Преследование противника с воздуха

Mar 14, 2020 18:18


Н.Михевичев || « Красная звезда» №62, 14 марта 1944 года

Войска 3-го Украинского фронта овладели городом Херсон - крупным узлом железнодорожных и водных коммуникаций и важным опорным пунктом обороны немцев у устья реки Днепр.

Противнику нанесены большие потери в живой силе и технике. Захвачены трофеи. Немцы оставили на поле боя более 20.000 трупов солдат и офицеров.

# Все статьи за 14 марта 1944 года.

ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА СОВЕТСКОЙ ГВАРДИИ




Отступая под натиском советских войск, немцы всячески стремятся выводить свои части из-под ударов наступающих. Однако стремительное наступление наших подвижных частей нередко приводит врага к паническому бегству. В таких случаях образуются скопления его боевой техники и живой силы на коммуникациях и железнодорожных узлах. Подобная обстановка благоприятствует боевой работе нашей авиации. Преследование с воздуха позволяет не только причинить врагу максимальный ущерб, но также усилить дезорганизацию в его войсках, помешать им закрепиться на последующих рубежах обороны.

Опыт нашей гвардейской части, неоднократно выполнявшей задачи авиационного преследования, дает возможность установить, что этот вид боевой работы, в основном, можно разделить на два этапа. Первый - это преследование врага с воздуха от рубежа к рубежу, а второй характерен главным образом ударами по коммуникациям. Деятельность авиации на втором этапе принимает порой характер оперативного преследования на широком фронте с предельной глубиной ударов. Очень важно, чтобы авиационный командир, организуя преследование с воздуха, разграничивал его по этапам. Без этого, на наш взгляд, невозможно сосредоточенное и целеустремленное действие на отступающего противника.

Преследование противника с воздуха на поле боя начинается по сути дела уже в первый день наступления. Еще в период взламывания вражеской обороны и ввода подвижных войск в прорыв авиационный начальник, поддерживающий наступление, обязан приступить к тщательной воздушной разведке. Тут очень важно во-время установить начало отхода войск противника и смену огневых позиций его артиллерией. Уловив этот момент, надо немедленно бросить часть сил для действий по глубине вражеской обороны. Чаще всего эта задача разрешается путем перенацеливания отдельных групп штурмовиков с переднего края в глубину.

В авиационном преследовании, естественно, играет большую роль быстрота действий. Стоит авиации опоздать на несколько минут - и противник успевает рассредоточиться или укрыться, и тогда вылет может оказаться холостым. Вот почему командир части, перед которой поставлена задача на преследование, должен непрерывно вести разведку своими силами. Нередко он будет посылать по радиовызову разведчиков группы штурмовиков для нанесения удара по обнаруженным целям. Попутно отметим, что такая система разведки позволяет одновременно вести успешную борьбу с тактическими резервами противника, брошенными на участок прорыва.

При отходе вражеских войск на широком фронте серьезное значение приобретает нацеливание штурмовиков, а особенно бомбардировщиков, на вторые оборонительные рубежи неприятеля. Помешать врагу привести в порядок деморализованные войска, добиться такого положения, чтобы он не мог спокойно занять оборону, - такова первостепенная задача авиации. Здесь необходима непрерывность действий. Если даже она достигается вылетами мелких групп, то и это, несомненно, окажет большое влияние на противника. В ряде случаев такие вылеты способны заменить огонь артиллерии, которая в это время будет продвигаться вперед. Удары по коммуникациям в ходе преследования также требуют целеустремленных, методически повторяющихся действий. Обстановка очень часто складывается так, что летчики могут своими ударами приостановить движение не только на железных дорогах, но и на шоссейных. Тем самым они не только срывают намерения врага и наносят ему потери, но подчас заставляют немцев бросать автотранспорт и подвижной состав.

За последнее время наша гвардейская часть дважды решала самостоятельно задачи авиационного преследования в довольно широком масштабе. В одном случае мы преследовали противника, отступавшего по полевым дорогам, а в другой раз действовали по его железнодорожным коммуникациям. Обстановка первого преследования отличалась тем, что довольно значительная группировка немцев благодаря искусному маневру наших войск оказалась в мешке. Боясь полного окружения, немцы решили вывести свои части через узкую горловину, оставшуюся пока что открытой. Они бросили свои резервы на фланги этой горловины и, пока здесь шла борьба, начали форсированный отход. Через горловину потянулись колонны автомашин, нагруженных боевой техникой и войсками. Наступил самый благоприятный момент для авиационного преследования.

Нашей части была поставлена совершенно конкретная задача, и это позволило нам так спланировать свои действия, чтобы имеющиеся средства борьбы были использованы с наибольшим эффектом. Воздушная разведка показала, что вражеские колонны двигаются в одном направлении. В этом районе была всего лишь одна улучшенная дорога, свернуть с которой немцы не могли из-за распутицы. Стало ясно, что в этих условиях следует рассчитывать не только на уничтожение техники противника, но и на захват ее. Несмотря на довольно заманчивые цели на нескольких переправах через реку, мы направили свой главный удар в глубину. Здесь, недалеко от выхода из горловины, дорога шла через дефиле. Было решено небольшими группами штурмовиков непрерывно воздействовать на скопление техники у этого дефиле, чтобы создать «пробку» и воспретить обход стороной. Другая часть наших сил контролировала в это время железную дорогу, совершая налеты на крупные группы живой силы немцев. При этом каждый командир подразделения имел свои цели, за которыми он следил и нес за них ответственность. В итоге даже отдельный летчик, заинтересованный в успехах на своем участке, мог проявить инициативу.

Действуя таким образом в течение нескольких дней подряд, мы добились желательного результата, «Пробка», созданная нашими штурмовиками в дефиле, не позволила немцам вывести свой автотранспорт, который так и остался в мешке. Наши наземные части захватили здесь большое количество автомашин, брошенных противником. Один из участков дороги был буквально забит автомашинами, которые стояли в шесть рядов. Заслуга авиации состояла еще и в том, что она отсекала подходящие резервы врага. Например, контролируя железную дорогу, штурмовики обнаружили довольно сильный резерв врага, спешивший в эшелонах к линии фронта. Немедленно сюда был нацелен мощный удар, и немцы, понеся серьезные потери, лишились возможности предпринять крупные контратаки.

Во втором случае преследование немцев с воздуха носило несколько иной характер. Тут нашим штурмовикам удалось запереть немцам выходы с большого железнодорожного узла, и наступающие наземные войска, захватили много вагонов, груженных оружием, боеприпасами, продовольствием. Отметим, что создать «пробку» на большом участке железной дороги и на длительный промежуток времени очень трудно. Ведь разбитые эшелоны можно быстро убрать с путей, а воронки от бомб сравнительно небольшого калибра не производят на полотне серьезных разрушений. Учитывая это, мы прилагали вначале все усилия к тому, чтобы вывести из строя паровозы. Мелкие группы штурмовиков выслеживали паровозы на всех станциях и раз'ездах и уничтожали их. Конечно, немцы могли заменить паровозы, пригнав из тыла исправные, и ночью увести свои составы. Поэтому мы одновременно разыскивали склады и эшелоны с боеприпасами. Эти поиски увенчались успехом. На одной станции были взорваны настолько большие склады, что всякая работа здесь прекратилась надолго. В другом месте был взорван эшелон с боеприпасами, и полотно железной дороги оказалось выведенным из строя на несколько дней. Всё это во многом способствовало успеху операции в целом.

Авиационное преследование - большая и сложная задача. Главное состоит в том, чтобы вести его сосредоточенно и непрерывно. Тогда можно нанести врагу весьма чувствительный урон в живой силе и в технике, заставить его бросить военное имущество на коммуникациях и на поле боя, воспретить закрепление на запасных рубежах обороны. Одним из решающих условий успешного выполнения этой задачи является, по нашему мнению, самостоятельность, инициатива авиационного командира. //Гвардии полковник Н.Михевичев. 3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

☆ ☆ ☆

13.03.44: Народ славит героическую Красную Армию || «Правда» №63, 13 марта 1944 года

12.03.44: Е.Гехман: Трофеи ("Красная звезда", СССР)
12.03.44: Е.Кригер: Солдаты прорыва ("Известия", СССР)
12.03.44: Замечательные образцы военного искусства Красной Армии ("Известия", СССР)

11.03.44: Раздавить фашистскую гадину! ("Красная звезда", СССР)
11.03.44: Новые улики против гитлеровских злодеев ("Известия", СССР)

10.03.44: Победоносное наступление советского народа ("Правда", СССР)
10.03.44: Победы на Украине || «Известия» №59, 10 марта 1944 года

09.03.44: Е.Кригер: Ночи марта || «Известия» №61, 9 марта 1944 года
09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года

08.03.44: Славные дочери советского народа ("Красная звезда", СССР)
08.03.44: Верные дочери советского народа || «Известия» №57, 8 марта 1944 года

06.03.44: Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года

04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: С.Бородин: Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года
04.03.44: 4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года

03.03.44: Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов: Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44: Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44: 2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года

Февраль 1944:

29.02.44: Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года

28.02.44: Г.Перов: Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44: 28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года

27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)
27.02.44: Митинг на могиле Александра Матросова ("Известия", СССР)
27.02.44: Трудящиеся освобождённых районов - Красной Армии ("Известия", СССР)

26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года

25.02.44: В победах Красной Армии - героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский: Рандольф Херст - американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)

24.02.44: И.Эренбург: Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов: Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года

23.02.44: Н.Тихонов: Три годовщины || «Красная звезда» №45, 23 февраля 1944 года
23.02.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №16 ("Красная звезда", СССР)
23.02.44: 23 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №45, 23 февраля 1944 года

22.02.44: Вперед, за нашу победу! || «Красная звезда» №44, 22 февраля 1944 года

21.02.44: Да здравствует победоносная Красная Армия! ("Правда", СССР)
21.02.44: В.Василевская: Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой: На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года

20.02.44: И.Эренбург: Ископаемый фриц ("Красная звезда", СССР)
20.02.44: А.Софронов: Партбилет || «Известия» №43, 20 февраля 1944 года

19.02.44: А.Покрышкин: Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
19.02.44: Выдающийся образец борьбы за полный разгром врага ("Красная звезда", СССР)

18.02.44: И.Эренбург: Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король: Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский : Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44: 18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года

17.02.44: Иван Ле: Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев: Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)

16.02.44: И.Эренбург: Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года

15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)

14.02.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года

13.02.44: Б.Ямпольский: Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года

12.02.44: П.Олендер: Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)

10.02.44: Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер: Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова: Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл: Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года

Газета «Красная Звезда» №62 (5742), 14 марта 1944 года

весна 1944, март 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up