Д.Шостакович || «
Известия» №36, 13 февраля 1942 года
Каждый день упорного продвижения частей Красной Армии на запад стоит гитлеровским войскам тяжелых потерь в живой силе и технике.
Вперед, красные воины! С вами весь наш народ. Не покладая рук работают трудящиеся на заводах и фабриках, в шахтах и на транспорте, в колхозах и совхозах. Советские патриоты сделают все, чтобы обеспечить победу над врагом!
# Все статьи за
13 февраля 1942 года.
Я начал писать седьмую симфонию в осажденном Ленинграде. Каждый день героической обороны этого великого города был звеном в грандиозной симфонии борьбы, которую вел наш народ. Я слушал жизнь, видел напряжение советских людей, стремился запечатлеть картины героических дел в музыке.
Первая часть, написанная в форме симфонического аллегро, навеяна августом в Ленинграде: в мирную, чудесную жизнь ворвалась война, повеяло ее беспощадным, смертоносным дыханием, и наш народ-труженик, народ-мыслитель, народ-созидатель стал народом-воином. Обыкновенные люди становились смельчаками, стойкими и мужественными, становились богатырями.
В первой части симфонии немало трагических моментов, большой кусок ее занял реквием: это - скорбь по родным, любимым, павшим смертью храбрых на поле боя.
Но в великой отечественной войне мы несокрушимы, ибо
дело наше правое и боремся мы за
счастье человека. Каждый из нас стал бойцом, каждый готов отдать за родину свою жизнь. Мы твердо верили и верим в нашу правду. Мы знаем, что Гитлер будет разбит, а советская, русская земля похоронит врагов, сколько бы их ни было. Поэтому общее настроение первой части симфонии - светлое, бодрое, жизнеутверждающее.
Вторая и третья части, скерцо и адажио, являются интермедийными между двумя основными - первой и четвертой. Я писал скерцо и адажио, когда черные тучи сгустились над нашей страной, когда Красная Армия, отступая, но сражаясь с потрясающим бесстрашием, изматывала силы противника, истребляла его солдат, уничтожала его технику.
Каждый шаг отступления Красной Армии жгучей болью отзывался в наших сердцах. Но советский народ знал, что его нельзя сломить, что великие освободительные идеи отечественной войны восторжествуют. Сыны нашей родины перенесут любые испытания и не отдадут своего отечества на поругание Гитлеру. Скерцо и адажио пронизаны уверенностью в близком нашем торжестве, торжестве свободы, справедливости, счастья.
Четвертая часть является как бы продолжением первой. Это - финал, написанный тоже в форме симфонического аллегро. И если первую часть можно условно назвать «войной», то четвертую следует назвать «победой». Борьбой не на жизнь, а на смерть открывается четвертая часть. Единоборство света и тьмы перерастает в лучезарное ликование. Мы идем в наступление. Родина одерживает победу.
Седьмую симфонию репетирует
оркестр Государственного Большого театра СССР под управлением С.Самосуда.
В ближайшее время в городе Куйбышеве состоится первое исполнение симфонии. Жду этого дня с понятным волнением.
Click to view
Моя мечта, чтобы седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание.
Я посвящаю мое самое любимое произведение героическим защитникам Ленинграда, Красной Армии, нашей победе. // Композитор Д.Шостакович.
________________________________________________________
Шостакович и пушки ("Time", США)
А.Толстой:
На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича ("Правда", СССР)
Д.Заславский:
Симфония героической борьбы и победы* ("Красная звезда", СССР)
Е.Ярославский:
Симфония всепобеждающего мужества ("Правда", СССР)
Газета «Известия» №36 (7722), 13 февраля 1942 года