«
Литература и искусство» №8, 21 февраля 1942 года
Все наши силы на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа на разгром врага! И.СТАЛИН
# Все статьи за
21 февраля 1942 года.
С частями Красной Армии, идущими на запад, двигаются боевые киножурналисты - операторы фронтовой кинохроники. День за днем, час за часом они запечатлевают славные дела защитников нашей родины. Каждый день в редакцию Союзкинохроники поступают заснятые на фронтах боевые эпизоды или, как их называют работники кино, «хроникальные сюжеты».
Мы обратились к фронтовым операторам с просьбой рассказать о наиболее интересных эпизодах, которые им довелось снимать в последнее время. Ниже мы печатаем их рассказы.
1. Девушка из Сибири
Впереди был вражеский укрепленный район. Его нужно было обойти с тыла и разгромить, чтобы наши наступающие части могли двинуться дальше, на запад.
Предстоял
обходный маневр - марш через непроходимый, казалось, лес. Впереди, прокладывая дорогу в чаще, шли саперы-сибиряки - крепкие, закаленные ребята.
Многие из них с детства охотились в родных лесах. Они любили говорить, что мороз им нипочем, и это была чистая правда. Встреча с ними не сулила врагу ничего хорошего. «
Сибиряки бьют без промаха», - усмехались бойцы. Отцы учили их стрелять белку в глазок, чтобы не испортить шкурку. Не раз хаживали они на хищного зверя и теперь с видимым удовольствием шли в облаву на фашистских хищников.
С саперами шел военфельдшер. Молоденькая девушка, еще в
недавнем прошлом - школьница. Когда началась война, Валя, так звали девушку, поступила на фельдшерские курсы и вот оказалась участницей беспримерного зимнего похода.
Валя стойко переносила все трудности глубокого рейда. Никто никогда не слышал от нее жалобы. Глядя на ее хрупкую фигурку, бодро шагающую по лесной тропинке, мы невольно вспомнили Асю - юную героиню фильма «Подруги». Только нашу Валю не тяготил ее маленький рост; она находила его даже удобным и говорила, что ползти к раненому неловко, - получается слишком медленно, а гораздо лучше бежать, согнувшись…
Немцы без боя сдали несколько населенных пунктов; они никак не ожидали наступления наших войск из глубокого тыла. Наконец, собрав силы, они решили закрепиться в одной из деревень. Разгорелся жаркий бой. Фашисты цеплялись за каждую избу. Каждый сарай приходилось брать приступом.
В разгаре схватки был тяжело ранен командир батальона.
И, как всегда, около раненого быстро появилась знакомая фигурка военфельдшера.
Смело пробежав под огнем автоматов, Валя склонилась над командиром. «Жив»!
Трудно понять, как, но эта маленькая девочка смогла вынести тяжелое тело командира из полосы обстрела. Она перенесла командира в отбитый у немцев сарай на край деревни.
Сарай был пуст. Валя разрезала сапоги раненого и умело наложила повязку. Ледяной ветер врывался в сарай. Раненый чувствовал себя плохо. Его надо было согреть. Не раздумывая, Валя сбросила валенки и попробовала их натянуть на ноги командира. Затем сняла полушубок и укрыла им раненого.
Ежась от пронизывающего холода, она снова склонилась над распростертым телом… Раненого знобило. Тогда Валя своим дыханием принялась отогревать его окоченевшие руки и побелевшее от мороза лицо. Так, замерзая сама, она спасала жизнь героя, пока не появилась возможность перевести его на медпункт.
Скромной, храброй девушке из Сибири посвящена одна из моих фронтовых с’емок. // А.Лебедев.
2. «Неудача»
Минометная батарея Семенца славится меткостью и силой огня.
Добраться до нее было нелегко. Часть пути мы проделали на машине, затем пошли пешком, немножко пришлось проползти.
Мне удалось сразу же связаться по телефону с Семенцом. Он находился где-то впереди и отыскивал огневые точки противника. Батарея молчала.
Я сообщил командиру, что на батарею прибыли кинооператоры, которые хотят заснять минометы «в работе».
В трубке раздался веселый голос:
- Подождите немного. Сейчас обнаружим противника и тогда - пожалуйста!
Через короткое время батарея получила приказ открыть огонь по двум укреплениям врага.
Первое орудие начало пристрелку.
Раздался выстрел.
Затем прицел был несколько изменен, и прогремел второй выстрел.
Старший по батарее сказал нам:
- Наверное, пристрелка закончена.
Сейчас откроем огонь всей батареей. Приготовьтесь...
Мы заняли наиболее выигрышные для с’емки точки и стали ждать, держа наготове аппараты.
Прошло десять минут... Пятнадцать… Приказа открыть огонь все не было.
Я снова позвонил на наблюдательный пункт. Мне ответили:
- Двумя произведенными выстрелами уничтожены оба укрепления противника. Стрелять незачем.
...Это была полная удача минометчиков и столь же полная наша неудача. Можно ли было полагать, что наши минометчики бьют так сверхметко? Хроникальный сюжет не вышел… //
Т.Бунимович.
3. Военный ландшафт
Кино необычайно расширило диапазон нашего зрения. С’емочная камера и экран открыли перед нами возможность видеть то, что происходит вдали. Сегодня наши «Аймо» переносят зрителей на поля, где развертывается самая грандиозная битва в истории человечества.
Естественно желание посмотреть на поле боя не только с обычной точки зрения, но и сверху, - сразу охватить взглядом большое пространство. И мы поднимаемся на самолете и снимаем с больших и малых высот.
Одна из с’емок врезалась мне в память больше, чем самые острые боевые сюжеты.
Вскоре после
занятия нашими войсками города Клина, когда немецкая грабьармия покатилась вспять, мы полетели вслед за ней на запад. Самолет летел над землей, выжженной фашистами, над разрушенными деревнями и селами, и только по уцелевшим плетням можно было догадаться, что там жили и работали люди. Снижаясь, мы чувствовали запах гари...
И вот под нами оказалось шоссе - путь отступления фашистских полчищ.
Мне и раньше доводилось видеть военную технику, оставленную гитлеровцами при их поспешном бегстве. Видеть с земли. Но ничто виденное ранее не могло сравниться по силе впечатления c зрелищем, открывшимся перед нами в эту минуту.
Всюду, куда хватал глаз, - до самого горизонта, поле и шоссе было усеяно трупами немецких вояк, брошенными автоматами, разбитыми танками и автомашинами.
Click to view
Трудно было бы найти более яркое выражение наступательной силы и мощи Красной Армии, чем военный ландшафт зимы 1942 года.
Этой с’емки я никогда не забуду. // И.Беляков.
********************************************************************************************************
СЕСТРИЦА
Мы знаем девушек с пугливым, робким взглядом,
Боявшихся в лесу простого пня;
Теперь они в шинели - с нами рядом:
На поле битв, на линии огня.
Лесные пни их больше не пугают,
У них теперь спокойный, твердый взгляд.
Они теперь под пулями шагают.
Несут в об’ятьях раненых солдат.
Есть в книге жизни светлые страницы,
Особая сокрыта в них краса;
И слово драгоценное - сестрица -
Солдаты произносят неспроста.
Такого слова попусту не скажешь.
Такое слово надо заслужить;
Такого слова не найдется краше -
В него всю душу хочется вложить.
Когда в бреду захочется напиться,
И чудится - смыкает враг кольцо.
Чуть внятно шепчет раненый: «Сестрица»...
И вот над ним - чудесное лицо;
На воспаленный лоб рука ложится,
Рука другая подает питье,
И снова шопот медленный: «Сестрица»...
В блаженное уводит забытье.
А девушка в косынке сна не знает:
Ее уже другой к себе зовет,
Она ему подушку поправляет,
Над ним сидит, пока он не уснет.
Совсем вблизи грохочут бомб разрывы,
Она сидит спокойна и нежна.
Тревожный сон бойцов храня ревниво, -
Ее бесстрашной сделала война.
Она утешит взглядом, теплым словом;
С ней легче боль и всякая беда,
И, уходя на фронт совсем здоровым,
Ее боец запомнит навсегда.
На поле битв, где пули хлещут градом.
Где оставляет бой кровавый след,
Она идет в шинели с нами рядом
Для подвигов, для славы, для побед.
Сергей Алымов.
______________________________________________
А.Толстой:
Катя* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
Малышка* ("Красная звезда", СССР)
Л.Озеров:
Девушка с винтовкой ("Красная звезда", СССР)
И.Сельвинский:
Девушка из Крыма ("Красная звезда", СССР)
Кинодокументы великой войны ("Литература и искусство", СССР)***
«Литература и искусство» №8, 21 февраля 1942 года