Подскользнуться на банановой кожуре или пролить кофе на рубашку, да ещё в присутствии человека, на которого у вас имеются виды - никому не захочется оказаться в подобной ситуации. Штука в том, что если вы уже нравитесь этому самому человеку, хоть немного, то в вашем случае неловкая ситуация - это идеальный способ закрепить успех.
Доктор Эллиот Аронсон долгое время изучал эффект, который неловкость производит на отношение к человеку и обнаружил феномен, который назвал Pratfall Effect - Эффектом Оплошности... В сущности, этот эффект вытекает из того, что большинство из нас уже знает: идеальные люди производят пугающее впечатление.
[вышенаписанное - на английском...]Stepping on a banana skin or spilling coffee over your shirt does not normally sound like something we would wish to happen in front of a potential lover. But if the one you are aiming for already fancies you a little, blundering might just be the perfect thing to do.
Dr. Elliot Aronson studied the effect of blunders on our likeability and found something he called the pratfall effect. It comes down to something we already know: perfect people are just scary.
В ходе одного из экспериментов участникам показали серию интервью претендентов на участие в телевикторине. Некоторые из них были почти безупречны - отвечали на большинство вопросов правильно и их рассказы о себе тоже впечатляли. Других можно назвать довольно заурядными: только около 30 процентов их ответов были верны, да и большими достижениями в жизни они похвастаться тоже не могли.
В середине каждого интервью участники эксперимента отвечали, находят ли они того или иного претендента достаточно знающим и привлекательным. Вряд ли кого удивит, что большинство «почти безупречных» участников были симпатичны зрителям. Затем они смотрели вторую часть интервью, и вот тут происходило кое-что неожиданное.
Претендент делал какой-нибудь неуклюжий жест, опрокидывал на себя чашку с кофе и начинал сбивчиво извиняться. После этого Аронсон снова спрашивал участников о том, как им понравился этот претендент. И тут-то выяснилось, как несправедливо устроен мир.
«Почти безупречные», которые после первой части вызывали у участников симпатию, теперь казались более привлекательными. А «заурядные» от такого фокуса только теряли очки. Так что, прежде чем решиться использовать «эффект оплошности» в свою пользу, постарайтесь получить честный ответ на вопрос «что он/она уже о вас думает».
[вышенаписанное - на английском...]In the most well known experiment Aronson conducted he lets subjects listen to interviews with students applying for a quiz show. Some applicants are nearly perfect, they answer almost every question correctly and have impressive cv’s . Others are somewhat mediocre, getting just 30 percent of the answers right and admitting having failed in earlier ambitions.
The subjects are asked whether they find the applicants competent and whether they find them attractive. Unsurprisingly, the nearly perfect applicant is judged more positively in both aspects. But when the interviews continues, something interesting happens.
The applicant blunders and pardons himself: ‘oh my goodness, I’ve spilled coffee all over my new suit’. Then Aronson again asks his subjects to rate competence and attractiveness. It is at this moment that we find out the world really is unfair.
The nearly perfect applicant, who is already being liked, is now rated even more attractive. While the poor mediocre blunderer only sees his chances shrinking. So, before you start acting clumsy, try to honestly guess how highly he or she already thinks of you.