По мотивам одного поста во френдленте нахлынули воспоминания о моих учителях и захотелось поделиться.
Мою классную руководительницу в школе звали Лариса Григорьевна. Надеюсь, то есть, что зовут, а не звали. Она была достаточно молодой, когда мы учились. Не могу сказать, что она была душой класса. Классический учитель, в меру строгая, держащая дистанцию, организованная и правильная. Отношение класса к ней было хорошее и делала она для нас много в плане всяких экскурсий и культурного досуга. Мы всем скопом приходили к ней домой поздравлять с днем рождения, она сажала нас за стол и угощала фруктами. Последний раз так приходили в первый год после окончания школы. Сидели, рассказывали, кто куда поступил. Мне очень запомнился этот эпизод. Потом она переехала и контакты потерялись. Несколько лет назад я пыталась найти её в "одноклассниках" и не нашла. Она преподавала математику.
***
Моя учительница физики... Как бы так сказать "педагог по призванию", чтобы избежать клише и избитых фраз? Ну вот вся она была погружена в обучение нас и отношения с нами. И всё так близко к сердцу. Она была одной из тех, кто считал меня надменной. Таких людей было несколько среди моих учителей и особо проницательных нелюбимых мной знакомых. Может оно и так, но к ней я надменно не относилась.
Как-то мы выходили из школы, впереди по дорожке шли две подруги, а я сразу за ними. Учительница навстречу. Подруги с ней поздоровались, а я за их спинами её не увидела и промолчала. Еще долго она кричала нам вслед "Е...ва (моя фамилия), убери свою злость. Думаешь, раз я оценки уже выставила, можно не здороваться?! Я сейчас твою пятерку на четыре исправлю!!!". Я была очень удивлена.
Или вот еще, вступительные тесты в мой университет мы сдавали, еще учась в школе. После университетского теста по физике я подошла к ней с разговором, что "все задачи решила, а вот одну, такую-то, не смогла". Очень скоро этот разговор превратился в обсуждаемую по школе тему "наезд на учителя, что не научила решать такие задачи". Чёрт побери. Когда я подходила, мною на 30% руководил интерес к задаче, и на 70% хотелось продемонстрировать интерес к предмету, так как школьное обучение еще продолжалось и оценки выставлены не были. Обвинения учителя было на 0%.
Она умерла через несколько лет после моего выпуска. Когда я узнала об этом, мне было очень жаль. Что-то было в ней очень человеческое с этими переживаниями "недодала, не полюбилась". И преподавала она хорошо. Мне в университетской группе, заточенной на физику, было легко после школы.
***
Раз уж я рассказала про обвинения меня в надменности, надо добавить и эпизод с директором школы. Да и как не вспомнить директора?.. Как-то я шла по коридору, полностью погружённая в свои мысли. Навстречу директор: "Ты почему со мной не здороваешься?". Честно, не выгружаясь из своих мыслей, говорю: "Забыла". Через пару дней отношу классный журнал в учительскую комнату. Там сидят несколько не знающих меня учителей и обсуждают: "Нет, чтобы сказать "Извините" или "Не заметила", а она говорит "Забыла".
Еще раз чёрт побери.
***
Очень неоднозначным для меня до сих пор преподавателем остается школьный учитель русского языка и литературы. У нее не было педагогического или лингвистического образования, было библиотекарское. Это стало объясняющим и значащим фактором гораздо позже, а тогда казалось естественным, что мы обсуждаем сюжетные перипетии и психологические мотивы героев, а не композицию произведений и образный ряд. Никаких вопросов к школьному русскому языку у меня нет (Розенталь, вообще, рулит, не обращайте внимания на нынешние запятые и написание, это огрехи памяти и автонабор на айпэде).
У учительницы было очень личностное отношение к ученикам. Близкие любимчики, не понимаемые нелюбимые, все такое. Я где-то между ними. Через несколько лет после школы в силу некоторых личных трагедий все, кроме самых близких учеников, перестали быть замечаемыми, не смотря на все здорования на улице.
В теории ясно, что подобный субъективизм неправилен для педагога. И всё же, я верю, что психологические мотивы героев важнее образного ряда. Может, верю по незнанию, и в моем литературном образовании огромная не важная для меня дыра. Надо как-то расставить все по местам, в глубине души я считаю себя гуманитарием и для меня это важно.
***
Однажды мы с подругами-выпускницами ждали автобуса на остановке и мило щебетали. К нам стал приставать с двусмысленными шуточками какой-то быдловатый хмырь. Наш учитель географии, стоящий там же, вступился: "Ты к кому пристал, это девочки школьницы". Хмырь начал наезжать на него по национальному признаку. Я не знаю, обусловлено ли это педагогическими качествами, или уже тогда во мне жила любовь к географии-путешествиям, или дело в амбициях и в том, что в десятом классе этот преподаватель сказал мне: "Спасибо, что решила сдавать выпускной экзамен по моему предмету", но в этот момент было в десять раз противнее, чем при быдловатых шутках. Тут оскорбляли человека, которого я уважала.
***
Я, вообще, ботаном была. Хочется верить, что нормальным таким компанейским распиздяем-ботаном, а не занудой. Выпускные экзамены в школе мы-медалисты (ну ботаны, да) сдавали вымучено и скрупулезно. Все эти медалистские сочинения идут на проверку в район. После тщательного написания сочинения мне пришла из района оценка 5/5. Ну ок, в математике и физике я заранее уверена, так что дело сделано. Навстречу мне по коридору идет учительница, с которой мы никогда в школе не пересекались, и говорит: "Рано радуешься, я не допущу, чтобы у тебя была золотая медаль". Потом уже я узнала, что она за десять лет до этого перехлестнулась где-то с моей мамой по поводу советской очереди на квартиру, и что у нее связи в районной комиссии. Моё сочинение (в числе других 5%) берут на перепроверку и ставят 4/5, придравшись к фразе "свои автобиографии". Этого недостаточно, чтобы снизить отличные оценки в аттестате, но достаточно, чтобы не дать золотую медаль.
Нет, не злюсь. Велик соблазн сказать: "Мне жаль её, тянущую обиду через десять лет", но и не жаль. Это слишком странно, чтобы злиться или жалеть.
***
Как-то на школьном собрании моя мама сказала моей учительнице по химии, что она мой любимый педагог. Я помню, что это было именно так, но вот, хоть убей, не помню почему.
***
Давайте уже закругляться. Перейдем к университету. Про университет особо писать не буду, к этому времени уже обрастаешь броней от этих детских личностных переживаний.
У меня был лектор по высшей математике. Долго был, так как с вышкой нас дрючили по три пары в неделю больше двух лет. Тут даже не подходит клише про "педагог от Бога". Он был мастер. Он читал по памяти, не подглядывая в конспект, укладываясь ровно по времени, понимая весь материал, огромный курс со всеми этими выводами и выкладками... Это был единственный предмет, по которому у меня в зачетке присутствовала промежуточная тройка. Неприемлемо для нас-ботанов (ну вы помните, да). При получении бакалаврской степени я подошла к нему с "эта тройка мешает красному диплому, хочу пересдать". Подготовилась, пришла, поставил четыре, не спрашивая. После этого я презентовала заранее припасенную по совету окружающих бутылку коньяка, вызвав гнев преподавателя. А я же честно от души, ну мастер же...
***
Была у нас в университете преподаватель по философии. Редкостная стерва. У нас ничего не вела, зато "наши" на нее попали в аспирантуре. Пришла я как-то на аспирантурскую лекцию к ней "за компанию" (сама я училась в аспирантуре другого вуза). Так как мадам была не только стервой, но и дурой, с середины пары наш народ уходил. И вот смотрит она на почему-то на именно на меня и кричит: "Уходите, но я вас запомню, на экзамен не рассчитывайте!!" А у меня прям злорадство. Запоминайте, да.
***
Куратором в нашей заточенной на физику группе был преподаватель физики. Ну да, иногда он путался в показаниях и выводах, но харизма! Я честно думала после первого семестра перевестись на экономический факультет, и одним из главных удержавших факторов стала его фраза "Ну, Женя, если вы сейчас от нас уйдете, это будет очень обидно".
Я помню, когда у него день рождения. Я хочу в этот день пробраться сквозь современные пропускные университетские кордоны с тортом для него и его друга - нашего лектора по высшей математике. Ну ясно же, что сейчас это никак не вариация взятки, а от души.
***
И вот еще что. У меня всегда была хорошая команда. Наш класс был самым сильным на параллели, собранным путем нескольких пересортировок, у меня была хорошая университетская группа на сложном направлении, у меня умные коллеги. Я знаю, что некоторые из вас читают мой журнал. Спасибо вам, ребята, без вас это все не было бы возможным.