М.Калинин || «
Литература и искусство» №1, 1 января 1943 года
С Новым Годом, товарищи!
# Все статьи за
1 января 1943 года.
Вопрос о том - искусство плакат или не искусство, по-моему, праздный вопрос. И сама постановка этого вопроса принципиально неправильна.
Среди плакатов наших художников есть и мазня, но есть и шедевры, образцы такого мастерства, что они являются настоящим искусством. Нельзя сказать, что вот это - процесс искусства, а это - ремесло, потому что, делая одно и то же дело, его можно делать и ремесленно и как образец искусства. Так и плакат можно дать как хорошее искусство.
Вспомните рисунки Кукрыниксы или Ефимова, - когда люди видят их подпись, то на самый рисунок смотрят пристальнее. Это искусство, мастерство? Безусловно. Правильно говорят, что и сапожник может быть художником, и художник может быть сапожником. Человек делает замечательные вещи не потому, что он работает в сфере искусства, или, вернее, не только поэтому, а потому, что его работа выше ремесленной, что его работа художественна.
Ремесленная работа - это работа по трафарету. Так в старину работали богомазы - они писали иконы по трафарету. Но даже среди этих людей были художники, поднимавшиеся до вершин искусства.
Я считаю поэтому, что нельзя отрывать искусственно живопись от плаката. Плакат - это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина - это пропаганда, а плакат - агитация. Но ведь агитация не менее нужна, чем пропаганда, особенно в военное время.
Плакат - это массовое искусство. Плакат добивается того, чтобы человек не прошёл мимо него, а обязательно остановился. А мимо обычного художественного произведения человек может пройти, не остановившись. Его надо натолкнуть на то, чтобы он посмотрел и понял, что находится перед ним. Плакат же рассчитан на массы. Идёт мимо колхозник, вдруг увидел плакат и надолго перед ним остановится и станет разбирать, что там изображено. И чем пристальнее народ будет смотреть, тем большего эффекта этот плакат достигнет.
Выбор темы плаката во многом зависит от характера самого художника: один любит героику, находит её и изображает, другому более свойственна сатира, и он работает в этой области. Незачем ставить вопрос - то или другое, героика или сатира? Мне кажется, надо использовать всё, что поддается плакатному изображению в том духе, который наиболее свойственен тому или иному художнику, и даже теми средствами, которые ему предпочтительнее: карандашом, маслом, акварелью и т.д. Нужно всё использовать, и не следует ставить какие-нибудь искусственные ограничения. Всё должно быть пущено в ход; ведь плакат - искусство массовое, с ним художники идут в народ. И надо сказать, помимо того, что это искусство достигает известной цели в области политики: влияния на народ, на армию, поднятия боевого настроения,- оно несёт просвещение в массы средствами живописи.
Сейчас подготовлена, если можно так выразиться, вспаханная, удобренная почва для внедрения в народ живописи. Посмотрите, театр у нас сейчас стал буквально народным искусством. Если в деревеньке имеется каких-нибудь 20-30 дворов, там уже обязательно есть свой драматический кружок. А живопись в массы проникает ещё с большим трудом.
Часто приходится слышать, что настенных картин выпускается мало, у колхозников в избах их нет. Это верно. Такие нарекания справедливы.
Когда я просматриваю картины многих современных художников, то мне кажется, что их культура слабовата. Я говорю не о живописной технике, а об общей культуре. Спрашивается, может ли быть художником, настоящим, большим художником, человек не высокообразованный? Можно представить себе гениального художника, у которого феноменальная чуткость к цвету и сочетаниям цветов и к форме рисунка. Он может изобразить человека, как живого, но этого, оказывается, мало. Бывает, что художник рисует человека с натуры, но дает лишь оживлённую фотографию, и только крупный мастер даст в портрете живого человека. Тут и лицо как будто чуточку непохоже, но вложено что-то такое, чего сразу и не уловишь, и перед вами - живой человек. Это уже работа настоящего художника.
А вот для того, чтобы создать тип, - для этого нужно очень многое. Без культуры, без знания литературы, русской истории этого добиться нельзя. И мне кажется, что этого-то нашим молодым художникам нехватает, многое у них выходит примитивно.
Между тем, талантливый плакат, я думаю, труднее написать, чем картину. Плакат прежде всего должен быть чрезвычайно острым. Разница между картиной и плакатом ещё и та, что в плакате всё должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление. Вспомните литературную классику. Тут даны чрезвычайно концентрированные типы, и поэтому она до сих пор производит огромное впечатление, её читаешь с захватывающим интересом.
Таким образом, плакат - искусство, хотя, может быть, временное, преходящее искусство, не вечное. Я понимаю, что каждому художнику хочется создать произведение, которое жило бы в веках. Плакаты же, когда пройдёт их время, будут лежать в архивах. Возможно, в этом смысле самолюбие художников-плакатистов ущемлено, так как им обидно, что они работают на короткое время. Но мне лично кажется, что даже с этой стороны художники-плакатисты не могут обижаться. Когда люди будут изучать эпоху отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА» при изучении Октябрьской революции.
И серьёзный историк, и будущий художник, касаясь эпохи отечественной войны, обратятся к этому материалу.
Сейчас плакаты имеют большое влияние на массы, и в истории они, возможно, переживут некоторые картины. Ведь и картины через несколько сот лет уничтожатся или сохранятся в копии. Но, собственно, всё это касается самолюбия художников, а перед художниками стоит другой вопрос - вопрос практический: как они своей профессией могут помочь фронту, нашим бойцам.
Вот в этом отношении у художника-плакатиста особенно благоприятное положение. Его произведения должны оказывать практическое влияние на исход войны, на увеличение стойкости красноармейцев, на увеличение их храбрости. А это сейчас самое главное. Ведь каждый сейчас чувствует настоятельную потребность хоть чем-нибудь непосредственно помочь войне, оказать влияние на её исход. И ясно, что самой талантливой картиной вы не сможете так влиять на участвующих в войне людей, как плакатом.
Мне даже кажется, что чем гениальнее картина, тем её понимание приходит позже, - её скорее поймут последующие поколения, чем те, при которых она создаётся. Может быть, это не общее правило, но гениальность отчасти в том и выражается, что гениальный человек заглядывает далеко вперёд.
Что же касается плаката, то это - агитация сегодняшнего дня. Вопрос заключается только в его влиянии и распространении: чем больше он производит впечатления, чем больше он распространён, тем большую помощь он оказывает войне. А раз так, значит эта работа положительная, а те, кто в ней участвует, если, конечно, они работают хорошо, должны получать удовлетворение.
_____________________
Сокращенная стенографическая запись беседы М.И.Калинина с художниками, работающими в «Окнах ТАСС».
***********************************************************************************************
Друзьям
Друзья, товарищи мои! Осталось пять минут -
На Красной площади часы двенадцать раз пробьют,
И тридцать первое число слетит с календаря,
И толстый новый календарь начнется с января.
Из тех друзей, кто с нами был в году сорок втором,
Не все смогли бы в эту ночь собраться за столом.
Иных уж нет, и слава им, погибшим за народ -
Последним годом был для них минувший этот год.
Другим сейчас не суждено держать бокал в руках -
Они встречают Новый год от смерти в двух шагах,
Они врываются в блиндаж с гранатою в руке
И обращаются к врагам на русском языке.
Мы не забудем в эту ночь того, кто в поздний час
Снаряды точит на станках, броню куёт для нас,
Стоит у доменной печи, идёт в ночной полёт,
Кто, лежа в поле на снегу, встречает Новый год.
Мы пожелаем им, друзья, удачей год начать,
Из дома письма от семьи почаще получать.
А если ранят на войне, чтоб рана та была
И не опасна, и легка, и скоро зажила.
Подруги наши в эту ночь отсюда далеко.
Мы знаем всё: как грустно им и как им нелегко.
И мы поднимем свой бокал за тех, кто нам верны
И будут терпеливо ждать нас до конца войны.
Осталось несколько секунд, уже куранты бьют,
На Спасской башне никогда часы не отстают.
Они идут за часом час и не бегут вперёд,
Они точнее всех часов встречают Новый год.
И есть неписанный закон, уж так заведено, -
В такую ночь со смыслом пьют весёлое вино
За счастье близких и друзей, которых рядом нет.
Но первый тост у нас один, бессменный много лет -
Мы пьем за Сталина, друзья! Сто лет пусть он живет!
Таким, каким бы он хотел, пусть будет новый год!
A Сталин хочет одного - того, что мы хотим.
С таким вождем в любых боях народ непобедим.
С.Михалков.
_____________________________________________
И.Сельвинский:
Язык плаката* («Литература и искусство», СССР)
А.Федоров-Давыдов:
Военный политический плакат ("Правда", СССР)
А.Федоров-Давыдов:
Рисунки художника Д.Шмаринова* ("Правда", СССР)
Д.Заславский: «
Великая отечественная война» в картинах русских художников ("Правда", СССР)
«Литература и искусство» №1 (53), 1 января 1943 года