Система оболванивания в германской армии

Apr 15, 2012 00:21


А.Леонтьев || « Красная звезда» №88, 15 апреля 1942 года

Единодушная подписка на Военный Заем - яркая демонстрация морально-политического единства советского народа.

Дружной подпиской на заем ускорим разгром ненавистного врага!

# Все статьи за 15 апреля 1942 года.

Звериная жестокость и чудовищная, омерзительная тупость гитлеровских убийц могла возникнуть лишь на почве фашистской Германии - с ее исключительной безыдейностью, моральной и культурной опустошенностью. Что особенно поражает у пленных немецких солдат и офицеров - это их совершенно небывалая духовная нищета, непостижимая степень невежества, умственного и нравственного одичания. Они грамотны, т.е. умеют читать, писать, считать - ровно настолько, насколько это необходимо для владения современным оружием, для чтения приказов, для писания писем и ведения дневников.




Кажется удивительным и необ’яснимым, каким образом в стране, некогда внесшей немалый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры, могли вырасти миллионы примитивных существ, в чьем духовном мире нет и следа каких бы то ни было признаков цивилизации, и многочисленные слои населения могут довольствоваться идейным багажом первобытных пещерных обитателей.

Разгадка всех этих «секретов» - в той, поистине, вандальской расправе, которую гитлеровцы учинили над культурой, над наукой, над всеми духовными ценностями в захваченной и обесчещенной ими Германии. Еще задолго до того, как фашистские пикирующие бомбардировщики стали с людоедской свирепостью разрушать мирные города и села, в Германии было предано разрушению все, что хотя бы отдаленно напоминает о разуме, об интеллекте, о человеческой морали, о человеческих чувствах. Своим знаменем фашизм открыто провозгласил всеобщее одичание, стопроцентное варварство. Истребление всего мыслящего было первым актом гитлеровцев, когда они дорвались до власти. Фашистская Германия стала инкубатором двуногого зверья.

* * *

Огромной отупляющей и оглупляющей машиной является гитлеровская армия. В германской армии солдат учат не только владеть совершенным автоматическим оружием, их учат также перестать быть людьми, их превращают в бездумные и бездушные автоматы.

Известное представление о той работе по оглуплению и отуплению людей, которая систематически и беспрерывно проводится в гитлеровской армии, дают материалы по «духовному воспитанию войск», недавно попавшие в руки одной из наших частей на Западном фронте. Это - три документа:

1) Подписанный еще фон Браухичем приказ верховного командования гитлеровской армии под заглавием «Воспитание мировоззрения и духовное воспитание армии».

2) Приказ «Основные положения по духовному воспитанию войск», подписанный командиром 216 германской пехотной дивизии генерал-майором бароном фон Гильза и

3) Приложение к этому приказу - перепечатка из сборника «Воспитание мировоззрения и духовное воспитание армии», являющаяся тезисами для бесед с солдатами.

В приказе Браухича говорится: «Предпосылкой каждого успеха в духовном воспитании, особенно на Востоке, является материальное обеспечение части - организация сносных жилищ, хорошего снабжения и питания». Далее об'ясняется, что все это должно быть достигнуто «подручными средствами». Иными словами - предпосылкой «духовного воспитания» гитлеровских бандитов об'является грабеж и разбой. Такова почва, на которой семена «национал-социалистского мировоззрения» должны дать богатые всходы.

В приказе Гильза, дивизия которого, по-видимому, недавно попала на советско-германский фронт из Франции, говорится, что «духовное воспитание» в специально созданных кружках служит действенным средством для того, чтобы «избежать бегания солдат после службы по французским кабакам или по сомнительным женским будуарам». Иными словами - «национал-социалистское воспитание» об'является своего рода эрзацем солдатской бордели.

Такова роль «духовного воспитания», которая отводится ему самими гитлеровскими генералами: кружки должны заполнять досуг солдата после его подвигов на поприще грабежа и разбоя, они должны с успехом заменять ему утехи публичного дома. Этими координатами определяется место «национал-социалистского воспитания» в солдатской жизни. Что оно иного места не может занимать, свидетельствует содержание фашистской «воспитательной работы», изложенное в документах.

Согласно приказа Браухича «материал по вопросам мировоззрения при планомерном изложении распределяется по четырем основным темам:

1. Немецкий народ.
2. Германская империя.
3. Немецкое жизненное пространство
4. Национал-социализм».

Приложенные к приказам тезисы этих тем передают аромат того варева, которым изо дня в день заливаются черепные коробки гитлеровских солдат.

* * *


В разработке первой темы, озаглавленной « Немецкий народ», нет, разумеется, ни единого звука о подлинной жизни немецкого народа, трудящихся масс, о его культуре, задушенной фашистскими варварами. Взамен преподносится тошнотворная проповедь о том, что немцам-де все дозволено, ибо они - высшая раса, прочие же расы - восточная, азиатская и другие, годны лишь быть рабами арийцев. Вся разработка заполнена человеконенавистнической белибердой насчет «нордической расы», ее «телесных и духовных признаков», ее якобы «особых качеств в мирное и военное время». Солдатам на советско-германском фронте остается догадаться, что «особым качеством» нордической расы в мирное время является - быть покорными рабами гитлеровской банды преступников; в военное же время - быть слепым орудием империалистического разбоя.

Впрочем, среди людоедской мистики насчет «чистоты крови» и тому подобной чертовщины неожиданно появляется весьма практический тезис: «Каждый новорожденный мальчик через 20 лет будет солдатом». Недурное утешение для нынешних гитлеровских солдат - особенно в тех случаях, когда их части тщетно ждут давно обещанной смены. Те же солдаты, у которых еще не окончательно атрофирована способность к мышлению, могут сделать отсюда вывод, что гитлеровские авантюристы, не рассчитывая на благоприятный для них исход нынешней войны, уже подумывают о том, что ее необходимо будет «переиграть» через двадцать лет, подобно тому, как они сейчас пытаются «переиграть» войну 1914-1918 гг., кончившуюся плачевно для германского империализма. Каждые 20 лет война - вот перспектива, которую рисуют гитлеровскому солдату его «воспитатели» в генеральских и офицерских погонах. Эта перспектива будет похоронена вместе с гитлеровской кликой.

В разработке второй темы, озаглавленной «Германская империя», квинт-эссенция содержится в следующем тезисе: «Легче управлять 500 миллионов неграмотных, чем 100 миллионов образованных и самостоятельно мыслящих людей».

Бешеная ненависть гитлеровцев к образованию, их животный страх перед просвещением, их презрение к науке, к истине, дифирамбы, которые они воспевают невежеству, темноте, мракобесию, - все это достаточно хорошо известно. Самовлюбленный недоучка Гитлер в узком кругу приближенных, благоговейно смотрящих ему в рот, провозглашал, что «мы живем в конце эпохи рассудка», что «мы варвары и хотим быть варварами», что «культура, цивилизация, гуманность и т.п. есть глупость, трусость и самомнение». В том же узком кругу он с исключительным цинизмом заявлял: «Чем ниже культурный уровень рабочего класса и всего народа, тем больше у нас шансов удержать власть». Рисуя «блестящее» будущее европейских народов в запланированном им тысячелетнем царстве «нового порядка», Гитлер заявил: «Для того, чтобы подметать улицы и рыть картофель, образования не потребуется».

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина» - эта фамусовская сентенция, выражающая отношение мракобесов всех времен к образованию, их тревожный страх перед светом человеческого разума стала законом фашистского строя. Гитлеровские пропагандисты заявляют своим солдатам: вы должны победить весь мир своим невежеством, своей темнотой и отсталостью. Таков смысл тезиса о том, что легче управлять 500 миллионов неграмотных, чем 100 миллионами образованных и самостоятельно мыслящих людей.


Итак, фашисты считают образование для немецкого народа излишним. Думать в фашистской Германии не полагается, ибо «за всех» думает и решает «фюрер». Тезисы именно в этом и видят суть строя нынешней Германии. В них прямо говорится, что в германской империи «вершина - фюрер». Германское государство так и называется там «вождевым». Народу и его представителям нет места в политической жизни гитлеровской Германии. Тезисы об'являют народный парламент излишним, ибо «фюрер принимает окончательное решение. На этот счет в вождевом (авторитарном) государстве имеются строгие законы».

В разработке третьей темы, озаглавленной «Немецкое жизненное пространство», необходимость захвата чужих территорий в качестве «жизненного пространства» для Германии иллюстрируется следующим по мнению гитлеровских пропагандистов весьма популярным и доходчивым «примером из производственной жизни»:

«Конкуренция - борьба. Побеждают прилежные и предприимчивые. Борьба за районы сбыта, за рынки. Борьба за покупателя. Неспособный и ленивый терпит поражение. Наиболее способный становится «самостоятельным» и руководит предприятием. Остальные, сообразно их способностям, включаются в «хозяйственное предприятие». Они живут от него, работают для него и тем самым для себя. То же и в жизненном пространстве. Способный и великий народ должен руководить хозяйством в «жизненном пространстве».

Итак, все к лучшему в этом лучшем из миров. Повсюду господствуют вечные законы конкуренции - борьбы всех против всех. Допустим в каком-нибудь захолустном немецком городишке существует пять табачных лавчонок или пять трактиров. В ходе борьбы за покупателя, борьбы за рынки сбыта «наиболее способный», скажем, господин Мюллер, одерживает верх над своими «неспособными и ленивыми» конкурентами, Майером, Шульце и другими. Последние поступают в предприятие Мюллера в качестве наемных рабочих, «живут от него, работают для него и тем самым для себя». Те же «незыблемые» законы, согласно фашистской премудрости, регулируют отношения между нациями. В тезисах говорится: «Где остаются малые народы? Ответ: под опекой больших народов, как жители на жизненном пространстве больших наций».

Не трудно увидеть, что весь «идеологический» арсенал гитлеризма состоит из идеек и мыслишек, подобранных среди отбросов умственного развития, на свалках давным давно обанкротившихся «учений», нещадно осмеянных реакционных бредней. Так обстоит дело и с этим тезисом, составляющим, несомненно, центральный пункт всей солдатской «словесности» в гитлеровской армии.

В отсталых условиях застойного мелкобуржуазного быта прошлых времен родилась худосочная идейка о том, будто конкуренция является дланью провидения, поднимающей ввысь наиболее достойных. Это мерзопакостное измышление было разбито впрах ходом исторического прогресса, ходом жизни, которым сотни тысяч, а затем и миллионы людей были брошены в котел капиталистической эксплоатации. Попытки об'явить всех, кто силою вещей попал в положение наемного рабочего, «неспособными и ленивыми», были скомпрометированы даже среди более умных слуг капитала. И вот эту каннибальскую идейку гитлеризм вытащил из помойной ямы истории, он проповедует распространение волчьих законов конкуренции на отношения между народами. В «новизне» фашистских измышлений насчет «жизненного пространства», где малым нациям разрешается жить лишь из милости на положении батраков, слышится давным давно обанкротившаяся реакционная старина.

Немецко-фашистские паразиты, живущие разбоем и грабежом, высасывающие все соки из покоренных ими трудолюбивых народов, об'являют со свойственным им подлым цинизмом себя производительным народом, а соседей - ленивыми. Этим вшивым воякам так и преподается в тезисах: «Леность и неспособность соседей (напр. Россия). Там никакого использования ни жизненного пространства, ни даже населяемого пространства (напр. Россия)». Наш великий советский народ построил за пятнадцать лет промышленность, превышающую то, что создано в Германии более, чем за столетие. И фашистские скоты, уничтожающие, топчущие и пожирающие продукты труда многих поколений, называют его ленивым и неспособным! Эта смешная ложь нужна гитлеровцам для того, чтобы толкать немецких солдат на еще более жестокие, еще более кошмарные преступления.

В разработке четвертой темы, озаглавленной «Национал-социализм», сущность этого якобы «нового мировоззрения» изложена следующим образом:

«Никакой пропасти между работодателем и работником. Оба совместно трудятся на одном и том же предприятии. Предприятие принадлежит им совместно. Голова и руки трудятся вместе, не врозь. Например: военный корабль создается работой головы и рук. Противоречия между ними создают опасность для предприятия. Оба - рабочие!»

Нетрудно заметить, что здесь перед нами пересказ пошлейшей басни Менения Агриппы, с помощью которой этот римский сенатор более двух тысяч лет назад пытался привести в повиновение взбунтовавшихся плебеев.

Эта вытащенная из-под пыли веков и чуть-чуть подновленная примером военного корабля побасенка вдалбливается в головы немцев всеми средствами. Но шила в мешке не утаишь. На каждом шагу действительность фашистской Германии красноречиво демонстрирует непроходимую пропасть между капиталистами и пролетариями, невиданную даже в других буржуазных странах эксплоатацию трудящихся. Сколько шулера из гитлеровского игорного дома ни будут твердить о «совместном владении предприятиями», - им не скрыть фашистской капиталистической действительности. Сколько бы они ни твердили, что крупнейший магнат германского капитала Крупп, получивший от Гитлера медаль «пионера... труда», такой же рабочий, как и голодный, обездоленный и бесправный германский пролетарий, - эта чудовищная по наглости и тупости ложь еще больше разоблачает всю гнусную фальшь фашистского режима.

* * *

Подобных примеров оглупления германских солдат в тезисах содержится бесчисленное множество, но и приведенных достаточно, чтобы сделать вывод о том, что цель этого «духовного воспитания» - искоренить из сознания германских солдат все остатки человеческих чувств, совершенно отучить их мыслить.

Немудрено, что одним из конечных выводов всей разработки в целом является тезис: «Запрещение политической деятельности для солдат». Недурной финал всего «духовного воспитания войск»!

Таков идейный реквизит, при помощи которого систематически, изо дня в день обрабатываются башки гитлеровских солдат. «Теория» дополняется соответствующей практикой разбоя, насилий, диких бесчинств, неслыханных зверств. Вся эта «система воспитания» рассчитана на то, чтобы лишить солдата образа и подобия человеческого, чтобы превратить его в хищного зверя. Солдаты воспитываются вроде того эсэсовца, который с дикарской откровенностью написал в письме: «Истинный немец уничтожает все живое, что попадается ему под руку».

Советским людям глубоко чуждо чувство расовой ненависти к другим народам, в том числе и к немецкому народу. Мы хорошо знаем, что те, кого эсэсовец называет «истинными немцами», сколько бы их ни было, на деле являются гнусными выродками немецкой нации, которых будут с чувством жгучего национального стыда вспоминать будущие поколения немцев. Но мы знаем также, что эти выродки пока что существуют, что их немало, что они все еще творят чудовищные злодеяния на нашей священной советской земле.

Ленин писал: «Никто не повинен в том, если он родился рабом: но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство... такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам».

Законное чувство негодования, презрения и омерзения вызывают обработанные фашистским ядом немецкие холуи и хамы, восторгающиеся своим рабством, своими цепями, своей палаческой функцией, своими подлыми кровавыми деяниями насильников, мародеров. Эти змееныши, вскормленные на фашистской лжи и мерзости, вызывают ненависть всего советского народа и его Красной Армии. Оболваненная немецко-фашистская армия обречена на гибель. // А.Леонтьев.
__________________________________________________________
Венерические болезни в немецкой армии ("Красная звезда", СССР)
Д.Мануильский: О ненависти к врагу ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Душа народа ("Красная звезда", СССР)
Фашистский солдат ("Правда", СССР)
И.Эренбург: Олухи ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский: Облик фашистской армии* ("Красная звезда", СССР)
Солдат блицкрига - был да весь вышел? ("The New York Times", США)
Настроения отступающих немецких солдат ("Красная звезда", СССР)
Моральное состояние гитлеровского солдата ("Красная звезда", СССР)
О моральном облике гитлеровского офицера ("Красная звезда", СССР)
Документы о кровожадности фашистских мерзавцев ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
Геббельс напуган недовольством германского населения войной

СТАМБУЛ, 14 апреля, (ТАСС). Газета « Дас рейх» поместила статью Геббельса, которая служит подтверждением того, что недовольство германского населения войной и связанными с нею трудностями приобретает все более явный и опасный для гитлеровцев характер. «Среди нас, - пишет Геббельс, - есть еще люди, не умеющие всесторонне рассматривать войну, которую ведет Германия. Они драматизируют трудности до того, что становятся неспособными отличать существенное от несущественного, явления, обусловленные требованиями дня, от явлений, не зависящих от времени».

Геббельс пытается повлиять на немцев тем, что солдатам на фронте приходится переносить «в миллион раз больше» лишений, чем гражданскому населению. Он пишет, что «если бы все, что волнует наших солдат, заключалось в том, что нехватает угля или картофеля, что нельзя себе доставить удовольствие ехать по железной дороге или в том, что транспортные средства в городах перегружены, что в магазинах всегда следует один и тот же ответ: «Больше не осталось» - то они чувствовали бы себя, как в раю».

Геббельса явно пугает усиливающаяся деморализация в Германии. «Оставшиеся на родине, - требует он, - не должны говорить с солдатами о своих нуждах, когда те приезжают в короткий отпуск домой». Нельзя, пишет Геббельс, способствовать тому, чтобы солдаты возвращались на фронт еще более удрученные и обремененные лишними заботами. То же самое нужно помнить, когда солдатам пишут письма. Только глупые и бесхарактерные люди, раздраженно восклицает Геббельс, могут писать о своих повседневных заботах. Геббельс требует, чтобы немецкое население избегало вести разговоры о трудностях, ибо «у большинства людей моральные и духовные силы напряжены до крайнего предела».
____________________________________________________________
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
Геббельс умоляет, Геббельс угрожает ("Известия", СССР)
У Геббельса насморк от... русской зимы ("Правда", СССР)

************************************************************************************************************
Средневековые казни для «устрашения народа» в Германии

СТОКГОЛЬМ, 14 апреля. (ТАСС). Как сообщает берлинский корреспондент газеты «Нюа даглигт аллеханда», гитлеровцы начинают применять средневековые меры террора для устрашения народа. До сих пор многочисленные смертные приговоры против «антигосударственных элементов» приводились в исполнение путем расстрелов или отсечения головы. Отныне в «наиболее серьезных случаях» приговоренные в целях «устрашения народа» будут подвергаться публичному повешению на городских площадях.

☆ ☆ ☆

Оккупанты собираются применить газы против югославских партизан

СТАМБУЛ, 14 апреля. (ТАСС). Гитлеровцы готовятся применить против югославских партизан отравляющие вещества. Газета «Югославски гласник», ссылаясь на сведения, полученные нейтральными кругами из официальных источников, сообщает, что немцы разработали план весенне-летних операций против югославской партизанской армии, в которой будет участвовать и авиация. В случае, если намечаемые операции не принесут успеха, германское командование применит против партизан отравляющие газы.

************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 14 апреля 1942 года

Красноармеец тов. Морозов, выполняя боевое задание, подвергся нападению группы немецких солдат. Гитлеровцы пытались взять его в плен. Отважный боец открыл огонь из винтовки и уничтожил 12 гитлеровцев. Остальные немецкие солдаты отступили.



Связисты - старшина Ползычев и красноармеец Коплев на-днях захватили в плен экипаж немецкого самолета «Ю-88», сделавшего вынужденную посадку.



Сдавшийся в плен капрал 2 батальона 31 полка 2 румынской дивизии Ион Ольстеану рассказал: «Я добровольно сдался в плен, потому что не хотел воевать против русских. За последнее время среди румынских солдат пошли слухи о том, что венгерские войска оккупировали румынский город Арад. В связи с этим у нас произошли столкновения с венгерцами. В последних боях наш батальон понес огромные потери. К 22 марта из 800 человек осталось не более 200. Через несколько дней 30 человек дезертировали».



Житель германского города Крефельда Герд Б. писал недавно немецкому фельдфебелю Эрнсту Штарншраеру: «Многие рабочие военных предприятий, пользовавшиеся до сих пор отсрочкой, уже мобилизованы в армию. Забрали даже Стефана Шерница и Олиса Барльгейна, ранее признанных негодными к военной службе... Здесь все по-старому, всюду саботаж, прикрывающийся халатностью».



В Колине (Чехословакия) отказался выступить на фронт немецкий пехотный полк, скомплектованный из чехов, австрийцев и немцев. Многие солдаты - чехи и австрийцы, узнав о предстоящей отправке на советско-германский фронт, дезертировали.



Трудящиеся одного оккупированного немцами села в Белоруссии собрали многочисленные подарки для Красной Армии. 15 подвод с подарками советские патриоты сумели провести через фронт и вручить их бойцам одной нашей части.



Военфельдшер Руденко под огнем противника вынес с поля боя 47 раненых бойцов и командиров с их оружием.



У убитого немецкого лейтенанта Генриха Раумера найдено письмо к своему школьному учителю Рудольфу Веберу. Приводим выдержки из письма: «...В июле нам казалось, что война кончится так же быстро, как и началась... С каким возбуждением и азартом мы глядели на карту, подсчитывая, сколько километров прошли наши войска за первую неделю войны, за вторую, за месяц. А вот недавно я и лейтенант Ратцель вспоминали первые дни похода. Ратцель по этому поводу заметил: «Мы здесь воюем уже 273 дня. И если теперь произвести вычисления, то окажется, что в России мы продвигались значительно медленнее, чем во всех предыдущих походах». Это факт... А теперь мы бесславно отступаем, обильно поливая своею кровью русские равнины. Солдаты сбиты с толку, измучены и озлоблены. Они не смогут долго выдержать такого напряжения... В душе каждый унтер-офицер ненавидит фельдфебеля, фельдфебель - офицера, а солдат ненавидит всех от унтера до генерала... Остается одно призрачное утешение, что солдаты никогда между собой не сговорятся». // Совинформбюро.

************************************************************************************************************
ПЕСНИ О КРАСНОЙ АРМИИ

Это было 14 лет назад. В воинский лагерь под Киевом приехал с концертом небольшой ансамбль красноармейской песни и пляски. Его руководитель, профессор Александр Васильевич Александров, как всегда, стал искать среда лагерных певцов и затейников новые, интересные песни. Один из командиров вывел свою роту на плац и обратился с просьбой послушать, как поют его бойцы. Это была походная песня. Текст ее не представлял ничего особенного, какая-то смесь русских и украинских слов о том, как «з Ленинграду из походу шел советский красный полк...» Зато мелодия песня - выразительная и задушевная - обратила на себя внимание Александрова. Он тут же записал ее, а затем обработал. Так родилась одна из популярнейших в стране песен - «По долинам и по взгорьям».

Этот эпизод весьма характерен для профессора А.В.Александрова - создателя боевых красноармейских и народных песен. Из жизни Красной Армии, из гущи народа он черпает вдохновение для своего творчества. Боевые песни Александрова широко известны в стране. Их распевают во всех уголках нашей родины.

В честь XVIII с'езда ВКП(б) композитор написал торжественную песню. Это был победный марш - гимн большевикам, сделавшим страну счастливой и могущественной. По совету товарища Сталина композитор назвал эту песню «Гимн партии большевиков».

А кто в стране не знает песен Александрова - «Эшелон за эшелоном», «Волжская бурлацкая» и созданную уже во время войны песню «Священная война»?

Профессор Александров известен как организатор и руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски. Ансамбль существует с 1928 года. Вначале это был маленький коллектив, состоящий из 12 человек - восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца. За годы своего существования бессменно руководимый профессором Александровым ансамбль вырос в большой художественный коллектив и снискал себе своей высокой музыкальной культурой мировую известность. Значительную долю времени ансамбль проводит в поездках по частям Красной Армии и всякий его приезд является для бойцов и командиров подлинным праздником.

В 1937 году Краснознаменный ансамбль совершил поездку во Францию, где он выступал с концертами на Международной выставке, и в Чехословакию. Все выступления были сплошным триумфом. Знамя культуры Красной Армии ансамбль с честью пронес по Европе.

350 номеров имеется в репертуаре Краснознаменного ансамбля. Это главным образом боевые, любимые песни Красной Армии и народов СССР. Значительное место занимают в репертуаре оперные арии и классические произведения. Большинство народных песен, исполняемых ансамблем, обработано с музыкальным искусством его художественным руководителем А.В.Александровым. Всего им написано и обработано свыше ста песен.

Музыкальная деятельность профессора не ограничивается, однако, созданием песен. Ученик Лядова, Глазунова и Римского-Корсакова, А.В.Александров, отдавший музыке 40 лет своей жизни, является автором ряда крупных музыкальных произведений. Среди них следует назвать оперу «Русалка» - дипломную работу, удостоенную медали, симфонию фис-моль, симфоническую поэму «Смерть и жизнь». В 1916 году композитор работал над оперой об Иване Грозном. Два акта были прослушаны Шаляпиным и получили его высокую оценку. И только неудачное стечение обстоятельств в годы первой мировой войны не дало возможности довести эту работу до конца.

Плодотворную работу ведет А.В.Александров на педагогическом поприще. Свыше 35 лет отдал он этому делу сначала как преподаватель в ряде музыкальных учебных заведений, а с 1918 года в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

Среди бывших учеников А.В.Александрова имеются профессора, доценты. А военный факультет Московской консерватории, одним из организаторов и руководителей которого он является, дал Красной Армии не один десяток военных капельмейстеров. За музыкально-педагогическую деятельность А.В.Александрову присвоено звание доктора искусствоведческих наук.

Особенного расцвета достигло творчество народного артиста СССР А.В.Александрова во время отечественной войны. С первых же дней Красноармейский ансамбль, имеющий в своем составе 250 человек, разделился на четыре бригады, которые по существу являлись самостоятельными коллективами. За первое полугодие войны бригады, выступая в действующих частях, дали около тысячи концертов. В самой разнообразной обстановке, зачастую в непосредственной близости от врага, можно встретить певцов и танцоров Краснознаменного ансамбля. Концерты их нередко идут под аккомпанемент артиллерийской канонады.

С начала отечественной войны профессор А.В.Александров написал около десятка новых песен. Его «Священная война», «Песня о партизанах», «В поход, в поход», «Ударом на удар», «Опять военные метели», «Гвардейская» и другие песни звучат с особой силой.

Комбриг профессор А.В.Александров награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Присуждение ему Сталинской премия первой степени является заслуженной наградой за созданные им красноармейские песни. // Бригадный комиссар В.Максимов.

____________________________________________________
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Крестьянин и его земля ("Time", США)
Роммель Африканский ("Time", США)
Что принесет весна? ("Time", США)
Теперь или никогда ("Time", США)
Любимец Сталина ("Time", США)
Медики Красной Армии ("Time", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
Г.Александров: Гитлеровский "фронт духа" перед катастрофой ("Правда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №88 (5152), 15 апреля 1942 года

апрель 1942, немецкий солдат, "Дас рейх", фашистские варвары, А.Леонтьев, 1942, Совинформбюро, зверства фашистов, весна 1942, газета «Красная звезда», немецкая пропаганда

Previous post Next post
Up