Туристический забег по Пушкину к Александровскому дворцу

May 27, 2013 16:18


 Практически случайно одним субботним утром я оказался в Пушкине (он же Царское Село в прошлом). Поездка вышла спонтанной и, к сожалению, ограниченной по времени. Но главная цель была успешно достигнута - в Александровской дворец сходили.


Итак, мы приехали в Пушкин, город, немногим отличающийся по возрасту от Санкт-Петербурга. Кстати, Питер, родной, с очередным юбилеем! 310 лет простоял, еще столько же простоишь! Но вернемся к Пушкину. Городу так же за 300 лет,а длительное соседство с царскими резиденциями во многом определило стиль горда и построек в нем. От места стоянки до Александровского парка идти пешком меньше 10 минут, а сколько при этом исторических зданий встретилось по пути! Первое сооружение, изрядно приправленное готическими мотивами, оказалось дворцовой электростанцией, построенной в 1897-1898 годах. За большими окнами находился машинный зал станции. А фонарь на углу (Церковной и Малой улиц) служил еще и опорой линий электроперадачи.


А вот и следующее здание, немного ветхое, но от этого не менее привлекательное. Церковная улица, дом 6.



Оцените, сколько всего происходило в его стенах! "Этот участок изначально входил в дворовое место углового дома по Малой улице Теппера де Фегюссона и был занят садом. В 1858 г. он принадлежал графине Э.И. Игельстром. Существующее здание построили в 1880-е гг. по проекту архитектора А.Ф. Видова для чиновника Царскосельского дворцового правления действительного статского советника Василия Ивановича Вуича. В 1930-1938 гг. в доме проживал писатель А. Н. Толстой, он прожил в нем восемь лет - до переезда в Москву в 1938 г. С 1938 по 1941 г. в здании размещался «Дом творчества ленинградских писателей». В первые месяцы войны до оккупации города Пушкина здесь находилась редакция газеты Ленинградского ополчения «За советскую Родину». В доме бывали многие деятели культуры и науки. Пострадавшее во время войны здание восстановили в пятидесятые годы для детского сада с частичной перестройкой второго этажа и перенесли вход. Зимой в нем размещалась База отдыха Главной водопроводной станции Ленинграда, а летом - детский сад этой станции. Затем дом законсервировали. Общественность города обращалась в администрацию города с просьбой обустроить в доме музей литературы 30-х годов. До 2009 года дом был на грани сноса. Сейчас он включен в список объектов культурного наследия."



Через дорогу от него - еще один дом с насыщенной историей: "Одно из крупнейших исторических зданий Царского Села. Первоначально на этом месте («против церкви, к полю») стояли две деревянные богадельни (мужская и женская), построенные в 1741 году согласно указанию Елизаветы Петровны по проекту архитектора М. Земцова. Их не наносили на планы слободы. Видимо, их считали временным сооружением, так как повеления «построить каменные» повторялись и в 1746, и в 1747 годах. Здание каменной богадельни, возведенное в соответствии с личным указанием Елизаветы Петровны по проекту В. И. Неелова в 1770 году, впервые нанесено на план в конце 1770-х годов , одно из первых зданий на Средней улице. Границы участка оформились по проекту урегулирования Царского Села 1808 г., в соответствии с которым прожили новую Церковную улицу. Дворцовая богадельня при этом оказалась на углу Церковной и Средней улиц на месте №22. Прилегающая к ней территория со стороны Малой и Церковной улиц с местами №47 и №48 использовались Царскосельским дворцовым правлением под Запасной двор, разместили деревянные сараи. Рядом с одноэтажным зданием богаделен, в 1780-е - первой половине 1800-х годов появилось несколько жилых «казенных домов». Они были выстроены Царскосельской конторой для передачи «во временное проживание». С середины XIX в. богадельню перевели в Дворцовый госпиталь, а ранее принадлежавшее ей небольшое каменное здание на Запасном дворе использовали для жилья мастеровых и служителей Царскосельского дворцового правления. Застройка Запасного двора окончательно сформировалась при императоре Николае II. По проекту архитектора А. Ф. Видова в 1895-1897 гг бывшее здание богадельни перестроили и расширили под временные квартиры певчих придворного хора, полицейских чинов и служащих Царскосельского дворцового правления. Строительство здания, в стены которого включена старая богадельня, закончилось вчерне в 1895 г. Это строение стало последней работой архитектора А. Ф. Видова. Фасады добротной постройки выдержаны в раннеклассицистических формах эклектики. В рисунках арочных окон первого этажа сохранилось решение старого здания богадельни. Дом предназначался для проживания служащих дворцового управления. В 1917-1919 годах здесь размещался рабочий батальон, сформированный при Царскосельском Совете рабочих депутатов был организован рабочий батальон, в который вступили около 120 рабочих электростанции, водоканализации, очистной станции и ряда других предприятий и учреждений, в большинстве своем коммунисты. В районе дома до позднего вечера шло обучение бойцов, перекрывались улицы Пролетарская (Церковная) и Коммунаров (Средняя). С послевоенного времени здание используется под студенческое общежитие Аграрного университета."



И еще немного истории: "Известен как Дом Л.В. Теппера де Фергюссона. Дом является памятником архитектуры начала XIX века, одно из памятных пушкинских мест. Участок земли под застройку был выделен в 1780-1790 годах. Дом появился на плане Царского Села, помеченном 1797 годом, без указания первоначального назначения и принадлежности. Затем он принадлежал Царскосельскому дворцовому правлению. Фиксационные планы слободы 1804-1807 годов показывают, что к этому времени у усадьбы Кваренги на Средней улице появились соседи - два одноэтажных дома на участках по обеим сторонам каменных богаделен. Сходство в композиционном решении (повышенная средняя часть и симметрично примыкающие к ней трехгранные выступы, прорезанные оконными проемами) и в особенностях отделки фасадов позволяет говорить об использовании "образцовых проектов", выполненных одним автором - архитектором Царскосельской конторы П. В. Нееловым. Высокий статус дома, подчеркнутый в необычном для жилой застройки слободы материале, указывает на вероятность возведения его Конторой «для проживания» лица «высшего ранга» - генерал-адьютанта и личного друга императора Александра I князя П. М. Волконского. В пользу высказанной версии свидетельствует его местоположение - в непосредственной близости от Старого и Нового Царскосельских дворцов. Дом выходил на «красную пинию» улицы боковыми выступами с удлиненными прямоугольными окнами. «Дом Теппера» - единственный особняк, сохранившийся до наших дней от застройки Средней улицы последнего периода существования дворцовой слободы. В здании жил учитель музыки и пения лицеистов Л. В. Теппер де Фергюссон. В 1819 году Теппер отправился с семьей в заграничное путешествие, во время которого в Париже трагически погибла Жозефина Вельо, а в Дрездене умерла жена. Теппер вернулся в Царское Село на короткое время, но в мае 1824 года покинул Россию. От Теппера де Фергюссона дом перешел в собственность историка Н.П.Липранди - прототип героя Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Затем дом перешел во владение графини Э.И.Игельстром, В.И.Вуичу. Впоследствии принадлежал вдове литератора Б. М. Маркевича. Перед войной 1914 года в нем жил русский композитор и пианист С.И.Танеев, отец начальника канцелярии Императорского двора А.С.Танеева. Позже дом для дачи снимала внучка композитора А.А.Вырубова, наиболее близкая к Императрице фрейлина. Здесь бывали Николай II, его супруга, великие княжны, Г.Е.Распутин. В 1928 г. дом был предоставлен выдающемуся русскому и советскому певцу - оперному актеру и режиссеру-постановщику, позднее народному артисту СССР, доктору искусствоведения Ивану Васильевичу Ершову (1867-1943) в компенсацию за его дом в Новгородской области. Здесь он прожил с семьей ряд лет, главным образом с целью поправить здоровье малолетнего сына, что и было достигнуто. Он превратил дом в современное комфортабельное жилище с центральным отоплением. Перед смертью он подарил дом консерватории для студентов: до Великой Отечественной войны в нем находилось общежитие. Здание значительно пострадало в период Великой Отечественной войны: снаряд пробил потолок и обрушил плафон. Реконструкция здания была произведена в 1955 г.,интерьеры лишь относительно были приближены к пилу пушкинского времени. В отреставрированном после войны доме находилась районная детская библиотека. Ныне в здании ЗАГС Пушкинского района. В связи с 200-летием лицея, здание планируется передать Всероссийскому музею А.С. Пушкина, в нем планируется будет создан лицейский музейно-педагогический центр."


Закончим на этом с историей, пойдем к паркам и дворцам! Вот, собственно, и Дворцовая улица. Оккупирована туристическими автобусами. Левый, сволочь этакая, не по правилам припарковался!



Екатерининский дворец в дали показался. Внезапный голубь испортил кадр, не заметил его при съемке :-(.


В Лицейском садике отдыхает Пушкин.



Чуть дальше - очередной памятник архитектуры. Приятно, что появился повод снять с таблички слово "бывшая".



Собственно, сама Знаменская церковь. Когда проходили мимо, из церкви раздался перезвон колоколов. Он сильно отличался от обычного низкого, громкого и неторопливо звона, здесь используется большое количество маленьких колоколов, которые дают более высокое и мелодичное звучание. Обратите внимание на запасную часть рядом с боковой стеной :-).



Екатерининский дворец, если быть до конца точным - церковный флигель, к которому прилегает Лицейская арка. Арка того самого Лицея, где в свое время учился Пушкин и многие другие известные граждане Российской Империи.



Великолепные Церковные ворота.



Снова арка и немного Лицея. Хотел удалит эту фотографию, но решил оставить - уж больно колоритна парочка слева.



Большая часть туристов идет сначала в Старый сад (часть Екатерининского парка) и Екатерининский дворец, потом уже обследуют все остальное. А мы сразу пойдем к Александровскому саду.



Что-то вроде подсобных помещений дворца. Желтое здание вдали - один из кухонных корпусов.



Ленивые туристы никогда с этой стороны дворец не увидят :-). Удивительно, что наверху дворца "имперский" флаг, бывший официальным с 1858 по 1883 годы.

aleksorama влезла в кадр.



Заходим в Александровский сад.   Слева от входа видно Крестовый мост, увенчанный по моде конца XVIII века китайской беседкой. Подобные восточные элементы встречаются так же и в других парках Петербурга и окрестностей. Точно помню, что китайский павильон есть в Ораниенбауме.



Мостик.





На Детском острове в одноименном пруду одноименный домик. На острове так же находятся могилы собак императора Николая II.



Домик пока не отреставрирован, находится на консервации.



А вот и цель нашей поездки - Александровский дворец!



У входа оживление, очень много школьников привезли на экскурсию. Я в свое время тоже очень много с классом ездил, но запомнил только несколько экскурсий. Большая часть информации из неокрепшего ума очень быстро выветривалась.



А у этих парней есть свои названия, ближе к нам "Юноша, играющий в бабки", подальше - "Юноша, играющий в свайку". В дворце продолжается реставрация, на заднем плане видно куски в состоянии "до". Не уверен, специально они оставлены или их скоро доделают. В сети можно найти много фотографий того, как выглядел дворец еще несколько лет назад, объем проделанной работы впечатляет! Приятно, что хотя бы в Петербурге начали потихоньку приводить в приличный вид достопримечательности!



Гардероб в дворце встречает традиционным российским ноу-хау - бумажкой в пакетике. Такие же обозначают начало осмотра и еще несколько мест. Как-то дико смотрится на фоне тех же нормальных вешалок, качественных плакатов, свежей штукатурки... Этой хрени место на стройках, рынках и прочих местах, где ресурсы сильно ограничены. Музей, с ценой билета в 250 рублей, мог бы и таблички нормальные себе заказать.



Впрочем, это все мелочи. В музее сделали всего несколько кадров, условия для моей камеры там сложные, да и не люблю в музеях снимать, снимки все равно слабо атмосферу передают. Картина в центре очень понравилась, хотя, как я и говорил, на снимке всей динамики, всех деталей, всей атмосферы боя не разглядеть. Да и школота помешала сделать кадр поприличней :-).



В музеях мне всегда нравились такие вот восстановленные комнаты, с попыткой сделать, "как было". Экспонаты, аккуратно сложенные под стекло, навевают дикую тоску.



Еще одна приятная комната, бильярдная-кабинет.



Закончили осмотр дворца, поехали домой!


Жаль подвела погода, и было мало времени - и в самом Пушкине, и в музейном комплексе "Царское село" еще много чего можно посмотреть, начиная от роскошных садов и заканчивая заброшенными постройками и руинами на задворках. Обязательно наведаюсь туда еще раз!
  Дополнительное чтение:

Пушкин, 2013, Санкт-Петербург, Пушкинский район, окрестности

Previous post Next post
Up