«Фронтовой дневник» Евгения Петрова

Nov 10, 2018 23:49


Вл. Лидин || « Известия» №243, 15 октября 1942 года

«...Советское Правительство считает своевременным подтвердить выраженное в его официальных заявлениях убеждение в том, что гитлеровское правительство, признающее только грубую силу, «должно быть сломлено всесокрушающей силой свободолюбивых народов», ибо «интересы всего человечества требуют, чтобы как можно скорее и раз навсегда покончить с шайкой оголтелых убийц, именуемой правительством гитлеровской Германии». Из заявления Советского Правительства от 14 октября 1942 года.

# Все статьи за 15 октября 1942 года.




Жизнь Евгения Петрова остановилась на полуслове, он не договорил самого главного... Почти всю зиму прошлого года он провел на фронте под Москвой. Поздно ночью, возвращаясь в редакцию после необычайно морозного и утомительного дня, проведенного на фронте, он садился писать. Он торопился рассказать о том, что увидел. Его снятый полушубок еще сохранял, казалось, мороз, когда Петров уже заканчивал очередную статью. Это было потребностью писателя, который не может ни на один день отложить свой рассказ об увиденном.

Петров много и умно видел - у него был хороший глаз. Деталь, найденная им, оживала и начинала действовать. Только хороший писатель мог сказать так: «Потом я замечаю под ногами множество маленьких и больших, светящихся холодным голубоватым светом, крупинок. Как будто кто-то прошел впереди с мешком, из которого понемногу сыпался на землю этот волшебный непотухающий огонь. И я не сразу мог сообразить, что это просто гнилушки, которые собрала в лесу заботливая интендантская рука и провела светящиеся дорожки между палатками. Здесь такие дорожки называют млечным путем... Я осторожно ступаю своими грубыми непромокаемыми сапогами, стараясь не растоптать мироздания».

«Вероятно, сто двадцать девять лет назад российское воинство, как и мы сейчас, сушило в тарутинской избе на печи свои валенки, и курило махорку, и ело такой же ржаной хлеб и добрые щи и кашу, и так же шло на смерть, чтобы спасти Россию и Европу.

Не только не было тогда, и не только тогда, но и за всю историю человечества, такого врага, как гитлеровская Германия, такого варварски кровожадного, подлого врага».

Описание ощущений животными - оленем, котом и собакой - зенитного огня на батарее где-то у Баренцова моря сделано рукой мастера. «Как это ни странно, но, заслышав выстрелы, он (олень) мчится на батарею. Там, правда, грохот сильнее, но зато все свои, а на миру, как говорится, и смерть красна».

«Старик-художник, сидящий в блиндаже и со страстным увлечением зарисовывающий портрет героя-разведчика, вместо того чтобы сидеть в своей мастерской перед громадным мольбертом и писать натюрморт (кувшин и хвост селедки); десятилетний мальчик, провожающий разведчика в тыл к немцам, вместо того чтобы учить уроки; молоденькая девушка, стреляющая в немецкого генерала, вместо того чтобы записывать в плюшевый альбом стихи и ждать женихов; заведующий райпотребсоюзом, организующий партизанский отряд, вместо того чтобы принимать в своем кабинете посетителей, - все это (и еще тысячи и тысячи примеров) и есть то необычное, противное правилам и непонятное для немцев, что внес Советский Союз в свою отечественную войну... Он знает, в какую гавань он плывет, и у него есть попутный ветер».

Очень много тонкой наблюдательности и теплоты в этом, по существу, случайном, фронтовом дневнике. Он составлен из статей, написанных в разное время для газеты. Многие очерки были предназначены для Америки, и их пояснительная специфика кажется русскому читателю излишней. Но в книжке - та война, которая велась за Москву зимой 1941-42 года. В книжке - и стужа необычайной зимы, и счастье человека, который учится побеждать, и понимание, что рана, нанесенная немцам под Москвой, хотя и не была смертельной, но она была роковой.




«Ненависть к захватчикам сделала каждого бойца крепким, как оледеневшая почва, на которой он стоит». «Сейчас была злая, колючая зима. Оголенные лиственные леса оледенели. Деревья казались дорогими и точными изделиями из серебра». Началась зима 1941 года, началось немецкое наступление на Москву. Петров по месяцам следует за ходом событий - от очерков « За нами Москва», « Остановить немца!», «На Западном фронте в сентябре» - до заключительных очерков в книге: « В декабре», « В январе», « В феврале», « В марте». Немцы разгромлены под Москвой, началось отступление немецкой армии, начался великий эпос, который опишет когда-нибудь большой и умный художник. Во вступительном очерке Петров говорит: «Пройдут годы, и наш талантливый народ даст миру нового Льва Толстого, который осилит необ'ятную тему отечественной войны 1941-42 годов».

Этот будущий писатель не минует фронтовых зарисовок Евгения Петрова. В беглом почерке писателя, который работал в трудную героическую зиму 1941-42 годов, как журналист, он ощутит и лютую стужу этой зимы, и героизм побеждающих русских людей, и великие надежды, которые родились в сердце народа в жестокие дни борьбы. Добрым словом помянет он писателя Евгения Петрова, торопившегося рассказать все, что в эти дни он увидел. И с благодарностью прочтет наш читатель эту книгу своей сегодняшней борьбы.

Она кончается заключительными очерками о Севастополе, которые были доставлены в Москву уже после гибели Петрова. «Раздался длинный тонкий звоночек, как будто сквозь сердце быстро продернули звенящую медную проволочку. Захлопали зенитки. Разведчик растаял в небе». «И вот, наконец, мы увидели в лунном свете кусок скалистой земли, о которой с гордостью и состраданием думает сейчас вся наша советская земля». С точным мастерством написал свои последние строки писатель Евгений Петров, называвший себя скромно «военным корреспондентом». // Вл. Лидин.

# Евгений Петров. Фронтовой дневник. Издательство «Советский писатель». Стр. 132. Цена 3 р. 25 к.

*******************************************************************************************************************
Кинорепортаж о Сталинграде

На Сталинградском фронте работает киногруппа из 15 кинооператоров и их ассистентов. Они находятся в самой гуще событий и, несмотря на исключительные трудности, фиксируют на пленку весь ход беспримерной борьбы славных защитников Сталинграда.

Интересные сюжеты засняли лауреат Сталинской премии А.Козаков и звукооператор И.Кацман. На-днях они прислали в Москву кадры о Герое Советского Союза М.Д.Баранове. На фюзеляже его самолета красуются 24 звездочки - по числу сбитых т. Барановым вражеских самолетов. На передовой линии фронта, в одной из танковых частей была заснята историческая встреча танкистов с рабочими - участниками боев за Царицын.

Кинохроника со Сталинградского фронта составляет уже много тысяч метров. Часть ее регулярно включается в очередные союзные киножурналы, выпускаемые на экраны каждые три дня.

☆ ☆ ☆

Рукопись Некрасова

СВЕРДЛОВСК, 14 октября. (ТАСС). Областная библиотека имени Белинского приобрела рукопись известного стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного под'езда». Рукопись состоит из четырех пожелтевших страничек малого почтового формата. В ней имеется несколько поправок, не вошедших в окончательный текст известных изданий этого стихотворения.

____________________________________
Е.Петров: В марте* || «Правда» №88, 29 марта 1942 года
Е.Петров: На Запад* || «Правда» №44, 13 февраля 1942 года
Е.Петров: В феврале* || «Правда» №52, 21 февраля 1942 года
Е.Петров: Что такое счастье* || «Известия» №4, 6 января 1942 года
Е.Петров: За спиной - Москва* || «Известия» №279, 26 ноября 1941 года
Е.Петров, Е.Кригер: Конец Волоколамского направления* || «Известия» №301, 21 декабря 1941 года

Газета «Известия» №243 (7929), 15 октября 1942 года

осень 1942, октябрь 1942, газета «Известия», 1942, Евгений Петров

Previous post Next post
Up