А.Федоров-Давыдов || «
Правда» №99, 16 апреля 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения на всех железных дорогах (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Гнусные измышления немецко-фашистских палачей (1 стр.). Б.Черноусов. Московская область перед весенним севом (2 стр.). И.Якушкин. - О выращивании раннего молодого картофеля (2 стр.). С.Селюк. - На Каме (2 стр.). Налёт советских самолётов на Данциг и Кенигсберг (3 стр.). А.Павлов. - Данциг, Кенигсберг (3 стр.). Письмо туркменского народа фронтовикам-туркменам (3 стр.). К.Горбунов, М.Матусовский. - На Поповом болоте (3 стр.). Е.Кононенко. - Гитлеровец (3 стр.). Н.Воробьев. - Теплоэлектроканитель (2 стр.). СТИХИ: Алексей Сурков. - Родина (3 стр.). А.Федоров-Давыдов. - Рисунки художника Д.Шмаринова (3 стр.). Д.Заславский. - «Победа в пустыне». Английский документальный фильм (4 стр.). Военные действия в Тунисе (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.). Война на Тихом океане (4 стр.). Гитлеровцы обеспокоены сопротивлением «тотальной мобилизации» (4 стр.). Немцы угоняют польских детей на гитлеровскую каторгу в Германию (4 стр.). Новое нарушение германскими самолетами шведской границы (4 стр.)..
# Все статьи за
16 апреля 1943 года.
Серия рисунков Дементия Шмаринова «
Не забудем, не простим», за которую художник получил Сталинскую премию, - произведения большой жизненной и художественной правды. Это волнующая повесть художника, запечатлевшая чудовищные зверства и насилия немецко-фашистских извергов, - страдания и мужество советских людей.
Глубоко драматично передано горе матери, склонившейся над трупом убитого юноши-сына («
Мать»). Долгой тягостной вереницей движутся уводимые в немецкое рабство советские женщины и дети («
В рабство»). В рисунке «
Казнь партизанки» художник нарисовал омерзительный облик фашистских убийц. В «
Возвращении» дан замечательный по своей выразительности образ крестьянки, печально стоящей у разрушенного родного очага. В рисунке «Встреча» Шмаринов выразил переживания советских людей, встречающих своих освободителей - воинов Красной Армии.
В правдивости и мастерстве, при внешней скромности манеры - действенность творчества Шмаринова. Оно разжигает чувство ненависти к врагу, зовет к борьбе. С такой душевной теплотой изобразил художник своих героев, советских людей, что зритель видит в них как бы своих родных.
Сила рисунков Шмаринова в том, что голосом искусства говорит в них человеческая совесть. Характер шмариновских рисунков глубоко национален, в них продолжаются лучшие традиции реалистического русского искусства.
Рисунки Шмаринова оптимистичны, несмотря на то, что в них изображаются главным образом страдания и слезы. Здесь не просто гитлеровские палачи и их жертвы, жертва в рисунках Шмаринова внутренне сильнее, нравственно выше, духовно богаче своего палача. Сила правды на стороне советских людей.
Художник-патриот хорошо сумел передать
одухотворенность русских людей. Они непобедимы, как носители истинной человечности, их укрепляет связь со страной, с родной землей. И бесконечно чужеродными кажутся в русском пейзаже фигуры фашистских солдат. Их отрицает сама наша земля, и им никогда не жить на ней, не покорить её и её сынов.
Одна из существенных причин удачи шмариновской серии «Не забудем, не простим» - в её органической связи с предыдущим творчеством художника.
Шмаринов работает и как живописец, но его творческий облик определяет мастерство рисовальщика. Здесь сложился его стиль, который питается лучшими традициями русского реалистического искусства.
В 1931-33 гг. Шмаринов создает первые значительные иллюстрации к «Брускам» Панферова. Под наблюдением М.Горького он работает над «Матвеем Кожемякиным». Эта работа была решающей в формировании художника. В 1936 г. он дал замечательную серию рисунков к «Преступлению и наказанию» Достоевского, в 1940 г. - серию рисунков «Петр I» по роману А.Толстого.
Работы для «Истории гражданской войны» и на темы революционного движения в России открывают в Шмаринове не только мастера самостоятельного, уже независимого от литературы, образа, но и мастера политического рисунка.
С первых дней войны Шмаринов начал работать над плакатом, в новой для себя области. Он в первом ряду тех художников, которые произвели перелом в развитии нашего плаката в сторону эмоциональности, углубленности образа, отказа от условного, якобы «специфически-плакатного», схематизма формы.
Такие плакаты, как «Отомстим!» с изображением матери, держащей убитого ребенка на руках, или «
Я жду тебя, воин-освободитель!» - с трогательным образом мальчика, обладают высокой эмоциональной действенностью.
Художник задумал создать цикл «Народ на войне». Серия рисунков «Не забудем, не простим» - начало этого цикла. У Шмаринова есть все данные для того, чтобы с успехом справиться с трудной, но благородной задачей.
Д.А.Шмаринов, в котором прежде мы ценили главным образом тонкого мастера реалистической иллюстрации, художника-гуманиста и лирика, в дни войны наполнил родные его творчеству образы новым, более глубоким содержанием. В великом историческом испытании русский народ обнаруживает лучшие стороны своего характера. В правдивом его изображении русский художник с новой силой раскрывает глубину и благородство патриотизма, всегда питавшего русское искусство. // Проф. А.Федоров-Давыдов.
***********************************************************************************************
«Беспримерная поэма о человеческой стойкости и воле к победе»
Английская печать о советском кинофильме «Сталинград»
ЛОНДОН, 15 апреля. (ТАСС). Все английские газеты поместили статьи, в которых дают высокую оценку советскому фильму,
рисующему битву за Сталинград.
«В Лондоне показан величайший из всех советских фильмов, - пишет кинорецензент газеты «Дейли мейл». - Просмотр этого фильма следует считать долгом и честью. Он великолепен по качеству, и
некоторые из его кадров незабываемы».
«Этот суровый, яркий и волнующий фильм, - пишет газета «Ньюс кроникл», - производит особенно сильное впечатление, рисуя мужественный и несгибаемый патриотизм, который сломил силу и ярость нацистов и привел к величайшей победе нашей эпохи».
Газета «Дейли экспресс» называет фильм «беспримерной поэмой о человеческой стойкости и воле к победе».
Газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост» пишет, что фильм рассказывает лучше, чем это можно было бы выразить какими-либо словами, о суровости борьбы и героическом упорстве советских защитников Сталинграда, о силе их удара, когда они перешли в наступление, об ужасающих зверствах гитлеровцев. Касаясь тех кадров фильма, в которых изображены гитлеровские зверства, газета пишет, что эти кадры фильма внушают ужас. «Мы никогда не видели еще, - пишет газета, - так много ужасным образом искалеченных людей и такого количества почерневших и обезображенных трупов».
Газета «Таймс» называет фильм «Сталинград» «величайшим свидетельством величайшей победы».
You can watch this video on www.livejournal.com
★
РОДИНА
Осинник зябкий, да речушка узкая,
Да синий бор, да желтые поля.
Ты всех милее, всех дороже, русская
Суглинистая, жёсткая земля.
Деревни меж берёзами и ёлками.
В бетоне и асфальте города.
И глуши, где старинными просёлками
Прошла в веках монгольская орда.
Не о́ранная дедовскими сохами,
В густом бурьяне диких пустырей,
Лежала ты, овеянная вздохами,
Омытая слезами матерей.
Пылало небо дымными закатами.
Горели сёла русские в ночи.
Псы-рыцари, сверкающие латами,
В крови купали копья и мечи.
Холодный пепел стыл над крутоярами
И оглушал наёмных сабель звон,
Тебя пытали кровью и пожарами
И швед, и шляхтич, и Наполеон.
3а данью, за поборами богатыми
На Русь дружины жадные вели
Увенчанные шлемами пернатыми
Магистры, полководцы, короли.
Где слава их? Где гордость их надменная?
Орёл на шлеме! Сокол на щите!
А ты лежишь, бессмертная, нетленная.
Загадочная в мудрой простоте.
А ты лежишь, бескрайная пределами,
Ковры лугов и спелых нив стеля.
Сынами возвеличенная смелыми,
Родная сердцу русская земля.
Над славными курганами старинными
Мы взвили к небу красный флаг труда.
Теченье рек умерили плотинами,
В лесной глуши воздвигли города.
А ныне вновь струится дым по пажитям.
Свинцом освистан луговой простор.
Добром твоим, в трудах безмерных нажитым,
Утробу жадно набивает вор.
Прорезан воздух выстрелами резкими.
Руины опалённые голы.
Как встарь, опять парят, над перелесками
Разбойные немецкие «орлы».
Потоптан луг железными копытами.
Лес притаился. Птичий гомон смолк.
И над твоими ранами открытыми
Склонился немец, как голодный волк.
И заросли поля чертополохами,
И дик простор горелых пустырей.
И ты лежишь, овеянная вздохами,
Солдатских жен и скорбных матерей.
Над головнями, влажными и чёрными,
Как наша кровь, краснеют кирпичи.
Но кузнецы, склонённые над горнами,
Уже куют победные мечи.
Уже по вешним лужам и проталинам.
Заветам славы дедовской верны,
На ратный подвиг созванные Сталиным,
Полки врагов теснят твои сыны.
Их ждут осинник, и речушка узкая,
И синий бор, и жёлтые поля.
Ты им дороже жизни, радость русская,
Суглинистая, жёсткая земля.
Пока сверкает звёздами вселенная
И солнце не померкнет в высоте,
Ты будешь жить, бессмертная, нетленная,
Загадочная в мудрой простоте.
Алексей СУРКОВ.
______________________________________________
"Окна ТАСС"** ("Красная звезда", СССР)
М.Храпченко:
Художники в дни войны* ("Известия", СССР)
Б.Ефимов:
Оружием сатиры** ("Красная звезда", СССР)**
Кукрыниксы:
Мастер политической карикатуры ("Красная звезда", СССР)**
Газета «Правда» №99 (9235), 16 апреля 1943 года