За образцовую воздушную разведку

May 30, 2019 14:08


« Красная звезда» №125, 30 мая 1942 года

Мы можем и должны бить и впредь немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления, до полного освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев. (ИЗ ПРИКАЗА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ И.СТАЛИНА).

# Все статьи за 30 мая 1942 года.




Хорошо подготовленные, энергичные, отважные и умелые кадры воздушных разведчиков - это глаза нашего командования. Проникая в глубокий тыл немецко-фашистских войск и внимательно наблюдая за их действиями, за передвижением неприятельских частей и транспортов, воздушные разведчики всегда могут с достаточной точностью установить, что собирается предпринять противник в ближайшее время, какими силами он располагает.

Боевая практика знает десятки случаев, когда пристальное и непрерывное наблюдение с воздуха помогало нашим общевойсковым командирам успешно парировать усилия немцев, громить их ударами по наиболее уязвимым местам. Боевой опыт свидетельствует, что у нашей авиационной разведки есть все возможности для того, чтобы своевременно вскрывать замысел врага. Эти возможности надо использовать полностью и до конца. Долг наших воздушных, разведчиков - неустанно расширять масштабы своей боевой работы, настойчиво повышать ее качество.

Подобно тому, как успех всякого боя зависит в первую очередь от того, насколько четко поставил командир боевую задачу, так и эффективность воздушной разведки, ценность добытых воздушным разведчиком сведений во многом определяются правильным нацеливанием его на главные об’екты разведки. Нельзя разведывать все сразу. Экипаж должен направлять свои усилия не на общий обзор заданного района «с птичьего полета», а на тщательное наблюдение за действиями и поведением врага с целью своевременно установить главное, что интересует на данном этапе боя общевойскового командира. Поэтому правильная организация воздушной разведки, непрерывное ведение ее днем и ночью, в любых метеорологических условиях должны быть предметом постоянной заботы штабов общевойсковых и авиационных соединений.

Отличным воздушным разведчиком может быть не всякий летчик. Кадры воздушных разведчиков надо постоянно готовить и воспитывать из наиболее грамотных в тактическом отношении и умелых в летной работе пилотов и штурманов. Постоянной тренировкой экипаж должен быть слажен настолько, чтобы, выполняя любое задание, он направлял все свои силы на поиски неприятеля и наблюдение за его действиями. Все же другие работы в воздухе, вытекающие из самолетовождения, ориентировки, осмотрительности, связи с землей и т.п., должны происходить почти автоматически.

Ведя разведку, экипажи обязаны проявить максимум инициативы, военной выдумки и напористости, чтобы собрать и доставить командиру наиболее полные и правдивые данные о противнике. Путей и средств для этого много. Необходимо сочетать их в такой последовательности, чтобы весь полет был наиболее эффективен, чтобы ни одного заданного к освещению участка разведки не осталось непросмотренным визуально или при помощи аэрофотоаппарата.

Фоторазведка - средство наиболее об’ективного, документального наблюдения за противником. Между тем у нас еще есть такие командиры, которые недооценивают аэрофоторазведку. Надо понять, что без фоторазведки нет воздушной разведывательной службы. Аэрофотоснимок дает возможность установить во всех деталях не только характер разведываемого об’екта, но подчас разгадать по его расположению и замысел врага. Нашими воздушными разведчиками было замечено большое скопление товарных эшелонов на нескольких станциях. Путем тщательного дешифрирования снимков этих станций, произведенных экипажем, удалось обнаружить по некоторым демаскирующим и незаметным при визуальном наблюдении признакам, что станции забиты порожняком, что в эшелонах недавно находились немецкие войска, в настоящее время выгруженные и отправившиеся дальше на автомашинах. Организованной немедленно разведкой ближайших районов было обнаружено вскоре крупное соединение противника и раскрыт его важный оперативный замысел.

Отличное владение техникой и тактикой аэрофоторазведки приобретает теперь тем более серьезное значение, что немцы всеми мерами пытаются противодействовать нашим воздушным разведчикам. Экипажу приходится во многих случаях поднимать самолет на такую высоту, с которой визуальное наблюдение затруднено. Поэтому весьма важно так строить профиль разведки, чтобы правильно сочетать визуальное наблюдение с фотографированием, обеспечивая высокое качество аэрофотос’емки.

Воздушный разведчик должен обстоятельно изучить район своего действия, он должен иметь особое охотничье чутье, которое подсказывает ему, какие участки разведывательного маршрута наиболее важны и должны быть зафиксированы на пленку, а какие достаточно осмотреть лишь визуально. Это надо делать не столько для экономии пленки, запас которой на борту самолета, естественно, ограничен, сколько для быстроты оформления результатов разведки.

Самая прекрасная разведка со многими наблюдениями утеряет всю свою ценность, если сведения, добытые экипажем, будут доставлены командиру поздно. При современных темпах развития боевых операций ценность разведывательных данных определяется тем, насколько они своевременно доставлены командованию. Поэтому быстрота доклада экипажа, быстрота обработки фотоматериалов, использование всех средств связи, начиная от радио и кончая вымпелом, - должны постоянно быть в центре внимания как командира, организующего разведку, так и экипажа, непосредственно выполняющего задание.

Весьма важное значение в современной воздушной обстановке, густо насыщенной различными средствами обороны, приобретает умение разведчика найти врага ночью. С целью маскировки немцы широко практикуют ночные переброски и передвижения войск, транспорта и т.п. Смело проникая во вражеский тыл, используя средства освещения и ночные аэрофотоаппараты, надо пытливо следить за противником и вскрывать его замыслы ночной воздушной разведкой так же, как и днем.

Чтобы всегда иметь наиболее полные сведения о немецких войсках, нужно, планируя разведывательные полеты, опираться не только на специальные разведывательные авиачасти, но и на другие виды авиации. Ежедневно в расположение немцев пролетают сотни наших бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Попутно с выполнением своего боевого задания каждый экипаж может заметить важные детали в боевом расположении частей врага, в поведении его войск. Собранные воедино, эти разрозненные наблюдения в состоянии оказать огромную помощь командованию в оценке обстановки, сил и замыслов противника. Задача же авиационных штабов - организовать свою работу так, чтобы эти попутные наблюдения боевых экипажей были хорошо оформлены и своевременно доставлены общевойсковым командирам.

Задачи, стоящие перед воздушными разведчиками, велики и почетны. Наша воздушная разведка должна действовать так, чтобы планы врага разоблачались своевременно и полностью. Это позволит нашему командованию наиболее правильно нацеливать удары пехоты, артиллерии, танков и авиации по неприятельским группировкам, облегчит разгром врага.

Для воздушной разведки не жалеть ни сил, ни средств. Лучшие летные кадры - в разведчики. Воздушный разведчик - почетная, ответственная боевая работа. Наша воздушная разведка должна быть образцовой!

_______________________________________
И.Эренбург: Олухи || «Красная звезда» №122, 27 мая 1942 года
К.Симонов: Русское сердце || «Правда» №142, 22 мая 1942 года
Е.Кригер: Сила нашей весны || «Известия» №121, 26 мая 1942 года
П.Павленко: После одного воздушного боя ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)
П.Крайнов, Р.Моран: В Курске || «Красная звезда» №124, 29 мая 1942 года
А.Довженко: Стой, смерть, остановись! || «Правда» №146, 26 мая 1942 года

Газета «Красная Звезда» №125 (5189), 30 мая 1942 года

май 1942, весна 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up