что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник.
Mar 14, 2013 16:34
не распыляйте силы и внимание на этом этапе. быстрое приобретение навыков - очень мотивирует, топтание на месте - отбивает охоту... рекомендую прочесть начало. 10 маршей, 48 ступенек.
[краткое содержание предыдущих серий...] 1-й ЭТАП. самостоятельно осваиваем основы английского чтения-произношения и 100-200 самых важных слов. у начинающих пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово, когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его, когда нужно будет перевести с русского на английский.
1-й марш. чтение и произношение. ступеньки 1-4. 2-й марш. запоминание первых слов. слова - это строительный материал, кирпичики языка. и чтобы их уложить стройными рядами, нужно приложить усилия. ступеньки 5-7. про способности к языкам. 30-ти секундный тест.
2-й ЭТАП. овладеваем 80 % нам нужных правил, по которым слова собираются в предложения, и 600-800 самых полезных для начинающих слов слов. то есть, среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания правил грамматики на уровне немного выше среднего и 1000-200 слов. в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate. на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап - если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу и самостоятельное изучение будет плодотворным.
3-й марш. всё наше внимание и усилия - грамматике. она - костяк, фундамент, несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы. все необходимые слова и выражения - будем учить на 3-м этапе. пока что достаточно 600-800 слов. ступеньки 8-9. 4-й марш. сетевая структура правил грамматики и значений слов язык создавался и апробировался тысячелетия назад. всё слабое - отметалось, всё сильное становилось частью системы. ступеньки 10-14. 5-й марш. много писать и мало говорить на этой стадии изучения, - если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе. ступеньки 15-19. 6-й марш. время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает и перерабатывает информацию не одинаково. выбирайте для изучения английского самые лучшие части дня. ступеньки 20-24.
7-й марш. что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник. начинающим можно пробовать все три способа, чтобы приобрести опыт и уметь сравнивать. но остановиться на одном.
* ступенька 25. не рассосредотачивайте силы и внимание на этом этапе. успех, БЫСТРОЕ приобретение навыков составления предложений - мотивирует, топтание на месте - отбивает охоту. для этого на ЭТОМ ЭТАПЕ нужна СИСТЕМНОСТЬ. без неё - никуда. она, конечно, нужна везде и всегда, и не только в английском. но когда вы УЖЕ УМЕЕТЕ выражаться в разных ситуациях, то можете позволить себе бессистемно прыгать по разным сайтам, репетиторам и учебникам. это будет на 3-м этапе.
до этого - выберите ОСНОВНЫМ или одного репетитора. или один учебник. можно и ещё один учебник взять - но лишь чтобы иногда туда подсматривать. если выберите репетитора, то последуйте его рекомендации по поводу дополнительных источников. под каждую методику - свои материалы.
* ступенька 26. можно ли самостоятельно изучать по вебсайту?... теоретически, да. но на практике - их очччень много. и за 5-10 минуты начинающим ОЦЕНИТЬ ПРИГОДНОСТЬ сайта - намного сложнее, чем уровень способностей репетитора или книги. если обучение на сайте платное, то вам покажут лишь рекламную страницу. а чтобы копнуть глубже, нужно будет, как и на курсах, заплатить за 10 и более занятий. если сайт бесплатный, то обучение будет растянуто на годы - потому что совсем бесплатно быть не может. оплачивать в таком случае будут заказывающие рекламу на сайте. и создателям сайта будет не интересно, если вы за 2 месяца научитесь всему, что вам нужно.
* ступенька 27. оценка пригодности книги. у любой книги есть Вступление. откройте его. прочитайте, 1) какой уровень должен быть на старте, 2) какой уровень - а ещё лучше, какие именно навыки - будут на финише, 3) сколько для этого потребуется времени, 4) допускает ли она самостоятельное изучение, или требует преподавателя, 5) чем именно эта книга ОТЛИЧАЕТСЯ от 100500 других. если это есть и вам понравилось, идем дальше.
[Spoiler (click to open)]у любой книги в самом начале есть Содержание. откройте его. оцените СИСТЕМНОСТЬ и ЛОГИЧНОСТЬ материала, которым предваряется вся книга.
если это есть и вам понравилось, то откройте наугад, но намного лучше ту Тему в книге, которую вы точно знаете. и внимательно и вдумчиво посмотрите, насколько ТОЛКОВО + КРАТКО она объяснена. если ли четко выделенные ЯДРА и прибамбасы. чем лучше Мастер владеет предметом, тем МЕНЬШЕ ресурсов и времени он затрачивает на достижение цели… если это вам понравилось, то учебник можно брать.
если вы - не начинающий и у вас есть опыт работы с литературой и самостоятельного изучения английского, доверьтесь первому впечатлению - его формирует подсознание, которое в конечном итоге и будет главным пользователем языка… если в книге - уже в самом вступлении - много «воды», пустопорожних фраз, то автор ставил перед собой задачу хоть чем-то наполнить пару сотен страниц, чтоб было не совестно просить за неё желаемую цену.
* ступенька 28. когда выбираете репетитора, то здесь чуть сложнее. прежде всего, позвольте ему САМОМУ себя представить, указав предварительно, какой у вас текущий уровень знаний. если это не прозвучало, спросите, чем ЕГО методика, стиль преподавания ОТЛИЧАЕТСЯ от 100500 других. попросите его позволить вам взглянуть на его учебные материалы. попросите его позволить вам вдумчиво прочитать одну из тем, желательно такую, которую вы знаете, чтобы оценить насколько толково + кратко она объяснена.
[Spoiler (click to open)]очень важный момент: преподаватель САМ сформулировал ПРАВИЛА и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ их ввода - что объяснить в первую очередь, что во 2-ю и в 3-ю, - или же он скопировал из имеющегося источника. я, например, это проделал сам - потому что ни у одного из русскоязычных авторов я не нашел достаточно хороших учебных материалов. брать же иностранные методики и учебники, - это вообще недопустимо для ЭТОГО, самого важного, этапа изучения английского. почему - изложено в посте 7 мифов вокруг изучения английского.
голос из зала - «а что плохого в том, что репетитор берет учебник и по нему меня учит?» - плохо то, что все учебники рассчитаны на СРЕДНЕГО ученика конкретной нации. вы - как-то будете отличаться от среднего - сильно ли, слабо ли, но будете. и захотите ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. а для этого нужна креативность, гибкость, способность СОЗДАВАТЬ новое, ПОДСТРАИВАТЬСЯ под то, что есть у вас. чем больше СОБСТВЕННЫХ ИДЕЙ было задействовано преподавателем при составлении своих материалов, тем более индивидуальным будет его подход к вам.
* ступенька 29. если у вас мало времени и достаточно денег, то наилучший способ учить английский - с репетитором. потому что он может подстроиться под ваши ментальные способности. если у вас нет опыта изучения с преподавателем, то ВЕСЬМА РЕКОМЕНДУЮ в самом начале попробовать пару-тройку репетиторов. в сравнении очень четко будет видна разница. многие репетиторы работают с ПОУРОЧНОЙ оплатой. и если вам не понравилось, вы можете просто отказаться.
голос из зала - «но таким образом мне придется по 3 раза выслушивать одно и то же». - не придется, если вы это оговорите. если вы что-то знаете и не хотите это прослушивать - просто скажите это репетитору, и вы перейдете к следующей теме. однако, есть такие преподаватели, которые настаивают на том, чтобы рассказать лишь то и так, как у них запланировано. как правило, такие люди - как заведенные автоматы, не способные подстроиться под ваши способности и нужды.
- «но таким образом будет распыление сил и времени». - «вряд ли что-то может быть горче осознания того, что мы напрасно затратили время лишь на то, чтобы, достигнув вершины, увидеть, что выбрали не ту гору». Р.Шарма.
* ступенька 30. - «а как же курсы? ведь там все друг друга мотивируют. всегда есть с кем в живую пообщаться» - устное общение будет важно на 3-м этапе, когда у вас довольно большой набор навыков и умений. кроме того, ходить на курсы английского - хорошая идея, если у вас СРЕДНИЕ умственные способности. туго или наоборот, быстро соображающим, там будет неуютно. при самостоятельном изучении английского вы можете как угодно варьировать скорость прохождения материала.
[Spoiler (click to open)]НАЙТИ хорошие курсы - СЛОЖНЕЕ, чем хорошего репетитора. на курсах помесячная оплата, и оплатить по месяцу занятий на нескольких курсах, чтоб выбрать лучшие, - весьма накладно по деньгам и времени.
ещё один аргумент против курсов на ЭТОМ ЭТАПЕ - то, что там большое внимание уделяется говорению в самом начале. для начинающих учить английский - это путь мучительно-долгого изучения языка, хотя внешне он кажется живым и пестрым. почему - было в ступеньках 15-16.
правила грамматики на курсах - постольку поскольку - «эти правила сами отложатся в вашем подсознании, их не нужно учить. учить грамматику - это прошлый век», - таково обоснование создателей курсов. потому что таков ТРЕНД, мода, запрос в обществе. начинающие учить английский ХОТЯТ общения с самого начала! - «ну так получите!», лишь бы денежки заплатили. если для вас важнее потусоваться в хорошей компании, выберите курсы. если нужен результат - репетитора или учебник.
- «а вот моя подруга ходит на курсы уже полгода - и отлично! все очень довольна». да, так бывает. при этом 1) умственные способности вашей подруги должны быт сопоставимы с вашими. «где русскому хорошо, там немцу - смерть».
2) обязательно попросите посмотреть учебные материалы и уровень домашних заданий с этих курсов. потому что если Лена-Света-Люда напортачила с чем-то, то ей будет легче на душе, если вокруг его будут люди, поступившие точно так же. есть такой тип людей.
я сам преподаю и на курсах - 8 лет, и индивидуально - 11 лет. знаю, о чем говорю… в нашем городе есть курсы - на все вкусы и запросы учеников, с самым разным подходом к преподаванию. все эти курсы работают не один год. например, одни курсы в качестве весомых аргументов в коротком газетном объявлении указывают, что «у нас есть удобная парковка и coffee breaks». каков спрос - таков и предложение. у многих людей есть потребность изображать активность в деле изучения английского и потусоваться в интересной компании. не самые пустые потребности, однако.
* ступенька 31. - «как насчет самостоятельного изучения?» - именно ради него я пишу всё это. чтобы те, кто сможет, - учили сами. наилучшие шансы - у технарей, у людей с техническим складом ума. потому что они склонны ВИДЕТЬ СИСТЕМНОСТЬ даже там, где она - под толстым слоем «бабочек-цветочков». я и сам такой. поэтому и учил ВСЕ ЯЗЫКИ самостоятельно. в университете - лишь отрабатывал скорость говорения и четкость восприятия на слух в английском и немецком.
если У ВАС МАЛО ДЕНЕГ, то наилучший способ - учить самостоятельно по учебнику или онлайн материалам, ВЫПИСЫВАЯ в тетрадь все ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ. и когда их накопится достаточно для одного урока, обратиться к РЕПЕТИТОРУ для их разрешения. именно так я осваивал компьютер вообще, и работу в Word, Excel в частности.
* ступенька 32. ещё раз повторю, это очень ВАЖНО. чтобы слово запомнить, с ним нужно проделать четыре дела: увидеть, услышать, записать, применить в деле. задействовать слова в реальной жизни мы учимся за четыре стадии: 1) пишем медленно, но правильно в предложениях с подсматриванием в учебные материалы. 2) пишем быстро и правильно в предложениях без подсматривания в правила. 3) говорим медленно и правильно в предложениях с подсматриванием в учебные материалы. 4) говорим быстро и правильно в предложениях без подсматривания в правила. но на каждом этапе должно быть максимально правильно. потому что только такой путь - наискорейший для перевода изученного на подсознательный уровень. подробнее - см. ступеньку 15. «БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО» значит, что мы затрачиваем 1 секунду или меньше на обдумывание каждого говоримого предложения, не делая при этом грубых ошибок. примеры - см . ступеньку 16.