Друзья мои! Прошёл ровно месяц, как
30_day_photo стало участником акции "
ЖЖ-Grants", и нам пора отчитываться о проделанной работе. Мы не уверены, что всем участникам проекта могут быть интересны все детали и цифры, которые сейчас будут представлены в этом посте, поэтому мы начнём рассказывать всё по порядку, а в момент, когда начнутся подробности для специалистов по промоутированию и, возможно, станет совсем скучно, мы предлагаем вам переключиться на
альтернативное времяпровождение.
Итак, в конце ноября прошлого года российская команда Livejournal объявила о намерении поддержать малоизвестные журналы и сообщества, а заодно обкатать новые промо-технологии, заложенные в русскоязычные сервисы ЖЖ. Для этих целей было решено выделять гранты на продвижение. Мы, конечно же, не могли пройти мимо и
подали заявку на получение гранта. В заявке мы в двух словах рассказали о нашем сообществе и описали планы по использованию полученных жетонов (валюта ЖЖ). Целиком нашу заявку можно увидеть вот
здесь.
Ну, подали и подали, при этом особо не надеясь на успех. Вообще говоря, к середине января мы уже перестали ждать одобрения, так как прошло уже достаточно времени, ведь саму заявку мы подали одними из первых ещё в начале декабря. Всё это время мы удручённо наблюдали, как раздаются жетоны не самым интересным идеям, и, надо признаться, даже начинали злиться) Но жизнь сообщества захватывает, и каких-то особых эмоций при отсутствии весточки от "
ЖЖ-Grants" мы не испытывали. И вот в конце января стало известно, что наша
заявка на грант одобрена, и нам выделяется 130 000 жетонов для продвижения сообщества. Сам грант выделяется порционно на протяжении трёх месяцев, при условии представления ежемесячного отчёта на страницах сообщества.
Кстати говоря, план промоутирования, который мы прилагали к заявке, к тому времени уже устарел, и нам предстояло пересмотреть весь наш график на февраль, чтобы воспользоваться полученным грантом должным образом. Но об этом позже. А пока давайте обозначим бесспорные плюсы, которые сообщество приобрело, благодаря участию в этой акции.
Первые плюсы
Во-первых, мы перешли на платный аккаунт, что позволило пользоваться сервисом "
Статистика" и лучше понимать качество посещаемости проекта. Для участников сообщества этот переход стал заметен сразу, благодаря уходу со страниц
30_day_photo рекламы и многочисленных подмигивающих баннеров.
Во-вторых, у
30-day-photo появился кириллический домен (
30-дней-фото.жж.рф), которым оказалось удобно пользоваться, когда, например, нужно кому-то по телефону продиктовать адрес проекта. Кстати, при работе на компьютере, с которого ещё ни разу не заходили в наше сообщество, намного удобнее в адресной строке написать "
30-дней-фото.жж.рф", чем вспоминать, как пишется "
30-day-photo.livejournal.com" или искать его через поисковики.
В-третьих, "редакционная поддержка" от команды ЖЖ. Теоретически в это словосочетание входит достаточно серьёзная поддержка: от подсказок о том, как и что лучше промоутировать, до упоминаний о нас в различных частях ЖЖ, как об интересном проекте. Честно говоря, мы пока не ощутили всех прелестей от этой поддержки, но признаём, что материалы, которые аккумулируются вокруг "
ЖЖ-Grants" очень интересны и полезны для понимания того, как устроена блогосфера. Надеемся, что в ближайшем будущем и другие формы редакционной поддержки станут ощутимыми.
С бесспорными плюсами пока всё. А теперь поговорим про разочарования, которые настигли нас практически сразу, как только стало известно о получении гранта.
Как у нас всё устроено?
Как вы понимаете, жизнь сообщества целиком и полностью зависит от ритма, заложенного в самой идее проекта. Наши фотозабеги рассчитаны на месяц, на протяжении которого модераторская группа при помощи нескольких периодических рубрик создаёт миниритмы, позволяющие участникам фотозабегов или узнавать что-то новое, или вдохновляться на новые идеи, или просто отвлекаться на отгадывание ребусов, общаться, рассказывать что-то о себе и своих интересах. Для того чтобы все эти большие и малые ритмы работали, модераторы разрабатывают график публикаций на полтора-два месяца вперёд.
Дело в том, что многие наши рубрики очень трудоёмкие, и для правильного вплетения материалов в жизнь сообщества, всё планируется заранее. Многие материалы, которые, скажем, будут опубликованы в марте, были готовы уже в конце января, а работа с ними началась ещё в декабре. В первую очередь это касается рубрик "
Уроки", "
Интервью", "
Фотосамоделки" и "
Ежемесячный журнал". Иногда бывает, что запланированный к публикации материал снимается с графика по каким-либо причинам. Так, например, за время существования рубрики "Интервью" мы несколько раз отказывались публиковать уже готовые материалы. Не станем уточнять причины подобных решений, но поверьте, они весьма серьёзные, и дырки в графике публикаций возникают в таких случаях совершенно осознанно. Но тем не менее, график в нашем проекте - это главный стержень, которого мы изо всех сил стараемся придерживаться.
Первые разочарования
Принимая во внимание цикличность жизни сообщества, мы изначально планировали воспользоваться промо-сервисом "
Календарное промо", который позволяет заранее приобретать рекламное пространство на главной странице ЖЖ. То есть эта форма промо, как нам казалось, наилучшим образом подходила для промоутирования нашего сообщества. Однако, нас ожидало серьёзное разочарование, т.к. одновременно с получением гранта, мы узнали, что стоимость размещения публикаций в "Календарном промо" значительно подорожала (было 20 000, стало 30 000 жетонов за 2 часа размещения). В результате запрашиваемый в заявке бюджет продвижения сообщества развалился сразу же.
Как мы уже говорили, весть о получении гранта пришла в конце января, то есть уже после того, как график на февраль был полностью готов. В результате, зная весь набор материалов, который был запланирован к публикациям в феврале, мы решили выкупить в некоторые дни часы в "Календарном промо" для промоутирования записей с уроками и т.д., пусть и по завышенной цене. Однако, как оказалось, сделать это уже было невозможно, т.к. практически всё время во все будние дни было уже выкуплено. Таким образом, мы отказались от этой затеи в феврале и купили часы в "календарном промо" в расчёте на начало нового XXII фотозабега.
Как мы решили тратить грант
Итак, мы потратили 30 000 жетонов на продвижение поста о начале будущего XXII фотозабега в "календарном промо", который появится на главной странице Livejournal 1 марта (с 09-00 до 11-00). Сможем ли мы надёжно измерить эффект от этого промоутирования? Сложно сказать. Нам представляется, что сам старт нового фотозабега даёт очень серьёзный промо-эффект из-за массового репоста стартового поста. На всякий случай запомним статистику стартов предыдущих трёх забегов, а заодно обратим внимание на некоторые интересные моменты среднемесячной посещаемости нашего сообщества.
Декабрь 2012: ровный и достаточно обычный для нас трафик.
Обратите внимание на всплеск посещаемости 11 и 12 декабря, который обеспечен массовым откликом на
интервью с Верой Клоковой и
материал в рубрике "Тема дня с профессионалом", также подготовленный Верой Клоковой. Далее мы видим плавное падение посещаемости, которое в данном случае объясняется традиционной усталостью участников фотозабегов, которая становится ощутимой после 15 числа каждого месяца. К тому же следует понимать, что конец декабря - это время подготовки к затяжным новогодним праздникам, а значит и посещаемость жж в целом должна была значительно снизиться.
Январь 2013: ожидаемая низкая посещаемость в первые дни нового года.
Следует отметить, что мы совсем не ожидали, что старт январского забега будет столь массовым. К примеру, старт прошлогоднего январского забега был полностью провален, и жизнь в сообществе началась только к середине января. Ожидая нечто подобное в январе 2013 года, модераторы решили устроить себе небольшие каникулы. В график публикаций были заложены несколько ретроспективных постов, а большая часть модераторской группы разъехалась по морям и океанам. Оставшиеся же на посту модераторы ожидали лёгкой жизни. Но не тут-то было!
Январь начался очень бурно, и в первые же несколько дней в забег пришло более 30 человек.
Обратите внимание на несколько очень сильных всплесков посещаемости в конце января: это эффект от массового интереса к интервью
с Павлом Косенко и с
Петром Ловыгиным. И Павел и Пётр усилили этот эффект ссылками из своих журналов. В результате пятнадцатитысячные аудитории обоих фотографов смогли увидеть эти материалы, а многие из них стали участниками сообщества и сразу пошли в забег.
Кстати, в плане промоутирования, который прилагался к нашей заявке на грант, стояли именно эти две публикации. Но, к сожалению, запоздавшее решение о выдаче гранта не позволило нам заняться продвижением этих материалов.
Февраль 2013: очень сильный старт и новый уровень посещаемости.
Нам ещё предстоит детально проанализировать февраль 2013 года, но уже сейчас можно сказать, что в сообществе произошло существенное изменение средней посещаемости. Возможно, что ключевым фактором здесь можно считать сильное завершение предыдущего месяца (материалы с известными фотографами, интересные и эффектные
уроки по Adobe Photoshop от
angela_odessa, запоздалая по техническим причинам публикация
ежемесячного журнала, сильный состав участников самого январского забега).
В то же время мы не исключаем, что увеличение интереса к сообществу также связано с активизацией модераторской работы в соц.сетях (
Facebook и
ВКонтакте) и большой поддержкой со стороны самих участников фотозабега, которые, в том числе, периодически обсуждают жизнь сообщества на страницах своих журналов, дают ссылки на наши материалы и приглашают своих друзей присоединиться к нашей затее. Следует отметить, что эта поддержка для нас является наиболее ценной, так как она абсолютно искренняя и говорит о том, что наши усилия ненапрасны.
Ну, а что же грант?
Итак, с момента получения гранта мы столкнулись с тем, что многое оказалось нам не по карману, а наш график не удаётся увязать со свободным временем в "календарном промо". Тогда мы решили действовать по плану "Б". Честно говоря, никакого плана "Б" у нас не было, но выкручиваться как-то всё-таки было нужно, и мы решили начать пробовать другие инструменты промо, на которые в общем-то и не рассчитывали.
Повисим - посмотрим
Утром 13 февраля мы решили размяться и купили 2 часа в промо среди "Популярных сообществ" на главной странице ЖЖ.
Покупка нам обошлась в 100 жетонов, однако уже через час нашу ставку перебили и нам вернулись 50 жетонов обратно. Вечером того же дня (около 21-00 по мск) мы снова приняли участие в борьбе за это место со ставкой в 200 жетонов, однако очень быстро нашу ставку снова перебили, и наше место заняло другое сообщество. Что нам это дало?
Сложно сказать. Прежде чем делать окончательный вывод, давайте договорим про этот день до конца.
Битва за рубеж
13 февраля в вечерние часы (около 21-00 по мск) мы сразились за право "повисеть" на главной странице со ссылкой на
Возвращение фотозагадки. Что значит сразились? Мы приняли участие в аукционном промо (жёлтое промо), для участия в котором необходимо перебить ставку, за которую на этот момент размещена запись. После недолгих торгов мы заняли это место при ставке в 10 000 жетонов. Платить больше мы не могли, да и не хотели, т.к. до конца не были уверены в том, как работает такой инструмент. В результате после 20-25 минут нашу ставку перебили со значительным превышением (около 16 000 жетонов) и мы перестали бороться. Остаток средств от неиспользованного времени размещения вернулся обратно. Что нам это дало? Давайте посмотрим.
На мой взгляд, достаточно сложно оценить эффект от размещения в аукционном промо, т.к. ежедневная статистика посещения в эти часы поднимается естественным образом (на картинке время по Гринвичу). Формально мы видим двухкратное изменение посещаемости поста, но утверждать, что это связано с промо, мы не берёмся. Давайте посмотрим другую статистику.
Казалось бы, что утренне/вечернее зависание в категории "Популярные сообщества" и вечерняя битва в аукционе за жёлтое промо принесли нам новых участников в количестве 17 человек, однако, мы склонны считать, что эффект от этих инструментов промо для нас полностью отсутствовал, а приток участников обеспечен за счет внешней работы (промоутирование поста "Возвращение фотозагадки" в соц.сетях).
Призовой фонд
Предварительный анализ результатов натолкнул нас на мысль, что правильным было бы не распыляться на мелкие и весьма хлопотные инструменты промо (необходимо постоянно отслеживать, не перебил ли кто-то твою ставку), а сэкономить средства в этом месяце и прибавить их к следующей части гранта для более активной кампании. Но в то же время, нам было интересно ознакомиться с максимальным количеством возможностей промо. Далее мы ещё коротко расскажем о нашем опыте "промо в уведомлениях", а сейчас мы напомним, что часть гранта мы решили использовать в качестве призового фонда для самых оригинальных ответов в рубрике "Фотозагадка".
Так, например, мы потратили 400 жетонов на поощрение двух нестандартных ответов на
фотозагадку про книпсеры. Мы хотели бы это сделать традицией, и каждый понедельник дарить утешительные призы за самые креативные ответы на вопросы. При этом мы не хотели бы раз и навсегда определять количество возможных победителей в этой номинации, а также количество жетонов, которые мы готовы дарить еженедельно. Каждый раз это будет определяться отдельно.
Зачем это делается? На наш взгляд, зачастую нестандартный взгляд на предметы или обстоятельства может быть очень ценным, т.к. способен кого-то натолкнуть на свежие идеи, ассоциации, образы. Мы очень ценим способность увидеть необычное в совершенно обычных вещах, и хотели бы это поощрять.
Промо в уведомлениях
Вчера (22 февраля) мы испытали ещё один инструмент промо - "промо в уведомлениях". В общей сложности мы потратили 1 700 жетонов за весь день, промоутируя пост "
Урок | Нарядные буквы". Давайте посмотрим на результат.
Очевидно, что "промо в уведомлениях" следует признать одним из самых действенных инструментов промоутирования, т.к. количество просмотров на графике полностью коррелируется с периодичностью вчерашнего участия "в уведомлениях". В то же время статистика посещения вчерашнего дня в целом в сообществе обеспечивалась запуском сразу нескольких модераторских материалов (фотозагадка и урок) и утверждать, что от использования этого инструмента промо есть ощутимый эффект для общего трафика, мы не можем. Иными словами, окончательные выводы для себя мы сможем сформулировать лишь повторно воспользовашись всеми вышеописанными инструментами промо.
Общая обязательная информация о периоде после получения гранта
В соответствии с требованиями акции, нам необходимо отчитаться о некоторых количественных показателях проекта с момента получения гранта (известие получено 21 февраля, финансирование началось на 2-3 дня позже) до момента публикации настоящего отчета.
Итак, с 22 января по 22 февраля в сообществе написан 981 пост (в среднем более 30 постов в день). Как мы и утверждали, постинг в проекте носит ежедневный характер, количество ежедневных постов колеблется от 20 до 50. За этот период количество участников проекта увеличилось на 70-90 человек. Средняя ротация состава участников осталась на прежнем уровне (не более 3-4%)
Социальный капитал сообщества поднялся с 216 (конец января) до 244 (23 февраля). Временами колебания составляют 2-3 пункта, что, на наш взгляд, является отражением небольшой ротации аудитории. Позиция в рейтинге сообществ за этот период улучшилась, но не существенно. По состоянию на 23.02.2013 мы находимся на 290 месте по соц.капиталу.
Вместо послесловия
Получение гранта для нас - это большая честь. В то же время это прекрасная возможность познакомиться с новыми инструментами промоутирования в Livejournal, понять принципы работы блогосферы в целом, уловить современные тенденции, научиться чувствовать и находить свою аудиторию.
Мы понимаем, что во многом от того, как мы будем использовать грант и поддержку ЖЖ, может зависеть развитие нашего сообщества. Однако, мы хотели бы отметить, что
30_day_photo - это некоммерческий проект, и мы не имеем желания любой ценой попасть в число топ-сообществ. Для нас намного важнее сохранить атмосферу в сообществе. При этом мы прекрасно понимаем, что для создания полноценной творческой среды нужны постоянные пополнения новыми идеями, новыми участниками, новыми лидерами. Именно по этим причинам мы стараемся, чтобы о
30_day_photo узнало как можно большее количество людей. И именно поэтому мы будем и дальше принимать участие в акции "
ЖЖ-Grants".
С уважением,
команда
30_day_photo UPDДополнение. Календарное промо. 01.03.2013 (с 09-00 до 11-00)
Статистика посещений 01.03.2013
Приток аудитории