попали в размер. Некоторые пришлось слегка обрезать, на паре ладов образовались миллиметровые зазоры, но в целом получилось довольно аккуратно и симпатично.

Выкладываю файл для печати наклеек в высоком разрешении, хотя не для каждой гитары он подойдёт. Нужно смотреть / мерять / подгонять:
guitar_fingerboard_layout.tif на Яндекс.Диске (~2 Мб)

PS Соседи у меня раньше любили побренчать на гитаре. Теперь что-то поутихли. Как раз с тех пор как я сам взялся за гитару. В чём дело? Покрыто мраком неизвестности.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

guitars, music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up