Небольшой «исторический» пост, посвященный совсем недавно отпразднованному дню рождения Санкт-Петербурга. Но речь пойдёт не про нынешний, 312-й ДР, а про дела дней давно минувших. Вспомним сегодня один из подарков городу на пятидесятилетний юбилей!
Петербург в 1753 году
Подарком на юбилей озаботились заранее - распоряжение правительства Елизаветы Петровны об изготовлении «парадного портрета столицы» вышло чуть ли не за десять лет до юбилея, в 1746 году. Поручена эта ответственная задача была Академии Наук (до появления Академии Художеств ведавшей ещё и изобразительными искусствами). Академики нахначили ответственное задание талантливому подмастерью Михайло Махаеву. Таланта у него было предостаточно, а вот опыта - пока ещё не очень, поэтому помогать подмастерью приставили итальянца Джезеппе Валериани. Который, помимо общего руководсва, должен был научить Махеева техникам черчения архитектурных перспектив.
Тут надо отдельно отметить, что в те времена перспективы рисовали уже не «на глазок», а с помощью специальной техники, так называех камер-обскур. Камеры по своему устройству очень похожи на современные фотоаппараты, присутствует объектив и тёмный объём, а вместо фотпластины/плёнки/матрицы в камеры использовалось обычное стекло, к которому «снимающий» прикладывал лист бумаги. На просвет получалось вполне отчётливое перевёрнутое изображение, которое оставалось обвести. В XVIII веке подобные камеры были весьма распространены и существовали в самых разных вариантах - от компактных, размером с книгу (для путешествий или скрытной фиксации происходящего), до настоящих монстров, внутри которых помещались стол, стул и, собственно, сам художник. Разумеется, больший габарит камеры-обскуры позволял получить и больший размер изображения, что Махаеву и Валериани для поставленной задачи было чрезвычайно важно. Поэтому для создания первых набросков они использовали как раз камеру огромных размеров, перемещаемую с помощью солдат, подмастерьев или учеников Академии. «Носильщиков» даже немного жалко - ведь «съемка» (процесс зарисовки в камере-обскуре назывался тогда так же, как и современное фотографирование) производилась обычно с крыш или специально построенных помостов высотой в несколько метров. Впрочем, сохранились сведения о более чем достойной оплате этого непростого труда.
Принцип действия камеры-обскуры наглядно. Художник прямо внутри камеры обводит перевёрнутую проекцию происходящего снаружи
Но вернёмся к нашим художникам. Процесс превращения хмурых видов Петербурга середины XVIII века в виды альбомные выглядел следующи образом:
- Выбиралась «перспектива», содежащая узнаваемые достопримечательности
- С руганью и Божьей помощью камера-обскура устанавливалась рабочими на ближайшую высокую точку (крышу или сооружённые для этой цели мостки)
- Махаев залезал в камеру и делал эскиз «чорный, через инструмент на бумагу нарисованный»
- Эскиз демонстрировался Валериани, который частенько отправлял Махаева на второй/третий/сколько потребуется круг
- Следующим шагом был «белый» вариант. На этом этапе здания обрастали деталями, которые Махаев и его помощники рисовали по чертежам и планам, специально доставленным из Канцелярии от строений
- Получившуюся картину снова демонстрировали Валериани, который намечал места, на которых требовалось изобразить «крупный стаффаж» - корабли, кареты и пр.
- В последнюю очередь на рисунок наносились уже люди и прочая «мелочь». Такой подход открыл для художников пространство для вольностей в изображении городской жизни - они сначала рисовали город - строгий, величественный, горделивый, с широченными проспектами, реками и каналами. А потом, созвучно ритму, образу нарисованного города, вписывали туда его жителей, таких же строгих и упорядоченных. Это особенно хорошо видно на изображении Невского проспекта - люди, экипажи, даже лодки в Фонтанке двигаются строго по прямым линиям, и так же строго параллельно или перпендикулярно друг другу. Реальная городская жизнь того времени была куда как более беспорядочна и хаотична...
Невский проспект и Аничков дворец. Перпендикулярно-параллельных людей очень хорошо видно
После нанесения всех деталей предстоял сложный и ответственный этап - превращение рисунка в гравюру. У Махаева руки росли откуда надо, и он в этом этапе активно участвовал, а именно собственноручно наносил основные линии архитектуры. Далее работали уже мастера-гравёры, а оценивал работу мастер Академии Наук Иван Соколов. После замечаний и правок Соколова на гравюру наносились подписи (на русском и франзуцском языках) и она была готова к печати.
Работы были завершены в срок, и в мае 1753 года императрице Елизавете Петровне был продемонстрирован окончательный результат - "План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств в Санктпетербурге 1753 года". Альбом императрице очень понравился, практически сразу был заказан дополнительный тираж, подаренный иностранным послам и крупнейшим западным библиотекам. В Европе, как и в России, альбом имел огромный успех, рисунки из него копировались, переграфировались, репродуцировались на большой и малый формат... Но самым гланым показателем триумфа, на мой взгляд, стало то, что копии именно этих рисунков очень долгое время использовались в качестве иллюстраций к иностранным трудам и сочинениям о России. Предлагаю и вам взглянуть на Петербург таким, каким его видели в XVIII веке!
Вид на Неву в сторону Финского залива. Это уже одна из раскрашенных копий, снятых с оригинальных гравюр
Вид на Неву в сторону Петропавловской крепости
Летний Дворец Елизаветы Петровны. Сейчас на этом месте находится Инженерный замок
Гостиный Двор. Тогда ешё - на Васильевском острове!
Ещё один пример раскрашенной копии. Фонтанка, а справа Летний Сад и недошедший до нашего времени павильон "Грот"
И небольшой бонус напоследок. В процессе подготовки поста наткнулся на более поздние работы Махаева, которые сначала принял за часть юбилейного альбома. Но потом присмотрелся к датам гравировки (гравёры тоже оставляли свой автограф, в около левого нижнего угла рисунка; ссылка на изображения в крупном разрешении в конце поста), разглядел дату 1761. Это уже из альбома "Виды С.-Петербургских окрестностей", выполненном Махаевым в том же стиле. "Не пропадать же добру!" - подумал я и решил оставить их в посте:
Ораниенбаум
Петродворец
Царское Село, Екатерининский Дворец
Охотничий павильон, Царское Село
Эрмитаж, Царское Село
Пост подготовлен по материалам книги «Санкт-Петербург. Образы пространства» Г. Каганов
Изображения в более высоком разрешении лежат в
альбоме на Яндексе Подписывайтесь на журнал, ставьте лайк, рассказывайте о блоге друзьям!