Часть 1
На самолет подвешивались бомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М-62, ФАБ-500Ш, ФАБ-500ШН, а так же ФАБ-1500С. Связки малокалиберных бомб на Су-7 уступили место кассетному оружию РБК-250, РБК-500, КМГ-У. Помимо этого самолет мог нести две оборонительные ракеты «воздух-воздух» Р-55М. Однако несмотря на все разнообразие арсенала и наличие управляемого вооружения основным вооружением самолета была одна тактическая ядерная бомба. Помимо вооружения самолет нес разведывательный аэрофотоаппарат АФА-39.
Величина максимальной загрузки опытного Т-6 составляла 6 тонн. Боевой радиус действия самолета на высоте 200 метров с двумя ПТБ-300 и двумя бомбами ФАБ-500М-62 составлял 775 км, а с шестью ФАБ-50М-62 только 600 км.
Все серийные самолеты получили специальную окраску с высокоотражающим белым покрытием носовой части, передних кромок
крыла, оперения и днища самолета, а начиная с серийного номера 1415311 , Су-24 комплектовались шторками, защищающими
экипаж от светового излучения ядерного взрыва.
Пилотажно-навигационная часть ПНС-24 включала инерциальную систему и РПС «Рельеф», которые обеспечивали автоматическое выполнение полета по заданному маршруту с несколькими поворотами на малой высоте с огибанием препятствий или полет в полуавтоматическом режиме. Су-24 стал первым советским самолетом, специально разработанным для действий на предельно малых высотах. Помимо того, на самолеты была установлена навигационная система МИС-П, система воздушных сигналов СВС-ПН-5-3, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, высотомер малых высот РВ-3МП и больших высот РВ-18, радиосистема ближней навигации РСБН-6С «Ромб-1К», которое обеспечивает полет вблизи аэродрома и управление группой самолетов совместно с ответчиком СО-63. Управление ПНС-24 осуществляло ЭВМ ЦВУ-10-058 «Орбита-10». Кроме того, находились традиционные навигационные приборы - радиокомпас АРК-10 и маркерный радиоприемник МРП-56П.
На Су-24 была установлена система автоматизированного управления САУ-6, полностью до ума довести которую удалось к 1976 году. Обилие РЭО было как и плюсом, так и минусом - электроника имело свойство периодически отказывать. К тому же увеличилось время подготовки самолета к боевому вылету, только на раскрутку гироскопов инерциальной системы требовалось более часа, причем все другие работы в это время требовалось прекратить.
Для улучшения проходимости самолета по снежному покрытию, первые Су-24 поставлялись с лыжами, которые устанавливались вместо пневматиков основных стоек шасси. Однако до их практического применения дело так и не дошло и поставки лыж вскоре прекратили.
Первой частью на новой технике сал 4-й Гвардейский БАП ВВС Прибалтийского военного округа, базирующегося в Черняховске. Новые самолеты в первую очередь поставлялись в части западного направления, летом 1979 года первые Су-24 появились в
бомбардировочном авиаполку 218-й БАД, размещенные в Темплине, Ютенберге и Бранде.
В процессе эксплуатации самолет постоянно модифицировался. На самолетах третьей серии появилась новая антенна радиокомпаса, начиная с самолета №0415304 в связи с установкой двигателя АЛ-21Ф-3 было увеличено сечение воздухозаборников, входная кромка их стала более скругленной, ее «оттянули» немного назад по длине фюзеляжа, ввели автоматическую систему регулирования проходной площади воздухозаборника. С машины №0815311 число пилонов для вооружения было увеличено с шести до семи, а в последствии и до восьми. Оба дополнительных держателя крепились под фюзеляжем друг за другом по оси симметрии самолета, вес боевой нагрузки возрос до 8000 кг. Стало возможно применение многозамковых балочных держателей МБДЗ-У6 для бомб калибра до 250 кг образца 54-го и 62-го годов. Параллельно увеличился объем первого бака, а закабинный грот принял спрямленные очертания для улучшения лобового сопротивления. Была установлена новая система регистрации параметров полета «Тестер», а начиная с 11-го
самолета 9-й серии начали устанавливаться катапультируемые кресла КД-36ДМ. На 11-й серии были изменены конструкции закрылков, предкрылков и интерцептеров.
Начиная с самолета №1515328 была введена обуженная хвостовая часть фюзеляжа самолета, а в основании киля был сделан воздухозаборник для охлаждения электрогенераторов. Фюзеляж получил скругленные формы, что позволило уменьшить аэродинамическое сопротивление самолета.
Из-за снятия требования достижения максимального числа Маха 2,5 стало возможно, начиная с самолета № 2115326, убрать регулируемые клинья воздухозаборника, облегчив его. На № 2215301 в передней кромке киля появилась антенна радиосистемы дальней навигации РСДН-10 «Скип-2», из-за чего он приобрел характерный выступ на передней кромке. На самолетах 21-й и 22-й серий постепенно была заменена система предупреждения об облучении РЛС СПО-10 «Сирена» на более новую СПО-15 «Береза»,
помеховую станцию СПС-141 «Сирень» на СПС-143, специализированны ответчик «свой-чужой» СРО-2М на систему «Пароль». На 26-й серии были изменены законцовки крыла и его аэродинамическая крутка.
Су-24 отличала высокая степень взаимозаменяимости многих узлов и даже крупных агрегатов, многие из которых могли быть переставлены в полевых условиях с одной машины, на другую, причем самолеты могли не принадлежать даже одной серии. Так же самолет отличала боевая живучесть, при получении серьезных повреждений бомбардировщик мог держаться в воздухе. Он не разрушался при появлении крупных (до 1 см и более) трещин в поясах лонжеронов крыла и силовых шпангоутов, выдерживал пробоины в силовых панелях до 50 мм. Эксплуатация самолета была возможна без части крышек и люков, несиловых панелей и уплотнителей, при этом давление, создаваемое силовым напором в отсеках, достигало огромных величин.
Последний, 26-й самолет Су-24 27-й серии был выпущен в 1983 году. Всего в Новосибирске было построено более 500 Су-24 первой
модификации.
Су-24 принимал участие в боевых действиях в Афганистане с весны 1984 по зиму 1989 года.
Кодовое обозначение НАТО - Fencer-A (Фехтовальщик).
На фотографии изображена модель Су-24 149-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка.
Масштаб 1:72
Модель - "Звезда"
ЛТХ Су-24
Размах крыла...............................................................17,64 / 10,37 м
Длина самолета............................................................22,67 м
Высота самолета...........................................................5,92 м
Площадь крыла............................................................55,17 / 51,02 м2
Масса, кг:
- пустого самолета......................................................21200
- нормальная взлетная.............................................32300
- максимальная взлетная.........................................39700
Тип двигателя................................................................2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ-21-Ф-3А
Тяга,
- нефорсированная......................................................2 х 7800 кгс
- форсированная.........................................................2 х 11250 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на большой высоте....................................................1700
- на высоте 200 м без подвесок...................................1400
Боевой радиус действия................................................560-1300 км
Длина разбега................................................................850-900 м
Длина пробега................................................................800-850 м
Скорость отрыва.............................................................300-310 км/ч
Посадочная скорость......................................................280-290 км/ч
Практический потолок..................................................11000 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка..........6,5
Экипаж.............................................................................2 чел