Есть такая организация, прекрасно известная большинству читателей, - «Сохнут». Это, на самом деле, только первое слово ее полного официального названия на иврите - «ЃаСохнут ѓайеѓудит леЭрец-Исраэль», «Еврейское агентство для Израиля». Организация, созданная еще в 1929 году, сейчас занимается репатриацией в Израиль и помощью репатриантам, а также вопросами, связанными с еврейско-сионистским воспитанием и глобальным еврейским сообществом. Представительства агентства работают в более чем 80 странах мира, включая - с 1989 года - и СССР, а после его распада - многие страны постсоветского пространства. «Сохнут» везде координирует свою деятельность с местными властями, у которых никогда не было к нему особых претензий - до этого лета, когда правительство России потребовало прекратить деятельность агентства в стране. Соответствующее письмо от Минюста «Сохнут» получил 5 июля. Поначалу многие, включая и израильских официальных лиц, думали, что это все не всерьез. Мол, это не первый случай, «наезды» на организацию были и раньше, ситуация будет урегулирована. Однако 21 июля московское управление Минюста попросило пресловутый Басманный суд «принять решение о ликвидации автономной некоммерческой организации «Еврейское Агентство «Сохнут», которое занимается вопросами репатриации в Израиль». Так что теперь все стало серьезнее некуда…
В чем же провинился «Сохнут»? Выказываются разные версии. Согласно той, которая больше всего нравится лично мне, - в… «ударе по научному потенциалу и предпринимательству» в РФ! В документе, который цитирует 13‑й канал израильского ТВ, говорится: «Из проведенной проверки следует, что [«Сохнутом»] отдается предпочтение репатриации граждан России, занятых научной деятельностью и предпринимательством. Их отъезд самым серьезным образом ударяет по научному потенциалу и предпринимательству в Российской Федерации». Получается, что Кремль официально признал то, о чем многие евреи говорили годами и десятилетиями: если евреи уедут из РФ, то наука и бизнес там умрут!
Впрочем, это, конечно, шутка, а ситуация, как говорилось выше, серьезнее некуда и к юмору не особо располагает. Тем более что есть и другие версии внезапно возникшего интереса Минюста РФ к «Еврейскому агентству». Например, такая: будто бы «Сохнут» выступает в качестве разменной монеты в определенной игре. Кремль хочет показать, что не собирается церемониться с представительством главной израильской организации в РФ в случае, если Израиль согласится на требования Байдена и окажет военную помощь Украине. Мол, если Иерусалим откажется от этой идеи, то Москва сразу же оставит «Сохнут» в покое.
Какая бы из версий ни была верна, мне кажется, что в связи с закрытием российского «Сохнута» следует глубоко задуматься двум категориям людей - израильским политикам и евреям, все еще остающимся в России. Каждой из них - о своем…
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (577 КБ).
Контуры недели:
24 тамуза (23 июля) - Шабос главы «Пинхос», Шабос меворхим.
Встают пораньше, чтобы прочитать Теѓилим (Псалмы) в миньяне. После утренней молитвы проводят хасидский фарбренген.
Ѓафтора - «[Вот] слова Ирмияѓу» (Ирмияѓу, 1: 1-2: 3, стр. 1103 в Торе).
Благословляют наступающий месяц менахем-ов. Новая луна - вечером в четверг в 7 часов 324/18 минуты; рош-хойдеш - в пятницу. Не произносят отрывок «Милосердный Отец» (Сидур, стр. 232).
В Минхе читают из Торы отрывки из главы «Матойс» (Бамидбор, 30: 2-17, стр.703 в Торе, стр. 553 в Сидуре). После Минхи изучают 1‑ю главу «Пиркей овойс» (Сидур, стр. 271).
Четверг, 29 тамуза (28 июля) - канун рош-хойдеш. В Минхе не произносят покаянную молитву Таханун.
Пятница, 1 ова (29 июля) - рош-хойдеш месяца менахем-ов.
В вечерней молитве Маарив в Шмоне-эсре добавляют вставку «Б‑г наш и Б‑г отцов наших! Пусть поднимется и дойдет…» (Сидур, стр. 128). Не принято напоминать об этом вслух перед началом Шмоне-эсре. Если человек забыл произнести эту вставку в вечерней молитве, он продолжает ее чтение до конца и не должен произносить Шмоне-эсре повторно (однако в утренней и дневной молитвах нужно произнести ее в том месте, когда человек вспомнил, что сегодня рош-хойдеш; если вспомнил уже после окончания Шмоне-эсре - нужно прочитать ее заново).
В утренней молитве Шахарис после Шмоне-эсре произносят неполный Ѓалель (Сидур, стр. 307). После Ѓалеля хазан произносит Хаци-кадиш, затем читают псалом шестого дня недели (Сидур, стр. 74), «Спаси нас» и «Г‑спода благослови, душа моя!» (там же, стр. 75) и Кадиш йосем. Затем достают Свиток Торы и читают отрывок о дополнительных жертвоприношениях в Шабос и рош-хойдеш (Бамидбор, гл. 28 - стр. 468 в Сидуре, стр. 693 в Торе). После чтения Торы произносится Хаци-кадиш, затем молящиеся читают отрывки «Счастливы» (Сидур, стр. 66) и «И придет Избавитель в Сион» (там же, стр. 67). После того как Свиток Торы возвращают в арон-койдеш, молящиеся снимают тфилин. Тот, кто обычно возлагает тфилин «рабейну Там», в рош-хойдеш делает это в данном месте молитвы, произнося соответствующие отрывки, как указано в Сидуре (стр. 82). Затем хазан произносит Хаци-кадиш, и читается молитва Мусаф (Сидур, стр. 313).
1 ова - йорцайт Аѓарона-первосвященника, брата Моше-рабейну.
С началом месяца ов входят в силу дополнительные ограничения по сравнению с предыдущими днями бейн ѓамцорим. Так, в эти дни не строят здания, предназначаемые для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости. Не переезжают на новую квартиру. Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца ов или, в крайнем случае, до 11 ова.
С 1‑го по 9 ова не едят даже блюда, приготовленные на мясном соусе или бульоне. Тот, кому надо есть мясо по состоянию здоровья (например, роженицы), все же должен отказаться от этого, начиная с 7 ова (в этот день вражеские солдаты ворвались в Храм). Однако во время трапезы в честь совершения заповеди (например, церемония обрезания или выкуп первенца) разрешается есть мясо и пить вино.
В эти дни не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея, не стирают белье и одежду и не отдают их в стирку. Не надевают чистую одежду, пусть и выстиранную ранее. Лишь в честь Субботы разрешается надеть праздничную одежду, застелить стол белой скатертью и поменять полотенца, как это обычно делают, готовясь к Субботе.
Не моют тело целиком, даже холодной водой. Исключение делается для тех, кому это необходимо по состоянию здоровья или для поддержания нормального самочувствия. Так, тому, кто моется каждый день, разрешается мыться и в эти дни - даже горячей водой и с мылом. В пятницу разрешается мыться горячей водой каждому, кто обычно делает это в пятницу. Однако в канун последней перед Девятым ова субботы разрешается вымыть горячей водой только лицо, руки и ноги, а тому, кто всегда в пятницу моет голову, - вымыть ее горячей водой без мыла (однако если необходимо смыть грязь и пот, эти ограничения снимаются). Мужчине, который каждую пятницу окунается в воды миквы, в канун этой Субботы разрешается окунуться в микву с холодной водой. Тому, кто лишь изредка посещает микву, даже это запрещено.
Имеет право подстричься тот, у кого 30‑дневный траур после кончины близкого родственника заканчивается 18 тамуза или позже - вплоть до кануна рош-хойдеш месяца ов.
Если в один из дней между 1‑м и 9 ова надо совершить обрезание, то отцу и матери младенца, моѓелю и сандаку, а также женщине, которая вносит младенца в помещение, где должно совершиться обрезание, разрешается надеть праздничные одежды (но не мужчине, который первым принимает младенца из рук этой женщины). Если есть в этом нужда, они имеют право также подстричься - но лишь в том случае, если церемония обрезания должна состояться до последней Субботы перед Девятым ова.
Принято в период между 1‑м и 9 ова заканчивать изучение какого-либо трактата Талмуда (сиюм), чтобы в честь этого радостного события устраивать праздничную трапезу. Некоторые авторитеты Ѓалохи последних поколений разрешают устраивать сиюм также в честь завершения изучения отдельных глав из трактатов Талмуда и даже других священных книг. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы преодолевать траур радостью в честь совершения заповеди. По той же самой причине в каждую из Суббот между Семнадцатым тамуза у Девятым ова избегают даже малейшего напоминания о скорбном характере этого периода - наоборот, стараются умножать веселье. Даже если канун Девятого ова совпадает с Субботой, надевают нарядные одежды, едят и пьют так же, как во все остальные Субботы.
2 ова (30 июля) - Шабос главы «Матойс-Масъэй».
Чтением этой недельной главы мы завершаем Книгу Бамидбор. После окончания чтения принято восклицать Хазак, хазак венисхазек! («Будь крепок, крепок и укрепимся!»). Их произносит также и тот, кого вызвали к Торе для чтения последнего отрывка.
Ѓафтора - «Слушайте слово Г‑спода…» (Ирмияѓу, 2: 4-28, 4: 1-2, стр. 1107 в Торе).
В молитве Минхе читают из Торы отрывки из главы «Дворим» (Дворим, 1: 1-11, стр.737 в Торе, стр. 555 в Сидуре). После Минхи изучают 2‑ю главу «Пиркей овойс» (Сидур, стр. 273).
На исходе Субботы, совершая Ѓавдолу, вино дают выпить ребенку, который уже понимает значение благословений, но еще не является достаточно взрослым, чтобы полностью понять смысл обязанности скорбеть об Иерусалиме. Если такого ребенка в доме нет, то можно сделать Ѓавдолу обычным образом (или же не на вино, а на другой напиток).
Страницы указаны по книгам «Тора и Ѓафтарот с новым русским переводом» (издательства «Лехаим»/F.R.E.E.) и «Сидур «Теѓилат Ѓашем». Аннотированное издание с новым русским переводом» (издательство F.R.E.E.).