И.Эренбург || «
Правда» №280, 13 ноября 1943 года
«...Чем безнадёжнее становится положение гитлеровцев, тем более они неистовствуют в своих зверствах и грабежах. Наш народ не простит этих преступлений немецким извергам. Мы заставим немецких преступников держать ответ за все их злодеяния!» (И.СТАЛИН).
# Все статьи за
13 ноября 1943 года.
«
Великая Румыния»
Год тому назад «президент румынской академии наук» некто Симиенеску писал: «Потомки древних дакорумын обитают на всем пространстве от Тиссы до Волги». Это было напечатано чёрным по белому в румынской газете «Тимпул».
«Потомки древних дакорумын» тогда действительно находились у Волги: их привезли туда немцы. Были среди румын дураки, которые искренне верили, что они будут разводить на Волге арбузы и есть икру.
Год тому назад румыны считали Одессу губернским городом «Великой Румынии». На улице Антонеску мадам Бардонеску открыла роскошный публичный дом для румынских аристократов. В Одесском университете полуграмотные скрипачи, приятели «академика» Симиенеску, читали лекции о величии дакорумын, а румынские жандармы травили газами одесситов,
прятавшихся в катакомбах.
С тех пор многое изменилось. Под Сталинградом немецкая пехота, отощав, скушала румынскую конницу. Румын побили у Волги. Румын побили и на Кубани. Румын стало меньше, и румыны перестали думать о дакорумынах: они заинтересовались своей шкурой.
Однако это непоседливый народ. Они и теперь рвутся подальше от родных мест, только сейчас они мечтают не о Волге, а о Швейцарии. Цюрихская газета сообщает, что швейцарское консульство в Бухаресте завалено просьбами румын о визах. Почему румынам разонравится климат Ялты? Почему и Симиенеску и мадам Бардонеску охладели к красотам Одессы? Почему им захотелось на Монблан?
Об’яснение простое: Красная Армия подошла к Херсону. И вот «Великая Румыния» поспешно сматывается. Остаётся пожалеть гостеприимных швейцарцев. Скрипачей еще можно разместить по кабачкам, но что делать с «академиком Симиенеску»? Что делать с «маршалом» Антонеску? Ведь это публика опасная: не догляди, и, чего доброго, они присоединят Монблан к Дакорумынии.
Живой труп
Второе ноября французы называют «днём поминовения мертвых». В этот день они посещают кладбища и украшают цветами милые им могилы. В этом году маршал Филипп Петэн, соблюдая обычаи старины, также отправился на кладбище. В его руке был роскошный букет. Французский маршал возложил цветы на могилу немецких солдат.
Мы знаем поступки страшнее, но нет поступка гнуснее. Каждый день немцы расстреливают французских патриотов, Франция растоптана, задушена, загажена немцами. И вот француз спешит украсить цветами могилу палачей своей родины.
Есть предатели по рождению. Они как-то меньше возмущают совесть. Никто не ждёт, что свинья начнёт нюхать розы или что гадюка вздумает целовать зяблика. Кого удивит Лаваль? Он с детства воровал, обманывал и предавал. Его отец был мясником и торговал протухшим мясом. Лаваля-отца называли в маленьком городке Оверни «Лаваль-тухлятина». Лаваль-сын пошёл дальше: он решил освежевать Францию. Лаваля можно повесить, но о нём нельзя говорить. Другое дело Петэн. Он был солдатом. Он узнал славу. Ему верил народ. Он предатель не по профессии, а по вдохновению.
Второго ноября французы украсили цветами могилы героев: могилы заложников, расстрелянных немцами, могилы солдат, в 1940 году сражавшихся за родину, могилы фран-тиреров. А старый маршал под охраной гестаповцев, украдкой нёс цветы на могилу тюремщиков. Газеты сообщают, что он при этом плакал. Крокодиловы слёзы? Хронический насморк? Или, может быть, всплакнул над собой? Он ведь не Лаваль, он знает, что именно он творит. Верующие воры, обкрадывая ризницу, часто пачкали в церкви: они хотели подчеркнуть своё преступление. Петэн, предав Францию, совершил ещё одну непристойность. Может быть, и он жаждал послать вызов своей совести, показать миру всю глубину своего падения.
Возможно ему повезет: он вправе рассчитывать на близкую смерть. Так или иначе, правосудие свершится. Никто не принесёт цветов на могилу изменника. Его шпага сломана. Его прошлое забыто. Новая Франция будет не только поминать героев. Она научится предавать забвению предателей. День суда над бывшим маршалом Петэном будет днём великого забвения мёртвых.
Культуртрегеры
Два года тому назад берлинские дикторы говорили исключительно о победах. Теперь репертуар пришлось переменить. Ввиду полного отсутствия побед берлинские дикторы говорят о культуре. Немецкие солдаты жгут музей в Полтаве, а берлинский диктор тем временем кричит по-испански: «Мы защищаем культуру». Немецкие солдаты уничтожают древности Новгорода, а берлинский диктор тем временем причитает по-шведски: «Мы спасаем культурные ценности». Недавно берлинский диктор заявил по-английски: «Наши солдаты - это подлинные культуртрегеры - носители культуры. Они показали русскому народу, что́ такое армия высококультурной нации».
Я не стану напоминать о злодеяниях этих «культуртрегеров». Я не стану приводить показания русских, которые воочию увидали, что́ такое культура немецкой армии. Я остановлюсь на немецком документе. Это обращение верховного командования германской армии, изданное 1 мая 1943 года с пометкой: «Armeeoberkommando 4 I С/А. В. О.». Конечно, оно не предназначено ни для испанцев, ни для шведов, на нём значится «Только для служебного пользования». В этом послании мы находим следующую сентенцию:
«Не думай, что это безразлично, если ты при всех пускаешь газы и совершаешь естественные надобности. Русские могут подумать, что мы - народ, лишённый воспитания и культуры».
Трудно возразить. Действительно, русские, увидав, как немцы оправляются при женщинах и обращают школы в нужники, составили своё мнение о воспитании и культуре немецких солдат. Скажем прямо: невысокое мнение.
В том же документе мы читаем:
«Большевики привили русским понятие, что пьянство, нечистоплотность, бестактность, лень, ругань, распущенность, ложь - явления некультурные».
Вы только подумайте, какие шутники эти большевики - они все перевернули вверх дном! Если им поверить, можно подумать, что немец некультурен. Он ведь гадит в избах, он нахален и блудлив. Но зато он об’явлен берлинским радио «носителем культуры».
Ах, эти культуртрегеры, которых нужно упрашивать не испражняться в публичных местах - «спасители ценностей». Злые и грязные твари!
Музееведы
В январе 1942 года я видел, как догорал музей в Бородине. Окрестные крестьяне тогда рассказывали, что немцы устроили в Бородине скотобойню. Но только теперь я узнал о трудах немецких музееведов. Вот как их описывает Рихард Маль, обер-ефрейтор 437 пп. 267 пд.:
«Мы резали скот на дворе, так как в музее нельзя было установить блоки для подвески туш. В самом музее мы делили внутренности убитого скота. Одна из зал была отведена под производство колбас - ливерных и кровяных. Под Рождество в музее был устроен ужин. Собрался весь личный состав скотобойной роты - человек семьдесят. Трапезу открыл командир скотобойной роты обер-ветеринар Доберкау. Он произнес торжественную речь и сказал: «Мы празднуем сочельник в историческом музее Бородинской битвы. Здесь был разбит Наполеон». После этого нам выдали по три стакана рома и ливерную колбасу собственного производства. Мы пили, пели и развлекались».
Не следует думать, что немецкие музееведы занимаются исключительно колбасным производством. Обер-ефрейтор 19 егерского полка 9 авиаполевой дивизии Ганс Браун рассказывает, что в Петергофском дворце Александрия немцы организовали дезинфекционную камеру - там они
бьют не волов, а вшей.
«Мы народ музееведов», - заявил как-то Геббельс. О чем он при этом думал? О ливерной колбасе? Или о вошебойке? //
И.Эренбург.
***********************************************************************************************
От Советского Информбюро*
#
Оперативная сводка за 12 ноября Пленный солдат 110 мотополка 11 немецкой танковой дивизии Бернгард Дассек рассказал: «Военное обучение я проходил во Франции в 372 запасном батальоне. В мае текущего года меня направили в 10 роту 369 гренадерского полка, охранявшего морское побережье у Тулона. После капитуляции Италии наш полк участвовал в разоружении итальянских альпийских батальонов. Во второй половине сентября третий батальон 369 полка был спешно переброшен на советско-германский фронт. Ехали мы по маршруту Марсель-Лион-Дижон-Нюрнберг-Прага-Львов. В район боев батальон прибыл в середине октября. Нас передали в распоряжение 11 танковой дивизии. Обстановка на фронте меня ошеломила. После нескольких неудачных контратак солдаты ходили как обреченные. Всюду царила неразбериха и растерянность. Я не хотел сражаться за безнадежное дело и сдался в плен».
★
Жители села Кувечичи, Черниговской области, составили акт о зверствах немецких захватчиков. В акте говорится: «28 апреля текущего года немецкие изверги учинили зверскую расправу над мирным населением. Немецкие автоматчики оцепили село и начали жечь дома вместе с находившимися в них людьми. Из 340 домов огнем уничтожено 270 домов. Сгорело 160 стариков, женщин и детей. Некоторые крестьяне, а также женщины с детьми пытались бежать. Гитлеровцы стреляли в них из автоматов. Весь день фашистские убийцы чинили кровавую расправу над ни в чем неповинным населением села. Мы никогда не забудем этого дня и надеемся, что Красная Армия отомстит немецким мерзавцам за наши слезы и горе».
Акт подписали: председатель сельсовета села Кувечичи И.Ланько, колхозники С.Кругляк, Д.Савченко, А.Ланькова, Н.Лясун, Е.Шуляк, А.Шестак и другие. //
Совинформбюро.
_______________________________________
Мщение и смерть немецко-фашистским захватчикам! ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург:
Душа России || «Красная звезда» №266, 11 ноября 1943 года
И.Эренбург:
Дело совести || «Правда» №267, 29 октября 1943 года
Н.Тихонов:
Сталин ведет нас к победе ("Красная звезда", СССР)*
А.Довженко:
Смотрите, люди! || «Правда» №263, 24 октября 1943 года
Л.Леонов:
Размышления у Киева || «Правда» №276, 8 ноября 1943 года
П.Лидов:
Пять немецких фотографий || «Правда» №263, 24 октября 1943 года
И.Эренбург:
Чернорабочие победы || «Красная звезда» №255, 28 октября 1943 года
Н.Бурденко:
Какими методами гитлеровские изверги истребляют советских людей Газета «Правда» №280 (9416), 13 ноября 1943 года