В.Грендаль || «
Красная звезда» №256, 30 октября 1941 года
Стой крепко, бейся неутомимо, извлекай из своего оружия всю его мощь - и враг не пройдет!
# Все статьи за
30 октября 1941 года.
Боевые действия немецко-фашистской авиации показывают, что наш враг всячески изощряется в создании новых тактических приемов воздушной войны. В этом отношении показательны последние два месяца. Прежде всего следует отметить, что ряд тактических приемов, к которым в последнее время прибегает неприятель, определяется изменениями, происшедшими в самолетном парке немцев. В этой связи важно рассмотреть, какие именно немецкие машины действуют сейчас.
В истребительной авиации немцы попрежнему пользуются самолетами Мессершмитт-109, Мессершмитт-110, Фокке-Вульф-187 и кроме того вводят в строй новые машины - Хейнкель-113, Фокке-Вульф-198. На южном участке фронта все чаще применяются итальянские истребители Макки-С-200 и Фиат СР-42. На ряду со старыми бомбардировщиками Юнкерс-88, Юнкерс-86, Юнкерс-87, Дорнье-215, неприятель использует новые - Дорнье-217. Разведывательной машиной на поле боя и корректировщиком артиллерийского огня служит Хейншель-126. Разведку за линией фронта ведут самолеты Дорнье-17, Дорнье-215, Юнкерс-88, Хейнкель-111, Фокке-Вульф-129. Для связи и корректирования артиллерийского огня применяется иногда самолет Физелер-Шторк.
Всемерно стремясь увеличить ударные силы своей авиации, немцы нередко вводят в действие на поле боя устаревшие типы французских и польских самолетов - Потез-17, ПЗЛ-24. В момент особенно напряженных боев наземных войск применяются самолеты Хейнкель-111, ранее действовавшие по об'ектам глубокого тыла.
Немцы придают большое значение непрерывной воздушной разведке. Для ведения ее они выделяют значительные силы. Разведывательная служба немецкой авиации организуется применительно к метеорологическим условиям. В ясный день разведывательные самолеты действуют на высоте 4-7 тысяч метров. В облачную погоду они летают на различных высотах под прикрытием облаков. В том случае, когда об'ект не прикрыт средствами ПВО, самолет-разведчик выполняет свою задачу, делая 1-2 круга. Если же в районе цели имеются средства ПВО, разведчик делает один заход. При этом экипаж самолета пользуется фотоаппаратурой. В районах действий нашей истребительной авиации немцы ведут разведку небольшими группами истребителей. Для передачи результатов разведки широко применяется радио. Передача по радио ведется открытым текстом, но название пунктов кодируется.
Нередко разведывательные задания
поручаются боевой авиации. Она ведет разведку при возвращении на свою базу и разбивается при этом на группы. Перед началом крупных операций на разведку вылетает под сильной охраной истребителей руководящий состав наземных и воздушных сил.
Немецким летчикам дано строгое указание - не вступать в бой, если им противостоят равные силы советской авиации. Исключение составляют следующие случаи: немцы вступают в бой, когда имеется превосходство в высоте, когда они могут внезапно атаковать нашу машину в хвост или напасть из-за облаков со стороны солнца. Лобовых атак вражеские истребители обычно избегают. Их принимает лишь Мессершмитт-110, обладающий сильным вооружением носовой части.
Если пара или звено неприятельских самолетов атакует нашу одиночную машину, то они выполняют атаку с различных направлений. Два самолета атакуют, а третий, оставаясь над ними, наблюдает за ходом боя. Когда вражеские летчики имеют дело с нашими новыми самолетами, они открывают огонь с верхней полусферы, стремясь выйти из их атаки на большой скорости. От встречи с нашими новыми истребителями немцы чаще всего уклоняются. Когда этой встречи нельзя избежать, они переходят к обороне, производя полет по замкнутому кругу. Отмечены случаи, когда в групповом бою основная часть самолетов врага дерется, а 2-3 самолета остаются на большой высоте, чтобы при случае подвергнуть атаке наши поврежденные машины.
В воздушных боях враг применяет различного рода тактические уловки. Обычно эти уловки строятся на использовании какой-либо специфической черты, характерной для нашей авиации. Например, немцам хорошо известно, насколько сильно развита у советских летчиков товарищеская взаимная выручка. Поэтому в районе сосредоточения своей авиации они иногда инсценируют воздушные бои. Как правило, такой «бой» является неравным - против одного-двух самолетов действует целая армада. Идея уловки ясна. Враг пытается заманить в ловушку наши самолеты, пролетающие мимо. Чтобы придать этому «бою» большую правдоподобность, немцы используют в качестве «атакуемых» самолетов Хейнкель-113, который по своим внешним данным напоминает наш истребитель МИГ-3.
Безусловного внимания заслуживают приемы выхода из боя различных типов неприятельских машин. Бомбардировщик Юнкерс-88 из боя пикирует или резко выходит вверх «с задиром». В первом случае получает возможность вести огонь по атакующему самолету стрелок, находящийся у турельного пулемета, а во втором - стрелок у люкового пулемета. Немецкий истребитель выходит из боя преимущественно пикированием.
Немцы снабжают экипажи боевых машин особым химическим веществом. В последнее время было зарегистрировано 2 случая, когда наши летчики, атакуя вражескую машину, попадали в полосу ядовитого дыма. Однако оба раза советские летчики оставались невредимыми и выполнили задание до конца.
Основным средством борьбы с нашей авиацией немцы попрежнему считают удары по аэродромам. Отметим два новых тактических приема, которые они применяют теперь. В ряде случаев фашистские бомбардировщики налетают на аэродром с предварительным выходом на цель истребителей. Возлагая на истребителей первый удар, немцы надеются этим отвлечь внимание ПВО от бомбардировщиков. Таким образом последние должны получить возможность свободно бомбить цель.
Лучший способ парировать такой удар - это организовать крупное противодействие врагу силами наших истребителей. Если это достигнуто, враг неминуемо понесет большие потери. Одна из немецких авиационных частей генерал-фельдмаршала Кессельринга, прибегнувшая при налете на наш аэродром к описанному тактическому приему, возвратилась на базу, потеряв 7 бомбардировщиков Юнкерс-88.
Характерна тактика комбинированного удара, который часто используют немцы. Она требует тщательного расчета времени, хорошей организации взаимодействия. Всю операцию можно условно разделить на 3 части: подавление огневой системы ПВО об’екта, основной удар, завершение удара. Каждую из этих задач выполняет специальная группа самолетов. Состав группы зависит от величины и значения атакуемого аэродрома, а также от средств, которыми располагает часть, организующая удар.
Приведем для примера налет, произведенный авиационной частью генерала Леера, действующей на юго-западном направлении. Неприятель подошел к аэродрому на высоте 2.000 метров. Группа его самолетов состояла из 23 машин: 4 - Юнкерс-88, 8 - Мессершмитт-109, 4 - Хейнкель-112 и 7 - Мессершмитт-110. Атаку начала четверка Хейнкелей, обстреливавших аэродром пушечным и пулеметным огнем. Затем 4 самолета Юнкерс-88 сбросили 20 бомб. Вслед за бомбардировщиками на цель вышли истребители Мессершмитт-110, оставаясь на высоте 3.500 метров.
Таким образом при выполнении этой операции роли распределялись так: Хейнкель представлял собой группу подавления, Юнкерс - ударную группу, Мессершмитт-109 - группу завершения удара, Мессершмитт-110 - группу прикрытия. Название групп не играет решающей роли. Важно лишь отметить, что каждая из них выполняла часть общей задачи.
Немцы прикрывают действия своих наземных войск патрулированием или организуя дежурства на земле. К патрулированию они обращаются лишь в том случае, когда необходимо прикрыть наиболее важный район сосредоточения сил. Для этого используются от одного до трех самолетов Мессершмитт-110.
Дежурство на земле, повидимому, является у немцев главным способом прикрытия наземных сил. На небольшую посадочную площадку или полосу, находящуюся в районе прикрываемого об'екта, перебрасываются 4-5 самолетов. 2 машины, обычно, находятся в воздухе, остальные в полной готовности остаются на земле.
Организовав взаимодействие между истребительной и бомбардировочной авиацией, неприятель зачастую отказывается от сигнализации с помощью ракет, эволюций и т.д. Очевидно, немцы опасаются, что это демаскирует их действия и может сорвать выполнение задания.
Встреча между истребителями и бомбардировщиками организуется с помощью радио. Находящейся недалеко от линии фронта базе истребительной авиации сообщают точное время прилета бомбардировщиков, характер строя, количество самолетов в строю. Иногда точно указывается и район встречи, причем ориентирами служат характерные изгибы железных и шоссейных дорог, станции, лес и излучины рек.
При осуществлении ударов по наземным целям враг также изыскивает новые тактические приемы. Например, пикирующие бомбардировщики, достигнув указанного пункта, расходятся поодиночке, самостоятельно выбирают цели и бомбардируют их. Пикирование производится под углом 80°, самолет выходит из пике на высоте 500 метров.
Немецкие летчики широко используют в боевых действиях облачность, туман, ночь. Особо следует сказать о ночных действиях фашистской авиации. Известно, что Германия имеет хорошо развитую еще в мирное время систему аэродромных радиостанций, радиомаяков, радиопеленгаторов, светомаяков, а также аэродромы с необходимой аппаратурой для ночных полетов и слепой посадки. При транспортировке грузов на различные участки Восточного фронта немцы используют свои воздушные линии, например, Эссен-Берлин-Кенигсберг.
Опорные пункты или узлы радиосвязи удалены друг от друга не более чем на 250-300 километров. Радиопеленгаторы отстоят друг от друга на расстоянии 100-150 километров, светомаяки - на 50-60 километров. Вся эта сложная система используется немцами для организации связи между тылом и фронтом.
За истекшие 4 месяца войны ночные маршрутные перелеты велись главным образом на самолетах Юнкерс-88 и Хейнкель-111. По фронтовой полосе вражеская авиация ночью летала мало и преимущественно поодиночке. Ночному бомбометанию во всех случаях предшествовала дневная разведка. Бомбардировка чаще велась сравнительно с небольших высот - 600-800 метров.
Ход военных действий показывает, что немецко-фашистская авиация, стремясь наиболее полно использовать возможности своей материальной части, непрерывно меняет приемы воздушной войны. Наша задача: пристально следить за действиями врага, во-время улавливать изменения в его тактике и быстрее находить наилучшие способы противодействия. // Генерал-майор авиации
В.Грендаль.
***********************************************************************************************
Высокая оценка нашей работы вдохновляет нас на новые успехи
Беседа с командующим Московской зоной противовоздушной обороны
генерал-лейтенантом М.С.Громадиным В связи с приближением фронта к Москве фашисты предпринимают учащенные налеты на столицу. Если в первые месяцы войны противник в течение дня посылал на Москву лишь отдельных разведчиков и по ночам время от времени совершал массовые налеты, то теперь попытки массовых налетов значительно участились. Немцы сосредоточили свою авиацию на разных аэродромах и временных посадочных площадках недалеко от Москвы и совершают за сутки по 4-5 налетов. В этих условиях значительно возросла роль частей и подразделений Московской зоны противовоздушной обороны.
Защитники Москвы - летчики, воентехники, орудийные расчеты, прожектористы - все советские воины, на каком бы посту они ни находились, зорко и бдительно следят за происками врага. Ни один вражеский самолет не ускользает из поля зрения нашей противовоздушной обороны. Эшелоны фашистских самолетов, как правило, рассеиваются еще на подступах к городу, отгоняются (а многие уничтожаются) истребительной авиацией и зенитным огнем. В течение трех месяцев со дня первого массового фашистского налета на Москву противник сделал свыше 4.000 самолето-вылетов по направлению к столице. За этот же срок в Московской зоне ПВО сбито около 400 самолетов противника, что составляет 10 процентов к общему числу машин, появлявшихся на подступах к городу. Подобной цифры еще не знает история войн. Над самой Москвой побывало всего лишь 170-180 фашистских машин, из которых многие уничтожены.
В защите столицы от воздушных налетов противника отлично действуют не только отдельные бойцы, командиры и политработники, не только отдельные подразделения, но и целые части, такие, как часть командира П.К.Демидова и комиссара К.П.Стома, часть командира Л.Г.Рыбкина и комиссара Г.П.Недригайлова, часть командира Е.А.Райнина и комиссара И.Г.Белова и другие.
Партия и правительство высоко оценили мужество и уменье советских воинов в отражении налетов вражеской авиации на Москву. Мы получили благодарность великого Сталина. Ряду лиц высшего и старшего начальствующего состава присвоены внеочередные воинские звания. Трем доблестным летчикам Московской зоны ПВО тт. Талалихину, Катричу и Титенкову присвоены звания Героев Советского Союза. Сотни бойцов, командиров и политработников удостоены высшими правительственными наградами - орденами и медалями Союза ССР.
Личный состав наших частей отвечает на награждение своих лучших людей новыми боевыми делами. Вчера, в день опубликования постановления СНК СССР о присвоении воинских званий, Указов Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении звания Героя Советского Союза и награждении правительственными наградами мужественных героев защиты столицы, еще до 15 часов нами было сбито 30 фашистских самолетов. Никогда еще не фигурировала подобная цифра в наших суточных сводках. Так мы будем действовать и впредь! (ТАСС).
☆ ☆ ☆
Боевой ответ на высокую награду
С величайшей радостью встречен в частях Московской зоны ПВО Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями начальствующего и рядового состава за проявленное мужество и умение в отражении налетов вражеской авиации на Москву.
Вчера днем на аэродроме у боевых машин собрались на митинг летчики, техники, инженеры и политработники части майора Писанко. 13 лиц начальствующего состава этой части удостоены правительственных наград. Летчики тов. Писанко имеют около 2 тысяч боевых вылетов. Они сбили 11 фашистских самолетов, уничтожили 350 автомашин с пехотой, сожгли более 300 танков и подавили до 30 пулеметных и артиллерийских огневых точек. На митинг прибыл командующий военно-воздушными силами Московского военного округа.
- Правительство щедро оценило нашу скромную боевую работу, - говорит орденоносец майор Писанко. - Высокая награда обязывает нас еще беспощаднее громить фашистские полчища. Превратим нашу прекрасную столицу Москву в неприступную крепость для врага!
В единодушно принятой резолюции бойцы и начальствующий состав части майора Писанко заверили партию, правительство и лично товарища Сталина, что они, не жалея сил и самой жизни, будут драться с врагом для блага родины и советского народа.
Когда кончился короткий митинг, группа летчиков во главе с орденоносцем лейтенантом Макаровым вылетела для очередной штурмовки фашистских войск. В течение нескольких минут сталинские соколы уничтожили до роты пехоты противника, 8 автомашин и 6 повозок с боеприпасами и подавили 6 зенитно-пулеметных точек.
☆ ☆ ☆
Налет советских самолетов на Берлин
В ночь с 29 на 30 октября наши самолеты совершили налет на район Берлина. Советские самолеты сбросили на военные и промышленные об'екты Берлина фугасные и зажигательные бомбы, а также листовки на немецком языке. Наблюдались взрывы большой силы и пожары.
☆ ☆ ☆
Налет немецких самолетов на Москву
Немецкие самолеты 29 октября и в ночь на 30 октября совершили налет на Москву. Большая часть вражеских самолетов огнем зенитных батарей и нашими истребителями была рассеяна и к Москве не допущена. Прорвавшиеся в район города вражеские самолеты беспорядочно сбросили бомбы в различных районах Москвы. Имеются жертвы.
***********************************************************************************************
4 САМОЛЕТА - ПРОТИВ 14
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 29 октября. (ТАСС). 4 истребителя под командованием капитана Можаева несли патрульную службу, охраняя наши наземные части от нападения противника с воздуха. В районе патрулирования появилось 6 «Мессершмиттов». Численное превосходство врага не остановило наших летчиков, и они атаковали фашистов. Разгорелся воздушный бой. В это время появились еще 2 «Мессершмитта» и 6 «Хейнкелей». Фашистские стервятники, имея большое численное превосходство, нагло налетали на наших летчиков. Сталинские соколы показали в бою образцы мужества и отваги. Они мужественно отбивали нападение фашистов, местами переходили в контратаки. Через несколько минут один «Мессершмитт» загорелся и свалился на землю. Остальные поспешно удрали.
☆ ☆ ☆
700-й ПАРАШЮТНЫЙ ПРЫЖОК КАПИТАНА РОМАНЮКА
Капитан Романюк совершил 700-й парашютный прыжок. В истории отечественного парашютизма эта цифра является рекордом - ни один из наших парашютистов не имеет такого количества прыжков.
Капитан Романюк первый сделал своей профессией испытание опытных парашютов. За годы своей деятельности в авиации он испытал все системы парашютов, находившихся на вооружении Красной армии. Помимо этого им испытывались кислородный баллон парашютиста, приборы по автоматическому и полуавтоматическому раскрытию парашютов конструкции братьев Дорониных и Савича.
Из 700 парашютных прыжков, выполненных тов. Романюк, 400 носили экспериментальный характер. Многие из этих прыжков представляют собой выдающееся достижение советского парашютизма. Вместе с известным парашютистом Харахоновым капитан Романюк совершил затяжной прыжок с высоты 9.000 метров. Вместе с другим замечательным советским парашютистом - тов. Козуля - Романюк разработал и выполнил серию прыжков со скоростных самолетов.
Накопленный за годы работы в авиации богатый опыт капитан Романюк отдает сейчас подготовке парашютистов-фронтовиков. //
С.Дангулов.
________________________________________
Крылатые герои отечественной войны ("Красная звезда", СССР)
Бессмертный подвиг трех русских воинов** ("Красная звезда", СССР)*
Уничтожать фашистскую авиацию на ее аэродромах* ("Красная звезда", СССР)
Сталинские соколы, крепче удар по ненавистному врагу!* ("Красная звезда", СССР)**
Сталинские соколы, с честью выполняйте долг перед родиной!* ("Красная звезда", СССР)***
Газета «Красная Звезда» №256 (5011), 30 октября 1941 года