зы про память и внимание вечером пост будет, сейчас мы уезжаем, а там видео надо грузить
Попробую разделить на подпункты и обощить наши игры:
1. игры на повышение словарного запаса:
1.1. знание пословиц, старых слов и поговорок По тегу "лингвистические игры" есть несколько примеров таких игр. Попробую кратко описать. Я выбираю пословицу-поговорку-выражение. Рассказываю про него.А дальше придумываем сказку по теме. И воплощаем ее в виде такого небольшого представления (показываю я). Потом играют по теме дети. Ну а дальше внедряю эту присказку в речь, по ситуации. Читаем энциклопедии по теме: Откуда берутся слова (издательства Белый город), Усачевский сборник "Великий могучий русский язык", сборники пословиц всяческие. Ну вот к примеру Без труда не выловишь рыбку из пруда. Взяли двух лего-человечков, пошли они рыбу ловить. Да одному стало лень, он проспал, червяков заранее не накопал, потом суетился, ленился, ничего не поймал. А другой человечек заранее удочку подготовил, червяков накопал, с утра рано встать не поленился. Вот и наловил много рыбы. И так во всем. Дальше еще на тему лени порылись и поискали пословицы на эту тему.
1.2. умение описать предмет Навык можно разбить на две составляющие тоже: УЗНАТЬ описанный предмет и описать предмет самому. Очевидные сведения хорошо бы дополнить эмоциональными . К примеру, такой вкусный, что аж язык проглотить можно :) Вплетание сложных конструкций приветствуется. С Пети пока спрос небольшой. Простые описания )
2. игры на умение рассказать текст
2.1. наизусть . С Мишкой в этом плане было и есть проще (пока что). Он текст запоминает за пару-тройку прочтений. Большой текст дольше, конечно, но все равно. С Петей сложнее.. ДО него надо было донести мысль о необходимости в принципе рассказывать наизусть, а не своими словами. Ну просто провоцирую заканчивать за мной строчку-четверостишие и т.п. В игры вплетаем: типа шли мы шли, и тут бац, речка. А мост нам бобр поможет построить, если мы ему стишок расскажем. На определенную тему причем стишок-то.
2.2. добавить эмоций (жесты, интонации). Жестовые-пальчиковые игры. Стали мало играть. А жаль.. Надо вернуть. Еще эмоции разные изображать. Рассказать стишок так, чтоб стало грустно и так, чтоб стало весело. например, уронила Таня мячик. Рассказать так, чтоб все заплакали. А потом опа, и рассказать так, чтоб самой Тане стало смешно. Ну это тоже больше Мишке.. Или рассказать стишок так, как будто ты сидишь в кастрюле с пельменями, и сам пельмень.
2.3. собственно пересказ.
Рассказ по картинкам (таких книг уйма, так что ссылки давать нет смысла, наверное). И в ролевых играх. В магазин , например. Пришел покупатель и желает приобрести книгу. Но перед покупкой просит ему рассказать , о чем же эта книга. Или опять же игра в приключения. Приплыли мы на остров. А там дикари одни. Книг нет. И чтоб они не съели нас, надо им сказки рассказывать (прям 1000 и 1 ночь)))))))))). Кто плохо расскажет, того зажарят))))
3) игры на улучшение фонематического слуха Цепочки слов, можно тематические. Типа Береза-Акация-Ясень.. (следующее слово начинается с последней буквы предыдущего). Просто выделять буквы в словах. Пете пока тока на выделение первой буквы в слове. Мише еще на гласные-согласные и твердые-мягкие попутно.
Стихи. Читать. Много. :)
4) игры для развития фантазии, умения сочинять свои истории . О, тут непочатый край ) Начиная от книг с картинками (свое ж придумать можно), заканчивая придумыванием продолжения любимых книг (давно не занимались этим, правда). А еще у нас есть куча карточек. Достаешь наугад и составляешь бредовый рассказ. Тут же вроде по Шичиде можно отработать цепочки на память. Перемешать карточки и разложить заново. Знаменитые кубики историй сюда же . И другие подобные штуки.
А еще по любому рисунку поболтать можно.
Не говоря уж про завернутые сюжеты в ролевых играх. Правда, в игре это все непринужденно, а вот по команде да по заданной теме сложнее процесс идет.
Возможно, я что-то упустила..
Ну чтение книг и болтовню по прочитанному еще добавим, правда, мои не очень любят обсуждать прочитанное. Именно по прочитанному, не пересказ ...
Чтение книг .. тут еще отдельно скажу.. нынешние книги всякие хороши, но вот заметила по детям, что словарный запас, красивые обороты в речи - все это появляется после чтения народных сказок и классики (не только Пушкина, Даля и Толстого ))). И стихи... кратко, емко, красиво. И если стихи разных авторов, то еще и разный стиль. Читаем не только сугубо детские стихи, но и стихи о природе, о Родине и т.п. )
Дополнения приветствуются ) Могла упустить что-то..
АПД
Пересказы так сразу сходу делать сложно. Поэтому можно взять "Помощников".
В роли помощников могут быть: - различные игрушки-домашние театры (у нас театр теней, маленький кукол, бумажный-картонный театр и просто набор разного зверья). С декорациями и персонажами легче рассказывать. И начать лучше с простых сказок, а не замахиваться сразу на пересказ Муми-Троллей и Войны и мира ))))
- мемо-карточки с рисунками. Подсказки такие. Иили с опорными словами, для быстро-бегло-хорошо-читающих. По аналогии со стихами.
- Просто смотреть в иллюстрации.
- ну и потихоньку учить по большим произведениям план составлять. Кто пишет и читает бегло, тем писать. А кто не пишет-не читает, тем рисовать.
[Spoiler (click to open)] Кроме художественной ценности следует учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь. На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.
Как работать с текстом? Вы выразительно читаете текст. Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова. Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так? Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе. **** При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении. ***** Cкажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем. **** Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, ***** Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут - читаете, пятнадцать минут - говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке. *** Рассказ должен иметь поучительный характер, быть понятен дошкольнику сюжетно и эмоционально. Обязательной целью становится научить ребенка выделять и характеризовать главных героев, объяснять, почему так названо произведение, выделять главную мысль текста. Если произведение может быть разбито на части - обсудите это с ребенком. Составьте к каждой части 1-2 вопроса. Спросите, что ребенку понравилось, что запомнилось, что из рассказа близко ему. По мере усвоения, нужно удлинять произведения. Используйте не только сюжеты с активным действием и речью, но и описательные. Ведь помимо навыка пересказа нужно разнообразить словарный состав языка, научить ребенка использовать их. Постепенно заставляйте дошкольника активней добавлять глаголы и прилагательные. Нужно приучать его строить распространенные предложения. ***** Пересказ - это не механическое воспроизведение исходного текста, это понимание его и осмысление. ****** У детей могут возникать трудности с пересказом текста. Есть две основные причины трудностей пересказа: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста
1. Произведение должно соответствовать возрасту. 2. Оно должно заинтересовать и увлечь. 3. Подбирать разную по жанру литературу, но с богатым и разнообразным языком. 4. Проговаривать незнакомые слова и подбирать синонимы. 5. Выделять главное и характеризовать героев. 6. Составить план. 7. Пересказать текст **** После этого обсудите с ребенком самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто "не увидит леса за деревьями". Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных.
И порекомендую одну копеечную книжку для расширения словарного запаса пересказчика))) из анотации Рабочая тетрадь содержит 23 занимательных упражнения, которые позволяют активизировать словарь дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребенка.
По факту, упражнения расчитанны на различный уровень подготовки, есть и очень простые (мама купила в магазине что? назови 5), так и очень не простые задания (лак для волос- перечисли действия которые можно совершать с данным предметом, больше 5)Тимка не встречался с этим зверем- дома не держу, но даже я вот как-то больше одного назвать затрудняюсь.. Разворот из книжки
Однако возраст скорее все-таки ближе 4-5 чем к 7 годам.