Р.Кармен || «
Литература и искусство» №6, 6 февраля 1943 года
Сталинградская героическая эпопея закончилась полной победой наших войск. Выполняя сталинские стратегические предначертания, Красная Армия наносит врагу удар за ударом, освобождая родную землю от фашистской нечисти.
Слава Красной Армии и ее великому полководцу!
# Все статьи за
6 февраля 1943 года.
Белые, покрытые снегом, бескрайние волжские степи, глубокие извилистые балки раскинулись на десятки километров. И на всём этом пространстве, когда летишь на
маленьком «У-2» и осматриваешься кругом, трудно найти хоть одно место, не сохранившее следов небывалой в истории человечества битвы, во время которой земля кипела от разрывов, пропитывалась кровью, а снаряды летели в таком количестве, что часто сталкивались в воздухе.
Пройдут годы. Гордое слово «Сталинград» будут произносить наши потомки как символ благородной стойкости, мужества, преданности родине. Народ будет вечно помнить о Сталинграде потому, что здесь начался праздник нашей победы. Здесь покрылось несмываемым позором немецкое оружие. Здесь воссияла слава русских воинов, отстоявших великую Волгу и положивших начало небывалому разгрому гитлеровских полчищ.
Пройдёт время, и на экране возникнут образы героев Сталинграда - мужественных людей в полушубках, осыпанных щебнем, небритых, покрытых кровью; бойцов, сражающихся в подвалах, переулках, лестничных клетках. Зритель увидит героев Родимцева, увидит, как тысячи вражеских самолётов сносили квартал за кварталом, как русские люди дрались и умирали, не отступив ни на шаг. И когда зритель будет смотреть на экран, он обязательно с благодарностью подумает о тех скромных людях, которые подарили истории эти образы героического прошлого, с опасностью для жизни зафиксировали то, что произошло на берегах Волги за несколько месяцев, то, что останется в веках, то, чему имя: -
Сталинград.
Операторы, снимавшие в Сталинграде, перенесли всю тяжесть отступления Красной Армии. Они шли с войсками, отстаивавшими каждый километр родной земли, они дошли до
стен Сталинграда, они снимали день за днём. Трудно сейчас дать подробную оценку каждому снятому эпизоду - их тысячи. Нелегко оценить и весь материал в целом. Его очень много. Но даже те небольшие отрывки, которые были в очередных журналах - лаконичные корреспонденции операторов киногруппы Сталинградского фронта, производили огромное впечатление.
Группа Сталинградского фронта состоит из операторов тт. Орлянкина, Вакара, Софьина, Посельского, Островского, Щедронова, Казакова и звукооператора т. Кацмана. Руководитель группы тов. А.Кузнецов - с первых дней войны на фронтах. Это мужественный человек, попадавший не раз в очень серьёзные и опасные положения. Умелый организатор, он сколотил дружный коллектив операторов, который недавно во всесоюзном соревновании занял первое место своей боевой работой.
Сейчас в Центральной студии режиссёр Л.Варламов работает над монтажом большого фильма о
героической обороне Сталинграда и
разгроме под Сталинградом окружённых немецких войск. Автором этого фильма будет славный коллектив операторов Сталинградского, ныне Донского фронта.
You can watch this video on www.livejournal.com
Я был в Сталинграде в
последние дни, когда наши войска сжимали всё теснее
мёртвую стальную петлю на шее окружённых гитлеровцев. Был свидетелем последних боёв, в которых сокрушающим огнём нашей артиллерии взламывались последние узлы немецкой обороны в центральной части города.
В разрушенном до основания, превращённом немцами в руины городе, днем и ночью шли бои. Бойцы выкатывали орудия на улицу, били прямой наводкой по домам, выкорчёвывали из них засевших и продолживших бессмысленное сопротивление гитлеровцев. Операторы распределились по различным воинским частям таким образом, чтобы все участки боёв были в поле зрения, ни одно событие в эти исторические часы не прошло незаснятым.
С’ёмка уличных боёв - совершенно особый вид работы военного кинохроникёра. Сталинградские операторы приобрели в этой области большой опыт. Особенно удачны были за время тяжёлых оборонительных боёв в Сталинграде с’ёмки оператора Орлянкина, проявившего много изобретательности, хладнокровия, отваги и профессионального мастерства. Это дало ему возможность заснять на редкость удачные боевые куски в тяжёлых условиях уличных боёв.
В эти последние дни, когда часы сопротивления двух немецких группировок, окружённых в Сталинграде, были сочтены, операторы работали, используя каждую минуту короткого зимнего дня. Наряду с боями нужно было заснять массовую сдачу в плен германских солдат и офицеров, моменты капитуляции генералов, которые то
здесь, то там присылали парламентёров. Наконец, необходимо было не пропустить момент сдачи в плен самого фельдмаршала фон Паулюса, пленение и капитуляция которого ожидались буквально с минуты на минуту.
На одном из участков западной окраины Сталинграда снимали, как сдавался в плен командир 376-й дивизии генерал-лейтенант фон Даниель. Он шёл по улице в полной форме, сверкающей золотом знаков отличия. За ним, в некотором отдалении, шли нагруженные своим личным багажом его офицеры - начальник штаба, полковники. А дальше растянулась на полкилометра лента ковыляющих фрицев, представляющих остатки отборной немецкой дивизии, прошедшей через всю Францию, Польшу, побывавшей под Москвой и теперь завершающей свой бесславный поход.
Генерал не может скрыть своего волнения, когда, вытянувшись во фронт перед майором Сорокиным, уполномоченным принять сдающуюся в плен дивизию, рапортует советскому офицеру. Потом генерал передаёт майору свой пистолет. Все офицеры проделывают то же. Солдаты сложили оружие на середине улицы. Выросла целая гора автоматов, винтовок, пулеметов.
Когда генералу на первом допросе сообщили, где проходит сейчас линия фронта, он широко раскрыл глаза. Он не ожидал этого. Гитлер, посылавший по радио своим подчинённым приказ за приказом о продолжении сопротивления, не информировал их о поражении германских армий, откатившихся к Ростову.
Один из пленных генералов сообщил нашему командованию, что Паулюс со штабом скрывается в подвале одного из домов центральной части Сталинграда. Войска, закончившие разгром немцев, продолжали очищать город от мелких групп автоматчиков, засевших в домах. Разведка установила, что, по всей вероятности, один из таких сохранившихся очагов сопротивления и есть место, где скрывается Паулюс. Это место окружили, подвели танки. Вскоре появился парламентёр от Паулюса с предложением о капитуляции фельдмаршала. Паулюс получил лишь этой ночью телеграфное сообщение о возведении его в чин фельдмаршала. Первым его мероприятием на этом высоком поприще была
сдача в плен советским войскам.
Мы снимали Паулюса, когда он прибыл в штаб части, пленившей его. Под’ехала немецкая штабная машина. Из неё вышел Паулюс. Мрачный, небритый. Если уж сам фельдмаршал имеет такой помятый вид, то что же требовать от его солдат, которые бредут по дорогам, укутанные тряпьём,
совершенно утратившие человеческий облик.
С’ёмка продолжалась и в помещении, где происходил первый допрос пленного фельдмаршала, его начальника штаба генерал-лейтенанта Шмидта и ад’ютанта Адама.
В эти последние часы в штаб фронта со всех участков Сталинграда стекались материалы, снятые операторами. Начальник группы тов. Кузнецов связывался со всеми операторами, устанавливал, что заснято, давал указания. К рассвету, когда на аэродроме стоял уже наготове специальный самолёт, у Кузнецова набралось около двух тысяч метров плёнки. Утром самолёт поднялся с одного из сталинградских аэродромов и через несколько часов, покрыв без посадки всё расстояние до Москвы, приземлился на Центральном московском аэродроме. Плёнка была доставлена в Центральную студию, где немедленно приступили к её проявке.
Военные люди покидают Сталинград, ставший теперь городом глубокого тыла. Они направятся на далеко ушедшие фронты, туда, где продолжается разгром немцев, начатый под Сталинградом. Вместе с войсками направятся туда и наши фронтовые операторы, участники всех боевых походов.
Сталинград, превращённый сегодня в руины, снова станет красивейшим городом Советского Союза. И одним из памятников героям Сталинграда будут снятые советскими операторами тысячи метров плёнки, отражающие героизм и стойкость советских людей, величие и славу русского оружия. //
Р.Кармен.
*****************************************************************************************************************
«ГИМН ОКТЯБРЮ»
НОВАЯ КАРТИНА ХУДОЖНИКА А.ГЕРАСИМОВА
На выставке «Великая отечественная война» в залах Третьяковской галлереи появилось новое полотно работы лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля искусств А.Герасимова. Картина называется «Гимн Октябрю». На ней изображено торжественное заседание в Большом театре. В позолоте и хрустале люстр отражаются тысячи электрических огней сцены и зрительного зала. Сцена празднично убрана цветами и алыми знамёнами. За столом президиума - руководители партии и правительства, представители высшего командования Красной Армии. В зале собрались лучшие люди страны - герои стахановского труда, знатные люди колхозных полей, цвет советской науки, искусства, литературы. В ложах на переднем плане старейший народный певец Джамбул, дважды Герой Советского Союза И.Папанин, выдающиеся русские театральные деятели В.Немирович-Данченко, И.Москвин, В.Барсова, А.Яблочкина, композитор Д.Шостакович, писатель А.Толстой, архитектор В.Веснин, художник И.Грабарь, академики А.Бах, Т.Лысенко и многие другие. Взоры всех прикованы к трибуне, на которой выступает с докладом товарищ Сталин.
Художник изобразил на картине более 100 известных всей стране людей. (ТАСС).
☆ ☆ ☆
НОВЫЕ ПЛАКАТЫ И ЛУБКИ
Закончился организованный Комитетом по делам искусств и издательством «Искусство» конкурс на лучшие плакат и лубок к 25-летию Красной Армии.
На конкурс поступило 46 работ, из них 41 плакат и 5 лубков.
Жюри конкурса присудило первую премию в 10.000 р. художнику Д.Шмаринову за плакат «Всё для победы».
Вторые премии - по 6000 р. - присуждены за плакаты В.Иванова «Блокада Ленинграда прорвана!», А.Кокорекина «Знамя полка - честь полка» и лубок П.Алякринского «Слава народу русскому».
Третьи премии - по 4000 р., - получат художники Кукрыниксы за плакат «К победе», Н.Долгоруков за плакат «В последний час» и И.Тоидзе за
плакат «Клянусь родине!».
Поощрительные премии решено выдать за плакаты Л.Голованова «За народную хлеб-соль», В.Корецкого «Вперед на разгром врага», В.Дени и Н.Долгорукова «Дас ист гут», В.Иванова «Наше знамя - знамя победы», Б.Дехтерева «Отомщу фашистам!», В.Щеглова «На запад!» и Н.Ватолиной - «Отомсти за кровь детей»!».
Часть плакатов издательство «Искусство» выпускает к 25-летию Красной Армии.
☆ ☆ ☆
ВЫСТАВКА КАРТИН ХУДОЖНИКОВ ЛЕНИНГРАДА
ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Ленинградские художники деятельно готовятся к новой выставке, посвящённой 25-летию Красной Армии. Художники И.Владимиров, А.Казанцев, С.Ксенофонтов, В.Пинчук и другие выезжали на фронт для зарисовок боёв. Некоторые художники побывали у партизан. В.Серов готовит для выставки картины «Последний патрон», «Десант балтийцев» и «Герой-пехотинец в бою». И.Серебрянный пишет картину «Ладога», И.Владимиров пишет «Бой под Ям-Ижорой» А.Казанцев - «Бой за переправу», С.Ксенофонтов - «Бой под Колпином». Интересные работы выставят графики: А.Пахомов - серию рисунков об обороне Ленинграда, Н.Павлов - серию рисунков об Н-ском гвардейском корабле.
______________________________________________
Н.Вирта:
Твердыня || «Правда» №32, 1 февраля 1943 года
П.Олендер:
Последний бой* || «Красная звезда» №28, 4 февраля 1943 года
В.Величко:
Шестьдесят вторая армия || «Правда» №31, 31 января 1943 года
Н.Вирта:
Как был взят в плен Паулюс || «Правда» №35, 4 февраля 1943 года
А.Дунаевский:
Генералы сдаются в плен || «Правда» №32, 1 февраля 1943 года
Сталинград выстоял, Сталинград победил! || «Комсомольская правда» №26, 2 февраля 1943 года
«Литература и искусство» №6 (58), 6 февраля 1943 года