Для меня это был первый «полнометражный» балет с участием Светланы Захаровой, до этого только записи и одноактная Кармен-сюита на ее декабрьском вечере в БТ. Давно лелеемая мечта увидеть Светлану, да еще в паре с Лантратовым, в балете Ноймайера, по отзывам , кардинально отличающимся от его же не принимаемой мною Татьяны, сбылась неожиданно, за 2 часа до спектакля, и застала меня в кедах, хорошо хоть не в джинсах. Не имея времени метнуться домой и презрев предполагаемые язвительные реплики ревнителей outfit-порядка в главном культурном храме страны, я даже дерзнула воспользоваться центральным входом на Основную сцену. Всякий раз, когда мои билеты в ложе, создается особенное ощущение нежели в партере, словно виды проносятся одни и те же, но я в купе с закрытой дверью, а не в общем вагоне, поэтому с соседями возникает особое единение, ведь у нас на всех одно окно. Поэтому всегда жаль, когда входящие в ложу не здороваются и демонстрируют, что они путешествуют в компании самих себя, я люблю обменяться парой фраз в антракте. Вчера девушки в 1 ряду хоть и не настроены были общаться, зато были нарядные, приятно посмотреть, и хрупкой конструкции, что, пожалуй, важнее. А на третьем почти слепом ряду на барных стульях сидела взрослая пара, и когда включили свет после первого действия я стала свидетелем забавной сценки, когда мужчина заботливо помогал спутнице надеть сброшенные для удобства просмотра туфли на каблуках. Обожаю такие яркие жизненные кадры, например, наблюдала как-т, как мужчина на мазератти снял рекламные листовки из-под дворников и прошагал 5 метров до мусорного бака, при том, что за ним не наблюдал никто, кроме меня из окна дома через дорогу, или когда бомж перекрестился на купола и сказал своему товарищу, что срезать путь через церковный двор насквозь он не будет, потому что не достоин войти , он обойдет. Но что-то мой поезд поехал не по заявленным в названии рельсам, возвращаемся к
Светлане Захаровой, номинированной за роль Маргариты на Золотую маску, премию необходимо дать в обязательном порядке. Просто потому, что нет сейчас на всем белом свете балерины лучше, чем она. Светлана - синоним слова совершенство. Можно обсуждать ее подъем, растяжку, рисунок роли, движения кончиков пальцев, в которых больше смысла, чем порой в целой вариации других, но зачем? Имеющий глаза да увидит. Она, сидящая на скамейке в сцене в деревне держит на себе взгляд сильнее, чем довольно активное танцевальное действие вокруг. Владислав Лантратов выглядел совершенно равнозначным партнером, не заметила отмечаемое прежде другими его ощущение себя как №2 на сцене при приме Захаровой. Завороживающие дуэты в 3 акте - то, ради чего стоит смотреть этот спектакль. Неземная Светлана и полный чувств Влад, танец не двух людей, а двух душ, великолепно исполненные поддержки - вершина актерского и танцевального мастерства. У меня нет подходящих для описания этой красоты слов. В тумане сопереживания черному и белому дуэтам у меня возникли образы черного и белого лебедей, сначала испепеленного обреченной страстью, а потом парящего над миром в сферах, где любовь бессмертна. В черном дуэте примечательна первое совместное движение рукой, которое Светлана делает на полсекунды позднее, чем Влад, и это сразу создает ощущение покорности ему и своей судьбе. Дуэты и у хореографа, и у танцовщиков получились абсолютно гениальными.
Развитие образов главных героев от искорки знакомства до пожара брошенных в лицо Маргарите денег и пепла ее дневниковых записей выглядели выразительным. Небольшая иллюстрация - стопы Маргариты - скрещенные рапиры, когда она сидит в театре во всем блеске своего положения обожаемой поклонниками куртизанки, не знающей другого счастья, как ослеплять сталью своей красоты, и Маргариты в третьем акте на том же стуле, с поставленными смиренно рядом, лишенными жизненной силы и власти над собой стопами. Влад сумел уверить в своем чувстве к Маргарите не только ее, но и зрителя, у которого не было сомнений, что такая избалованная, искушенная, с уже надломленным сердцем Маргарита как Захарова, может ответить ему взаимностью. Арман смог среди шелеста тафты и звона бокалов услышать, что ее сердце еще бьется, и именно за это она полюбила его в ответ, так мне показалось.
Понравились параллельные судьбам Маргариты и Армана образы Манон Леско и кавалера де Грие, хотя Анна Тихомирова, на мой взгляд, была убедительные в сценах флирта с поклонниками, где в ней кипела жизнь и страсть, нежели умирающая Манон. Возможно, свою роль в таком восприятии сыграли совместные сцены со Светланой, где сравнение, конечно, не в пользу первой. Семен Чудин, не могу отделаться от мысли, герой как-то пришибленный. Наблюдать за ним совершенно не интересно, особенно из ложи над оркестровой ямой, откуда видны не только обмахрившиеся ленточки на шляпке Маргариты, но и любая морщинка, проявляющаяся на лице танцовщиков. Семен хороший парень, но удивительно скучный в этой роли.
Вторая пара второстепенных персонажей - Гастон Рье и Прюданс Девернуа (Лобухин и Кретова)точно попали в мое видение этих героев - наслаждающегося всеми доступными ему радостями жизни молодого человека, впрочем не лишенного эмпатии, и девушки, которой проще соответствовать среде, чем решиться позволить себе большее, сочувствующей своей приятельнице, но не разделяющей ее выбора.
Виталий Биктимиров был не лишенным благородства, но безжалостным отцом Армана,не вызывающим неприязни, а просто привыкшим думать и действовать в рамках среды, где правила установлены давно и не им.
Но не скажу, что весь спектакль Ноймайеру удался на одном уровне, а если совсем честно, то первые два акта были для меня лишь прологом к третьему. Но во всяком случае, в логике и стройности, спектаклю не откажешь. Понравились декорации - кулисы словно выгоревшие тканевые обои и очень выразительная кушетка. Костюмы Маргариты хороши, красный и черный барахат, фиолетовая парча и невесомая белая нижняя рубашка, каждый раз удачно оттеняли чувства героини, а вот ядовито яркие и затем обильно золоченые платья некоторых дам из ее окружения слепили глаз безвкусием. Но ярче всех, конечно, сияла прохладным голубоватым светом звезда Светланы Захаровой.
Эпилог
Когда Маргариту начало сгибать от туберкулезного кашля, я поймала себя на мысли, что жду звуков! Деформация сознания после Гамлета на лицо.