А.Сегал || «
Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года
Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в советских людях чувство патриотизма, любовь к родине, ненависть к ее врагам. Поднимем качество нашей изобразительной агитации! Пусть каждый рисунок зовет к победной борьбе с гитлеровскими захватчиками.
# Все статьи за
28 марта 1942 года.
За 175 лет своего существования Академия художеств была свидетельницей многих исторических событий, но впервые ей пришлось пережить дни осады. Можно многое рассказать о жизни академии в эти дни. Отряд за отрядом покидал знаменитый ее Циркульный двор. Свыше двухсот преподавателей и студентов ушли в первые месяцы войны на фронт; после краткого митинга с лопатами и кирками направлялись на оборонительные работы эшелоны академии; студенты вступали добровольцами в истребительные батальоны.
Но оставшиеся также чувствовали себя на боевом посту. С наблюдательной вышки академии видны широкие проспекты, набережные и площади чудесного города. Четок силуэт Исаакиевского собора, глыбой кажется Медный всадник, бережно укрытый мешками с песком.
Студенты академии -
опытные наблюдатели. Районный штаб противовоздушной обороны высоко оценил их работу. Они любят и знают свой город, они воспринимали с острой болью каждый удар снаряда, каждое падение бомбы.
Несмотря на бомбардировку и артиллерийский обстрел, несмотря на трудности осадной жизни, Всероссийская академия художеств ни на один день не прекращала работы. Академику живописи Н.Петрову 69 лет, его лирические пейзажи и интерьеры хранятся в Третьяковской галлерее, в Русском музее, во многих западноевропейских собраниях живописи. Когда командование ленинградского фронта обратилось к академии с просьбой помочь в создании выставки «Великая отечественная война», Н.Петров стал изучать особенности танкового боя и написал для выставки прекрасную картину «Разбитые немецкие танки на поле сражения».
В грозные дни сентября, когда над Ленинградом нависла непосредственная угроза вторжения врага, студенты, студентки, профессора, сотрудники академии вошли в рабочий отряд, чтобы с оружием в руках отстаивать свой родной город.
Когда враг был остановлен у стен города, академия стала жить более спокойной жизнью. Шли обходы мастерских, библиотека никогда не пустовала. Только по сигналу воздушной тревоги студенты отрывались от мольберта, от книг и превращались в пожарников, санитаров, бойцов команд. Никогда так дружно и организованно не работал ученый совет. Всем хотелось быть в эти дни вместе, в коллективе. С интересом была заслушана докторская диссертация проф. П.Шиллинговского. Оживленные прения развернулись вокруг кандидатской диссертации аспиранта П.Бартенева о русском классицизме. Особенно волнующим было заседание совета, на котором было решено запечатлеть в рисунках, этюдах и набросках героические дни осажденного Ленинграда и битвы,
происходящие у стен города.
Всюду, где была хотя бы ничтожная доля света и тепла, где горела хотя бы одна коптилка, студенты и профессора лепили, писали. Неустанно рисовал И.Билибин. При слабом свете свечи он исполнил сюиту замечательных иллюстраций к русским былинам. До глубокой ночи работал М.Бобышев над рядом композиций - художественных документов большой силы - «Ленинград в дни войны».
Общежитие в подвале академии, где за толстыми, поистине крепостными стенами старинного здания жили со своими семьями профессора, напоминало творческий клуб. В сводчатом бомбоубежище академии, его закоулках и лабиринтах в часы тревог можно было видеть художников - рисующих, спорящих об искусстве.
Политическое управление Ленинградского фронта поддержало начинание академии, и ленинградские художники получили возможность побывать на передовых позициях. Встречаясь с бойцами и командирами, они делали фронтовые зарисовки и нередко в землянках вели беседы о русской живописи - о Репине, Сурикове и Левитане.
Но вот настало знаменательное событие в жизни академии - дипломная сессия, а вслед за ней и выставка дипломных работ. В переполненном зале музея академии, где происходила сессия, - много военных; это студенты академии, ныне бойцы Ленинградского фронта, пришедшие посмотреть работы своих товарищей.
На мольберте - картина дипломника Пустовойтова «Возвращение с работы». Знакомый русский пейзаж: на телеге колхозники. Они устали, но радостно их возвращение с поля. Тема мирного и счастливого труда. Картина вызывала у всех одно чувство: враг посягнул на самое дорогое, самое близкое нам. Он хочет отнять у нас право на свободный труд, сделать нас рабами. Этому не бывать. И сам дипломник, уже одетый в военную шинель, на завтра идущий в бой, рассказывает о том, как он по-новому ощутил свою тему, почувствовал значение ее в наши суровые дни.
Гулко гремят за большими окнами выстрелы зенитных батарей. Сессия на время прекращает работу. Студенты, педагоги - каждый занимает свой пост.
После отбоя воздушной тревоги участники сессии направляются к Литейному двору академии. Здесь находятся скульптурные мастерские. Только на-днях в одну из них попал снаряд. Дипломник В.Сысоев показывает свои работы, заполнившие всю его просторную мастерскую. Как много он успел сделать! Десятки этюдов ребят, детских головок и в центре - большая фигура матери с ребенком. Находясь на излечении после ранения, молодой скульптор творил с исключительным под’емом и блестяще закончил дипломную работу.
Нужно представить себе засыпанную снегом Университетскую набережную, обшарпанное осколками снарядов здание академии, баррикады и противотанковые завалы на Васильевском острове, чтобы понять, с каким волнением читалась прибитая на фасаде академии вывеска «Здесь открыта выставка дипломных работ по живописи, архитектуре и скульптуре. Вход свободный». По занесенной снежной пылью лестнице блестящего делямоттовского вестибюля подымаются группы красноармейцев, краснофлотцев. Моряки долго рассматривают прекрасную картину дипломника К.Виноградова «Петр I на строительстве русского флота». Огромные остовы будущих кораблей. Тяжелый, груженный балками воз, надрываясь, тянут в гору сильные деревенские кони. Петр озирает величественную панораму строительства.
«Картина Виноградова рассказывает о величии нашей родины. Верные боевым традициям русского флота, мы, балтийцы, будем громить фашистскую нечисть, пробравшуюся в наши воды», - такую запись сделали в книге отзывов о выставке бойцы краснознаменного энского корабля.
Серия иллюстраций к «Повестям Белкина» Пушкина дипломника Таранова - удачнейшая из работ графической мастерской академии. Эскизы Добрынина к историческим хроникам Шекспира выделяются в мастерской театральной живописи. Замечательны архитектурные проекты Ваксера, Короля, Кочедамова, окончивших академию с дипломом первой степени.
…Настал и тот праздничный день, когда все дипломники собрались со своими профессорами и товарищами, чтобы отметить окончание академии. Многие из участников этого вечера, вскоре ушли на фронт. С беззаветной храбростью защищают они город Ленина. Некоторые из них пали смертью храбрых в боях с фашистами.
С честью и непреклонным мужеством прошли через все испытания блокады учителя и учащиеся старейшей русской художественной школы. // А.Сегал.
**********************************************************************************************************
Двадцать лет творчества Л.Н.Сейфуллиной
Исполнилось 20 лет творческой деятельности
Лидии Николаевны Сейфуллиной.
Литературная общественность столицы отметила эту дату специальным вечером, состоявшимся 24 марта в клубе Союза писателей.
После доклада Г.Федосеева, подробно осветившего плодотворную литературную работу писательницы за 20 лет, с приветствиями Л.Н.Сейфуллиной выступили М.Пришвин, представители президиума ССП СССР, Гослитиздата, Воениздата, редакций журналов «Красная новь», «Октябрь», «Знамя», Московского группкома писателей и других организаций. Они говорили о ярких образах, созданных писательницей, о ее роли в советской литературе, о ее книгах, которые «учат быть верным делу любви и созданию человеческого счастья».
Тов.
А.Фадеев в присланном на имя писательницы письме с благодарностью напомнил Л.Н.Сейфуллиной, что она была одной из первых, кто благословил его на литературном пути.
С теплым товарищеским словом обратился к писательнице
Ем. Ярославский. Он рассказал о начале писательской деятельности Л.Сейфуллиной в журнале «Сибирские огни» и пожелал ей дальнейшей, столь же плодотворной творческой работы.
В краткой взволнованной речи Сейфуллина рассказала о суровом времени, в которое она начала свой писательский путь, и поделилась опытом своей творческой работы.
В конце вечера артист М.Лебедев прочел несколько отрывков из произведений Л.Сейфуллиной.
______________________________________________
В.Саянов:
Символ мужества ("Известия", СССР)
Н.Тихонов:
Город Ленина ("Красная звезда", СССР)
Т.Карская:
Почетная вахта || «Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года
Б.Ямпольский:
Дорога на Ленинград || «Красная звезда» №36, 13 февраля 1942 года
«Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года