На прошлой неделе забрались на самую окраину города... и нашли там одно из старейших городских инженерных сооружений, даром что вдали от исторического центра! Бонусом так же посмотрели на архитектурные памятники XVIII века, которых в городе уже не очень-то и много осталось.
Итак, Васильевский остров, 500 метров от гостиницы "Прибалтийская"... Типичный спальный район на окраине очень быстро превратился в не менее типичный район промышленный. У нас за спиной какой-то древний советский НИИ, а перед глазами - Галерная гавань. Формально это яхт-клуб...
1. Но сейчас территория больше напоминает какую-то свалку лодок. Или полузаброшенный гаражный кооператив, только с плавсредствами вместо автомобилей. А задумывалось это все, как защищенное место для быстрорастущего в первой половине XVIII века российского флота. 21 сентября 1721 года вышел именной указ о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове «фортеции» - Галерной гавани Гребного порта. Проект этого комплекса сооружений составил Доменико Трезини, руководил строительством командующий Галерным флотом М.Х. Змаевич. По задумке Трезини здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом 400-метровым каналом. Чёрный проток, начинавший своё течение в районе болот Смоленского поля, был засыпан. Рядом с гаванью появились казармы для солдат и эллинги для лодок. Кое что даже дошло наших дней.
2. Гавань и окрестности потом многократно улучшались. На берегах появился гранит, ветшающие сараи меняли на более современные постройки из камня. Рядом так же появлялись новые производства, имеющие отношение к морскому и военному делу. В конце XIX века на берегу Шкиперского канала появился Пироксилиновый (пороховой) завод, для нужд которого построили водонапорную башню. Позже она так же обслуживала и пожарное депо, а по прямому назначению так и вообще использовалась до 1995 года.
3. Пройдем дальше, к Шкиперскому каналу. По пути нам встречаются "следы былого величия". Вот это - караульный дом, построенный в 1825 году. Вроде бы сейчас выставлен на продажу. Никто не хочет себе особняк в СПб :)?
4. А это - чудом сохранившаяся ротонда. У нее пока шансов на счастливое будущее больше, чем у караульного дома, прямо под ней висит табличка о реставрации набережной и окрестностей канала.
5. Ремонт в самом разгаре! Здесь пока сделана облицовка гранитом и установлены фонари.
6. А чуть дальше уже успели положить аккуратную мощеную дорожку. Правда, территорию за забором реставрация пока не коснулась (и не думаю, что скоро коснется :)
7. В общем, работа кипит, скоро тут будет гламурное место. с нормальным яхтклубом, кафешечками и прочей красотой. Ну а пока можно насладится духом разрухи и помоек :). Мы, кстати, почти подошли к самому концу Шкиперского канала, дальше - Финский залив и один из районов морского порта...
8. Плавсредство.
9. У выхода из канала стоят маленькие аккуратные сооружения. Называются они кроншпицы и служат чем-то вроде маяков, их задача - обозначать вход в канал. Построили их аж в 1722 году по проекту Доменико Трезини, А в 1754 году сделали уже в камне (архитектор М. А. Башмаков). Что находится в западном (на фото) я не знаю.
10. А вот в восточном располагается пункт МЧС. Место важное, ведь помимо морского порта рядом также находится и морской вокзал. Его снять не получилось, откуда-то выскочил спасатель и начал нудеть про то, что "так-то это закрытая территория и вообще". Не стали его расстраивать, откланялись и пошли обратно. Тем более что все самое интересное засняли :)
11. Сразу два.
12. И вид на Галерную гавань напоследок.
Спасибо за внимание!
P. S. спасибо за наводку Аркадию Шушпанову,
dr_piliulkin и их совместной книге "Школьный Надзор".