А.Молодчий || «
Красная звезда» №3, 5 января 1943 года
Наступление наших войск продолжается. 3 января наши войска овладели городами Моздок и Малгобек, 4 января городом Чернышковский и железнодорожной станцией Чернышков. Захвачены большие трофеи.
# Все статьи за
5 января 1943 года.
Экипаж нашего самолета входит в славную семью летчиков
советской авиации дальнего действия. Вместе с штурманом Героем Советского Союза гвардии майором С.Куликовым и стрелками-радистами орденоносцами Васильевым и Панфиловым я в общей сложности пролетел над вражеской территорией около 180.000 километров. В своих боевых вылетах мы побывали несколько раз над Берлином, Кенигсбергом, Данцигом, Будапештом, Бухарестом, Варшавой и многими другими городами фашистской Германии и подвластных ей государств. Мы бомбили военные об’екты этих городов, разрушали железнодорожные мосты и станции, взрывали склады с боеприпасами, сжигали немецкие самолеты на глубинных аэродромах. Приходилось нам также бомбить опорные пункты врага на линии его обороны, налетать на танковые колонны, уничтожать пехоту и артиллерию.
Всего наш экипаж совершил более 170 боевых вылетов без единой вынужденной посадки на территории противника. Порой самолет возвращался на базу, буквально изрешеченный пробоинами. По 60-70 дыр от осколков зенитных снарядов иной раз насчитывали мы в фюзеляже и крыльях машины. Было много удачных рейсов в чрезвычайно сложной метеорологической обстановке. Были полеты, рекордные по дальности.
Выводы из этой богатой практики мы сделали для себя следующие. Выполнение любой боевой задачи - творческий акт. Готовых рецептов, как сделаться хорошим военным летчиком, нет и быть не может. Самое главное - никогда не успокаиваться на достигнутом, быть изобретателем, новатором в своей области и не зазнаваться после первых успехов. Если сегодня экипажу бомбардировщика удалось выйти победителем из схватки с «Мессершмиттом», то плох будет он, когда сразу же начнет задирать нос. Возможно, эта победа одержана лишь потому, что встретился неопытный немец, а завтра наскочит другой, и бой может сложиться по-иному. Всегда надо готовить себя к
самому худшему и трудному, что может случиться в боевом полете.
Как же все-таки действовал наш экипаж? Что помогало ему выполнять боевые задания? Попробую в кратких чертах рассказать об особенностях наших полетов. Первое, с чем, конечно, приходится встретиться каждому летчику авиации дальнего действия - это выполнение самого полета на дальность. Мы стараемся обычно проводить его на больших высотах. Этим достигаем экономии горючего, избегаем опасности обледенения. Снижение при выходе на цель мы делаем с таким расчетом, чтобы как можно больше выиграть в путевой скорости. В дальнем полете довольно часто приходится итти в облаках. В этом случае особое внимание надо уделять работе моторов, чтобы не допустить их переохлаждения и переобеднения смеси. Если грозит обледенение, - нужно снижаться на нормальной скорости. В облаках лучше всего вести самолет по авиагоризонту, контролируя себя по вариометру и указателю скорости. Иногда у экипажа создается в облаках ложное представление о пространственном положении самолета - разворот, набор высоты, снижение, - а приборы показывают нормальный полет. Тут нужно полностью доверять показаниям приборов.
Когда дальний полет совершается в условиях густой облачности, тумана, снегопада, особая ответственность лежит на штурмане корабля. Гвардии майор Куликов с педантичной точностью записывает в бортовой журнал все изменения курса, следит за скоростью, учитывает набор высоты. Кроме того, он в нужный момент прибегает к средствам радиовождения и в этом отношении не раз показал себя подлинным мастером. Прослушав позывные двух радиомаяков, он всегда безошибочно определяет местонахождение самолета.
В ночное время, а наши вылеты преимущественно ночные, нас, летчиков авиации дальнего действия, стараются встретить немецкие истребители. Они обычно подстерегают нас при подходе к цели, чтобы не допустить до об’екта, или перехватывают после бомбежки при выходе на обратный курс. Как правило, «Мессершмитты» барражируют (в районе об’екта или на воздушных трассах) с потушенной фарой, чтобы не обнаружить себя и сохранить элемент внезапности при атаке. Подойдя на 200-300 метров, немец зажигает фару, стараясь ослепить экипаж, поразить стрелков-радистов и затем ударить прицельным огнем по бензобакам или моторам.
Выйдя из атаки, истребитель подставляет стрелку брюхо. Казалось бы, это самый удобный момент для удара. Но
бронированное брюхо немецкого истребителя пробить нелегко. Наши стрелки-радисты знают, что нужно бить его по бакам, когда он атакует сбоку, или по мотору при лобовой атаке.
Немецкие истребители довольно часто применяют «спаренное» нападение. Один идет параллельным курсом и открывает пулеметный огонь с большой дистанции, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать ответный огонь. Другой в это время подкрадывается сбоку и атакует с короткой дистанции. Зная эти приемы, мы не поддаемся на провокацию, усиливаем наблюдение за воздухом и упреждаем нападение противника. На стрельбу с дальнего расстояния стрелки-радисты нашего экипажа обычно не отвечают. Если облачно, мы скрываемся в облаках.
Более серьезную опасность для экипажей дальних бомбардировщиков представляют зенитная артиллерия и прожекторы противника, взаимодействующие со звукоулавливателями. Последние определяют направление и высоту полета, и предупрежденные ими вражеские прожектористы знают, в какой точке надо ловить самолет. Важные об’екты немцы прикрывают большим количеством прожекторных постов. Например, в зоне Берлина их насчитываются сотни в каждом секторе. Лучи прожектора сильно ослепляют экипаж. Прямой луч, отражаясь на козырьке, разбрасывает по кабине отсветы, которые расходятся во все стороны, парализуют зрение. Молодой летчик, ослепленный лучами, может потерять пространственное положение или подставить машину под заградительный огонь зенитной артиллерии. Лично я, попадая в лучи прожекторов, стараюсь поглубже сесть в кабину, приближаю голову к приборам и ослабляю, таким образом, воздействие луча. В сущности тут переходишь на слепой полет, идешь по приборам. Выход из лучей лучше всего производить на максимальной скорости с маневром по направлению и по высоте. При наличии облачности - в облака. Скрывшись на некоторое время, надо
повторить заход на боевой курс.
Выход на боевой курс, маневр под огнем зениток в районе об’екта - самые ответственные моменты боевой работы дальнего бомбардировщика. Некоторые пилоты бомбят с хода, а затем в зоне зенитного огня делают разворот на обратный курс. Мне кажется это неправильным. Если цель хорошо видна, то, конечно, надо сбрасывать бомбовую нагрузку с хода. Но для этого следует заходить на цель с таким расчетом, чтобы, отбомбившись, лечь на обратный курс без разворота и тем самым сократить время своего пребывания в опасной зоне.
Большое значение имеет маневр скоростью. Например, при подходе к цели противник поймал меня звукоулавливателями и прожекторами, определил мою скорость и произвел расчеты, необходимые для прицельной стрельбы. В этот момент я изменил режим полета, и выпущенные противником снаряды рвутся в стороне. Чем меньше летчик держит свою машину на боевом курсе, тем больше у него шансов выйти невредимым из-под огня зениток. Вокруг особо важных об’ектов противник нередко создает ложные цели, которые по-настоящему защищены средствами противовоздушной обороны, а подлинная цель тщательно замаскирована. Нам с Куликовым иногда приходилось по 15-20 минут кружиться над целью, выдерживая жесточайший обстрел с земли. Однако, умело применяя весь комплекс противозенитного маневра, мы всё же находили цель и поражали ее бомбами.
Умелый маневр - это основа действий летчика дальней бомбардировочной авиации. Именно из-за неумения маневрировать случаются ошибки при бомбометании или неудачи в воздушном бою при встрече с вражеским истребителем. От дальнего бомбардировщика не требуется производство «бочек», «петель» или «иммельманов». На такой пилотаж, характерный для истребителей, и не рассчитаны наши машины. Но в пределах возможного каждый пилот-бомбардировщик должен выжимать из своей машины всё, на что она способна. // Дважды Герой Советского Союза гвардии майор
А.Молодчий.
***************************************************************************************************************************************
ЖУРНАЛ "КРАСНОАРМЕЕЦ" №23
Вышел из печати №23 журнала «Красноармеец». В номере помещены рассказы: Вс.Иванова «Счетовод Динулин»; К.Горбунова «Мы встретимся»; Л.Кассиля «Ботик Петра Велихова»; очерки - Ильи Эренбурга «
За Украину!»; акад. А.В.Ферсмана «Жемчужина Советского Востока»; акад. С.И.Спасокукоцкого «Хирургия и война»; В.Якубовича «В песках Ливии»; пьеса Вс.Вишневского, А.Крона и Вс.Азарова «Ноль шесть»; стихи В.Лебедева-Кумача «Незримая рана»; Ник.Асеева «Заклятье»; А.Софронова «Дубок и Грачев» и окончание приключенческой повести Н.Шпанова «Тайна профессора Бураго».
☆ ☆ ☆
ВЫСТАВКА "ТЕАТР НА ФРОНТЕ"
В фойе Государственного Академического Малого театра открылась выставка «Театр на фронте», организованная Центральным театральным музеем им. А.Бахрушина и Всероссийским театральным обществом. На 22 стендах экспонированы интересные материалы о работе многотысячной армии советских артистов в труднейших условиях фронтовой жизни. За 17 месяцев войны артистические бригады дали непосредственно на фронте 36.000 концертов, не считая многих десятков тысяч выступлений в тыловых воинских частях, в госпиталях, в подразделениях Всевобуча. (ТАСС).
____________________________________________
Успехи советских лётчиков* ("Известия", СССР)**
А.Штепенко:
Курс на Кенигсберг* ("Красная звезда", СССР)
А.Молодчий:
Три раза над Кенигсбергом ("Известия", СССР)
Н.Хмелевский:
Советские бомбардировщики над Европой ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №3 (5374), 5 января 1943 года