М.Храпченко || «
Известия» №76, 1 апреля 1942 года
Товарищи колхозники и колхозницы! Успешное проведение весеннего сева будет лучшей вашей помощью Красной Армии в ее борьбе с ненавистным врагом.
Все колхозные силы, весь энтузиазм и энергию - на подготовку и проведение весеннего сева!.
# Все статьи за
1 апреля 1942 года.
В дни отечественной войны искусство является одним из важнейших средств идейной мобилизации народа на борьбу с немецкими оккупантами. Произведения советского искусства несут в себе пламенную ненависть к врагам нашей родины, бодрость, уверенность в наших силах, в грядущей полной победе.
Работа советских артистов, музыкантов во фронтовой обстановке получает высокую оценку бойцов, командования воинских частей; выступления мастеров сцены находят самый живой, волнующий отклик. Многие работники искусств показали себя людьми бесстрашными и выносливыми, они выступали в любых условиях, понимая важность и ценность дела, которое они призваны делать.
Много работали во время войны и советские художники.
Уже в первые дни войны на улицах Москвы и других городов появились новые плакаты наших художников. Появились «
Окна ТАСС», в которых возродились благородные традиции «Окон РОСТА», боевой дух Маяковского. На улицах собирались толпы зрителей, с волнением глядели на рисунки и героические образы, созданные советскими художниками. Искусство героического плаката, искусство сатиры, живого изображения текущих событий оказалось важным и действенным.
Во время войны советскими художниками было создано немало хороших плакатов, которые получили широкое распространение. В первую очередь необходимо сказать о работе Кукрыниксов. Мастера с выразительным и ярким дарованием, Кукрыниксы сделали ряд блестящих плакатов. Такие работы их, как «Вся Европа - Гитлера и Риббентропа», «Долг платежом красен», «Немецкие клещи», «Советские и английские летчики над Берлином», «Внуки Суворова - дети Чапаева», сделаны с блеском, с большой политической остротой и сатирическим талантом.
Хочется отметить также талантливый и хорошо известный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет», плакаты Шмаринова «Отомстим» и «Фашисты не пройдут», серию плакатов Иванова «Великие предки», работы Бойма и Одинцова.
Но у художников, работающих в области плаката можно встретить немало небрежности, поспешности, недоговоренности в мысли. Возьмем для примера плакат Лисицкого и Трошина «Все для фронта, все для победы». На нем изображены стоящие мужчина и женщина, за ними виден длинный ряд станков. Плакат лишен всякой выразительности и глубины, это не более чем средней руки фотография. То же можно сказать и о плакате Финогенова «Колхозники и колхозницы, - все для фронта» - работе холодной, лишенной внутреннего импульса и горения, бедной графически. Неудачен плакат Алякринского «Какой мастер, такова и его работа», бедны и невыразительны плакаты Эйгес, Бочкова и Лаптева.
Мы вправе пред'явить к нашим художникам, работающим в области плаката, большие требования. И прежде всего - внутреннего творческого пафоса, острой политической идеи, точного графического образа. Плакат не должен быть спокойным рассказом о событии. Плакат не должен быть многословен. От него требуются лаконичность, краткость, предельная выразительность, - в этом его сила.
Когда наши части вновь вступают в освобожденный от врага город, во многих местах в первый же день на улицах развешиваются советские плакаты. И это сразу подчеркивает, что город - наш, что город снова советский. Люди смотрят на эти плакаты с особой теплотой и волнением. Не высшая ли это честь для художника?
В той значительной работе, которую ведут наши художники, необходимо особо выделить деятельность коллектива ленинградских художников в составе тт. Серова, Кочергина, Ситтаро, Казанцева, Певзнера, Власова, Серебрянного, Петрова, Муратова, Астапова и ряда других художников. Коллектив носит название «Боевой карандаш». За время войны им создано большое количество плакатов, сатирических зарисовок и картин, зовущих к беспощадной борьбе с врагом. Защитники и жители города Ленина знают своих художников и по-настоящему любят их.
У нас очень популярны «Окна ТАСС». Отлично работает Соколов-Скаля. Интересные и остроумные «окна» - «Чудеса фашистской фотографии» и «Могучий Геббельс» - сделал Радлов, удачно работал для «Окон ТАСС» Черемных, много интересного показали
Шухмин,
Бор. Ефимов, Горяев, Костин.
Но есть серьезная опасность, от которой надо предостеречь художников, работающих в этой области. В ряде случаев они начали повторять самих себя. Мы помним, какими блестящими по силе и остроте были «Окна ТАСС» в дни суровых испытаний для Москвы. Сейчас они стали бледнее, однообразнее. Появился некий шаблон, готовая условная форма, к ней привыкли, в ней обжились. Нужен толчок творческой мысли, новый внутренний сдвиг, чтобы «Окна ТАСС» нашли новое острое и точное выражение.
Нужно серьезно подумать над развитием станковой живописи, созданием картин на темы отечественной войны. Поднимается по-новому вопрос о монументальности в искусстве, о монументальных произведениях обобщенного характера, увековечивающих героические подвиги защитников нашей страны.
В свое время справедливо говорили о запасе впечатлений у наших художников, о необходимости подлинного знания жизни. Особенно актуально это требование в наши дни. В связи с этим в серьезной критике нуждаются некоторые произведения наших художников, подготовленные для выставки в Центральном Доме Красной Армии.
На ряду с интересными и значительными работами здесь можно встретить картины, к которым присочинен военный сюжет. Такова, например, картина Шурпина «К фронту». Никакого фронта на ней нет, изображена группа ребят на лошадях, под'ехавших к кузнице. Такую картину художник мог написать и до войны, это внешнее приспособление к военной тематике, которое вызывает неприятное ощущение подделки.
Некоторые вещи, подготовленные к выставке, явно сделаны по фотографиям и по воспоминаниям о гражданской войне.
Совершенно ясно, что фотография - абсолютно недостаточный материал для художественного воссоздания героев, ярчайших эпизодов отечественной войны.
Великая отечественная война имеет свои неповторимые особенности. У художника должно быть чувство исторической правды и исторической точности. Чувство исторической правды должно подсказать художнику показ массового героизма, изображение народа в грозном напряжении сил. Для художника обязательна также достоверность конкретных явлений войны и жизненных деталей. Нельзя писать танк устаревшего образца, нельзя писать вооружение, если его по-настоящему не знаешь: художник не имеет права пренебрегать деталями, за это его осудят и в правдивость сделанного им не поверят.
Художники должны видеть своими глазами то, что происходит на фронте.
Значительная группа художников (В.Яковлев, Н.Соколов-Скаля, И.Мальков, В.Мешков, П.Староносов, Н.Гаврилов, В.Пшеничников, Г.Нисский и др.) в течение более или менее длительного промежутка времени находилась во фронтовой обстановке. Фронтовые зарисовки, впечатления художников, несомненно, явятся основой большой и положительной работы. Однако нужно указать, что иногда художники во фронтовых зарисовках ограничиваются фиксацией лишь внешних деталей.
В центре внимания художников должны стоять героические люди, героические эпизоды войны.
Количество тем и сюжетов для творческого труда художников необозримо. Советские художники, несомненно, создадут новые яркие произведения, которые в волнующих образах запечатлеют великую эпоху борьбы за счастье всего человечества, борьбы справедливой, героической, ведущей к победе. // М.Храпченко.
______________________________________________
Истребляй гитлеровцев!* ("Известия", СССР)***
И.Эренбург:
Убей!* ("Красная звезда", СССР)
Э.Виленский:
Смерть зверю!* ("Известия", СССР)**
А.Толстой:
Убей зверя!* ("Красная звезда", СССР)*
Проклятие и месть фашистским варварам! ("Правда", СССР)
Мщение и смерть фашистско-немецким псам! ("Правда", СССР)
Смерть подлым немецко-фашистским палачам!* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №76 (7762), 1 апреля 1942 года