Кто читал мой
предыдущий обзор, знает, что я выполняю эпический квест: найти идеальные (для себя) водостойкие чернила, годные к заправке и в пенбраш, и в перьевую ручку. Сначала я сгребла все доступные марки и проверила их на цвет и водостойкость (и большинство забраковала), а теперь вторая часть: я взяла популярные бюджетные ручки и проверила, какие из них мне нравятся и какие чернила с ними работают. Под катом перекрёстный тест 8 ручек и 5 чернил (плюс еще несколько), велкам. :)
Кстати, в догонку к
прошлому обзору я прикупила еще десяток банок и добавила в него выкраски (теперь там 33 марки).
Для начала, во избежание путаницы: я называю "чернилами" и собственно чернила (карбоновые, пигментные), и тушь (акрил, шеллак) -- потому что мои источники англоязычные, они всё называют просто "ink". Большинство водостойких чернил для заправки в ручки не предназначены, о чем производители честно предупреждают. Они гуще обычных, плохо текут, забивают проток, и если высохнут внутри -- ручке конец. Что, конечно, не должно останавливать от экспериментов, просто имейте в виду риски, когда будете заливать всё подряд в свой золотой Паркер. Важно, чтоб из ручки можно было вынуть перо и фидер, иначе невозможно ее как следует промыть. Мои разбираются все (кроме Пилота), можете представить, сколько раз я их для этого обзора разбирала и чистила! )))
В общем, позаливала я все свои самые чёрные и самые водостойкие чернила во все свои ручки, погоняла тесты и занесла результаты в табличку, отметив зеленым работающие комбинации, а красным -- не работающие.
Уточню, что в моем понимании "хорошо" и "плохо". Плохо -- когда ручка запинается, пишет с пробелами, с трудом, и надо слишком сильно нажимать, чтобы она писала нормально. Если сразу после заправки она пишет, а на следующий день без промывки опять никак -- то это тоже имхо не рабочий вариант. Хорошо -- когда руке удобно, чернила текут легко и в нужном количестве, ручка стабильно работает, а промывать ее можно разве что во время заправки новой порции чернил.
Все ручки с карбоновыми чернилами Platinum на обычной бумаге для принтера:
Известные японские чернила Platinum Carbon недостаточно чёрные (и достаточно дорогие), зато очень водостойкие и работают почти со всеми ручками. Годная альтернатива им, вы не поверите, -- японские же карбоновые чернила Pentel для пенбрашей. Они бывают только в картриджах (
больших и
маленьких) и переливать их в перьевые ручки -- это извращение, но почему бы и нет? Работает же. ;) Другой приемлемый, хоть и не лучший вариант -- американские чернила Noodler's American Eel (у них много марок чёрного, *угорь* самый водостойкий). На глаз они вроде очень жидкие, но часть ручек с ними работать отказалась. И еще они ложатся слегка неровно: в начале линии бледнее, а к концу (где слой погуще) -- темнее. Это, пожалуй, неплохой эффект для каллиграфии, но в рисовании мне такое не нравится. В целом, все карбоновые/пигментные чернила сероваты, и тут ничего не поделаешь. В отличие от Платинума, Пентел с Нудлером немножко плывут от воды, но если стоячего болота на листе не разводить, то это незаметно.
Затем я стала тестировать акриловые чернила, ооочень чёрные и действительно водостойкие, ничем их не размочишь, красота: Dr. Ph. Martin's Black Star India ink, Magic Color Acrylic ink, Vallejo Indian ink, Vallejo Artist Acrylic ink. Конечно, оказалось, что ни с какими ручками всё это не работает -- слишком густые. Однако -- приятный сюрприз! -- Winsor&Newton Black ink (с пауком) и Schmincke Aero Color Finest Acrylic ink (для аэрографов) внезапно оказались с некоторыми совместимы. W&N чуть погуще: на грани фола, но работает. Теперь я думаю насчет остальных, не разбадяжить ли их водой или, допустим, глицерином (наверное, лучше потекут, но будут дольше сохнуть и смазываться). Но упоротые эксперименты я пока отложила на потом. ))
Дальше расскажу свои впечатления о каждой ручке в отдельности. Сначала самые популярные из дешёвых -- нижние в линейках Platinum и Pilot (японцы), Lamy и Rotring (немцы).
PLATINUM
Платинумов у меня несколько, и они разные по качеству даже в пределах одной марки. Platinum Carbon Pen (DP-800S) сделана специально под родные карбоновые чернила (канал в ней вроде бы пошире, чем обычно), и это моя основная *рабочая лошадка*. Там бывает только перо EF, и, как обычно у японцев, оно довольно острое, без наплыва на конце, отчего хорошо чувствуется сцепление с бумагой. Европейские ручки мне кажутся слишком "гладкими", а тут ощущение идеальное. Я купила эту ручку случайно онлайн по какой-то акции, ничего ещё не зная о Платинумах, и она мне очень понравилась. Позже в одном оффлайн-магазине в Сингапуре я купила еще одну, вроде бы такую же(?) по названию и конструкции, только на пере кроме логотипа есть иероглифы. Так вот она карбоновыми чернилами с самого начала писала неважно, с пробелами, и даже родными неводостойкими тоже не очень. Проблема то ли с фидером, то ли с пером. Третью, близкой, но чуть другой модели Carbon Desk Pen (DP-1000AN), я купила на ебее, прочитав
вот этот обзор. Однако кроме блестящего хвоста, визуально она ничем не отличалась от первых двух (на пере есть иероглифы, как на №2) и писала так же неважно. Получается, что с этими дешевыми Платинумами какая-то лотерея. А моя первая ручка продолжает прекрасно работать, люблю её за тонкую линию и впечатляющую непривередливость к чернилам. Если понадобится замена, буду искать вариант без иероглифов на пере.
Как разбирается Platinum Carbon,
можно посмотреть тут.
Еще я щупала "школьную" ручку Platinum Preppy, которая оказалась барахлом (брак?) и ни с какими чернилами нормально не писала (а чего вы хотите за $5).
Интересная деталь: к платинумам по размеру подходят картриджи Kuretake (маленькие, для брашпенов). В них чернила не водостойкие, но сам картридж может пригодиться, если чо. ))
PILOT Desk pen (DPN-70)
Дизайном Пилот очень похож на Платинум Карбон (чуть помассивней), тоже с пером EF. Его тонкая линия мне нравится, но есть один серьёзный изъян -- он не разбирается. Похоже, там всё запаяно, я не смогла его расковырять и не нашла об этом инфы. Сама по себе ручка неплохая, но долгой работы водостойкими чернилами, боюсь, не выдержит, фидер забьётся (жаль).
Платинум и Пилот, близнецы-братья:
ROTRING Artpen
Ещё одна из семейства длиннохвостых. )) Симпатичная ручка, работает с карбоновыми чернилами, перья сменные разной толщины, вот только EF у неё никакой не extra fine, а ближе к F, линия в полтора-два раза толще упомянутых японцев.
LAMY Al-Star F
Это аналог популярных моделей Safari и Vista (отличия в дизайне, перья те же). Конструкция добротная, но мне сразу не понравился неудобный хват: граненые бока вроде бы должны приучать новичков держать перо под правильным углом. Ммм... я новичок, но спасибо, не надо. :) Перо у нее снимается, а вот фидер нет, запаян в пластиковом корпусе: промыть можно, но если там внутри засохнет, не расковыряешь. Я слышала, что некоторые скетчеры успешно используют ручки Лами с карбоновыми чернилами Платинум, но моя оказалась очень несговорчива и приемлемо работала только с Пентелом.
ФЛЕКСЫ И КОМПАНИЯ
Дальше в коллекции ручек у меня всякие выкрутасы: золотое перо, кривое, флекс и загадочная комбинация с какой-то зеброй. Всё это -- попытки решить проблему (не)динамичной линии. Перья в перьевых ручках отличаются от традиционных, которые втыкают в держатель и макают в чернильницу. Те -- тонкие, гибкие и оттого недолговечные -- способны дать при нажатии драматичную линию от очень тонкой до очень толстой. А в ручках более надежные и жёсткие перья, и -- скучноватая, почти неизменной толщины линия. У вышеописанных Платинумов, Лами, Ротринга и Пилота она именно такая, а динамики-то хочется. Что делать?
1) взять золотое перо, оно мягче (но это дорого, а диапазон линий всё равно не очень велик);
2) взять что-то из т.н. flex-ручек -- с более мягкими/гибкими (но не золотыми) перьями;
3) взять перо, которое меняет линию не от нажатия, а от наклона (как, например, загнутый Sailor's Fude de Mannen) или от поворота (перья для каллиграфии);
4) разобрать перьевую ручку (какую не жалко) и воткнуть в неё обычное гибкое перо (упоротый хендмейд);
5) положить конец метаниям, научившись пользоваться традиционным пером и чернильницей, аминь. ))
Я ещё не созрела для последнего пункта и расскажу о своем опыте из первых четырех.
1) Самую, наверное, дешевую ручку с золотым пером делает Платинум (Platinum PTL-5000 Gold Nib EF). Если хорошо поискать, можно не разориться (мне обошлось в 36€ на ебее). Это очень приятная ручка: маленькая, как раз мне по руке, и с некоторой динамикой линии -- больше, чем у Платинум Карбон, но чудес ждать не стоит. Она безотказна, удобна в работе и совместима с основными марками водостойких чернил. Вот собственно этой парой Платинумов (карбоном и золотой) я в основном и рисую.
2) Самые доступные по цене флексы, т.е. ручки с (полу)гибкими перьями -- FPR Revolution Guru (индийский бренд) и несколько Нудлеров (американский), я взяла Noodler's Konrad. Нудлер сразу забраковала за слабый флекс и неинтересную, слишком толстую линию, зато он пригодился в экспериментах с чужими перьями (об этом ниже). FPR (Fountain Pen Revolution) мне понравился намного больше. Его тонкие линии не так тонки, как у Platinum Carbon, но диапазон действительно очень неплох. Обе эти ручки не с картриджами, а с поршнем: чтобы их заправить, надо окунуть в банку и всосать чернил. Мне не удаётся при этом не уделать хотя бы пальцы (стол и морду). Резервуар большой, и это плюс, но они иногда подтекают и промывать не так удобно, в общем я решила, что буду интересоваться только ручками с картриджами, они аккуратнее. Корпус у Revolution Guru сделан из барахлянского пластика, который быстро начинает облезать, но впрочем и цена невелика. Главное -- перо хорошее, хотелось бы попробовать воткнуть его в какую-нибудь другую ручку, но ни к одной из моих оно не подходит.
3) Sailor's Fude de Mannen -- это одна из странных ручек с гнутым пером, японцы их делают для имитации эффекта кисти. По-моему, на кисть это непохоже, мне не удается ей делать плавные переходы от тонкого к толстому. Скос кончика бывает 40 и 55 градусов, диапазон линий действительно очень широк и зависит от наклона, и в перевернутом виде она тоже пишет (примерно как EF). Из-за этой универсальности она любима некоторыми урбан-скетчерами, но рисунок она диктует очень специфический, несколько небрежный с чередованием тонких и толстых линий, и я всё никак не могу к ней приноровиться. Но вообще прикольная ручка и довольно всеядная по части чернил.
Примеры скетчей этой ручкой можно
посмотреть вот здесь. Отличный обзор и сравнение с каллиграфическими перьями
можно почитать вот здесь (in English), там вообще весь цикл статей шикарный о скетчинге перьевыми ручками.
4) Под занавес -- минутка нищебродского хендмейда! Народ ищет способы, как воткнуть обычное перо в перьевую ручку, -- и находит. Главное, чтобы примерно совпали размеры пера и фидера (той зубчатой хрени, на которой оно лежит). Самый популярный вариант -- китайские Jinhao x750, которых на ебее как грязи (по схожей цене). Из нее вынимают неинтересное родное перо и втыкают Zebra G (популярное японское перо для манги). Они слегка не совпадают изгибом, но немного плясок с плоскогубцами -- и франкенштейн готов. Рисует прикольно, но надежности не ждите, будет попеременно течь и сохнуть и часто требовать промывки. Разобрать/снять перо довольно трудно, очень туго сидит, поэтому такая ручка скоро забьётся или вы расплющите зубья фидера, который там довольно хилый (советую взять плоскогубцы понежнее моих). У меня этих Цзиньхао было две, и к моменту написания обзора обе заклинило намертво, так что я не смогла их как следует потестить. Но повозиться было интересно, рекомендую. Подобные эксперименты много дают для понимания совместной работы перьев, фидеров и чернил. Инструкциями по установке завален youtube
и блоги. Вопрос, куда ещё можно воткнуть зебру, горячо обсуждался на
reddit и профильных
форумах, успехов очумелым ручкам! ))
К моему флексу Noodler's Konrad зебра тоже по размеру подходит, причем тут перо легче снимается и фидер покрепче. Чернила для неё я в таблице поотмечала красным/зеленым, но на самом деле она со всеми то работает, то нет, и мыть придется часто. И всё же традиционные перья -- на любителя, очень уж они острые, по бумаге царап-царап. ))
Некоторые практические советы:
- у дешевых ручек нестабильное качество, мой экземпляр может какими-то чернилами писать, а ваш нет (и наоборот). Можно попробовать купить сразу пучок ));
- толщина линии зависит не только от пера и силы нажатия, но и от густоты чернил (например, с чернилами W&N ручки пишут тоньше, чем с чернилами Платинум), кроме того со временем перья "разнашиваются" и начинают писать жирнее;
- перо проще снять, если наклеить сверху кусочек бумажного скотча;
- для заправки стоит обзавестись шприцом (специальным для чернил или из аптеки): это и аккуратней, и конвёртеры покупать не придется;
- осторожней с промывкой мелких деталей над раковиной: они падают в слив с убийственной точностью! ))
Полезные ссылки с обзорами всех на свете ручек и чернил (in English):
http://www.fountainpennetwork.comhttps://www.parkablogs.com В итоге, в теме я, пожалуй, слегка разобралась. Хотя... Если у вас есть любимая ручка или чернила, о которых я не знаю, расскажите? Вдруг я их тоже полюблю. :)
Думаете, на этом всё? Ха, теперь я задумалась об идеальной бумаге! ))