Одним из моих самых полезных (с точки зрения блогера) постов является рассказ про
детскую железную дорогу в Коломягах (район на севере Санкт-Петербурга), через тот пост в блог из поисковых систем регулярно приходит маленький, но стабильный поток читателей. Повод для этой популярности, к сожалению, весьма печальный - весной 2014 появилась информаиция о том, что дорога будет закрыта и разобрана, а ее территория застроена. Тем не менее, лето прошло для юных железнодорожников в штатном режиме, а позже было сообщено, что ДЖД пока оставят. Ну а раз оставят, то можно и ещё что-нибудь из её истории рассказать...
Начнем с карты и краткой исторической справки. За основу взял карту Санкт-Петерубрга 1992-1993 года. В 70-80х годах ХХ века районы, по которым проходила трасса железной дороги, начали активно застраиваться и потихоньку отрезать от неё кусок за куском (об этом как раз более подробно рассказано в моем
прошлогоднем посте). В итоге, в начале 90-х от изначальной восьмикилометровой трассы остался скромный огрызок длинною в два километра с двумя станциями - "Юный" (бывший одноименный разъезд, 1 на карте) и "Озёрная" (2). Он же и является сейчас действующим.
"Второе дыхание" у дороги открылось в 1999 году. 28 августа было торжественно запущен "новый" четырёхкилометровый участок ДЖД (отмечен красным на карте). В кавычки я его взял потому, что глобально ничего нового в нем не было, использовались уже существующие подъездные пути (на которых соорудили совмещённую 1520/750 мм колею), за основу была взята железнодорожная ветка к заводу "Климов" (3). А детская железная дорога дополнилась тремя станциями - "Береговой" (4, она же на заглавном фото), "Лесной" (5) и взрослой платформой "Шувалово".
Вот так выглядела станция "Береговая" в 1999-2000 годах. Подозреваю, что даже некотороые транспортные задачи, в отличие от сегодняшнего участка, железеная дорога решала, рядом со станцией очень приятный лес, а так же пляжи Шуваловского карьера. Отличное место для шашлыков и купания!
Чисто теоретически летом ей также могли пользоваться сотрудники близлежащих заводов, того же "Климова", а так же "Горизонта" (который филиал ФТИ им. Иоффе)...
Могли, но не долго. Сам способ оргнанизации дополнительного участка (совместно с "большими" путями), сэкономивший в своё время приличную сумму, оказался для детской железной дороги миной замедленного действия. Стоило поменяться начальнику Октябрьской железной дороги, как ДЖД сразу же лишилась протекции, а все проблемы её эксплуатации "совместного" участка мигом вылезли наружу. Итог печален, уже в 2002 году начался демонтаж третьего рельса...
Давайте прокатимся в те края и посмотрим, остались-ли что-нибудь, напоминающее о детской железной дороге. Вылазку на Заповедную улицу, вдоль которой проходит железнодорожная ветка, я совершил в начале октября воспользовавшись двухколёным другом. Вон он стоит, прислонённый к забору завода "Климов". Дела у завода, судя по всему, идут неплохо, совсем недавно сине-белого административного здания ещё не было. А круглая постройка с красивыми картинками - цех по испытанию вертолётных двигателей, которые производят на предприятии...
Объезжаем завод и без труда находим железнодорожную ветку, ведущую на его территорию.
Выглядит запущенно, но, похоже, всё-таки используется.
А вот и первые следы детской железной дороги! Похоже, железнодорожники в своё время шли по пути наименьшего сопротивления и демонтировали третий рельс только в тех местах, где это не требовала серьезной работы и замены основной колеи...
Двигаемся дальше. Вот уже и платформа бывшая платформа показалась...
Удивительно, как быстро природа берёт своё. И 15 лет не прошло, а через бетон преспокойно растут берёзы и прочие кустики!
Но ещё более удивительно, что на платформе каким-то чудом сохранилась табличка с названием станции! Особено учитываю любовь наших граждан тащить всё, что плохо лежит. А если тащить не получается, то портить...
Около платформы сохранились шпалы.
А вот упомянутый ранее институт именни Иоффе, он же экспериментальный завод "Горизонт". Как раз напротив него находится бывшая станция ДЖД.
Продолжаем движение по Заповедной улице. Здесь пути железной дороги и дороги обычной временно расходятся. Где-то за изгибом ж/д находилась ещё одна станция, "Лесная". На велике на её поиски было как-то не с руки отправляться, как-нибудь в другой раз...
Примерно через километр нам попадается переезд с недавно разрушенным домиком дежурного.
Нас, однако, инетерсует не он, а рельсы. Ещё один маленький артефакт детской железной дороги. Здесь третий рельс сохранился предположительно из-за окружающего его асфальта, просто так его было не демонтировать...
На этой, немного грустной ноте мой рассказ про детскую железную дорогу заканчивается. Спасибо за внимание!