A Game of Thrones и проблема исторической реконструкции

Nov 22, 2011 19:54


Прочитала, вообразите, первый том мартинова цикла - это я-то, ортодоксальный толкиенист-старообрядец и вообще нелюбитель никакой специально-жанровой литературы - детективов там, фентези или сай-фая какого. Но раз уж смотрели сериал, то любопытно было поглядеть на первоисточник ( Read more... )

Leave a comment

Comments 196

marina_marini November 22 2011, 18:08:54 UTC
Ю.М. Лотман (кажется, в "Анализе поэтического текста") писал о том, что очень важна для человека способность сопереживать не своему современнику, а именно герою с очень отличными от него чувствами. Это душевный труд, заставляющий прожить, прочувствовать и осмыслить многое разночеловеческое, понять о оценить общечеловеческое (Лотман, конечно, изящней выражался, это я своми словами:-). Труд этот важно проделать, как важно ребёнку на каком-то этапе развития читать сказки и сочувствовать их героям. А вот такой "Борис Годунов" (не смотрела, поэтому оцениваю не фильм, а приём) проделывает эту работу за зрителя. Причём дважды: пережёвывает историю, а заодно и пушкинскую художественную систему. Поэтому "осовременивание" - это практически всегда жвачка, никакой там питательной ценности нет.
Об этом же один из фигурантов поста: "What's Hecuba to him, or he to Hecuba, That he should weep for her?" . От Гекубы актёры (герои "Гамлета") были отделены куда более длинным историческим промежутком, чем мы от Бориса Годунова.

Reply

_benvenuta_ November 22 2011, 18:16:55 UTC
Не скажите. Если автор талант, он и из банальной темы может сделать огого. Извиняюсь, тот же Шекспир прекрасно осовременивал древние мифы и легенды, например.
А если автор дерьмо, то дай ему самую свежую идею, на выходе будет тоже, что и автор. Такое.

Reply

marina_marini November 22 2011, 19:16:53 UTC
Речь немного о другом, не о теме и не о идее.

Reply

_niece November 22 2011, 20:16:30 UTC
Интересная мысль о дважды-упрощении. Меня-то переодевания раздражают тем, что подчеркивают малоинтересное сходство (между Онегиным и мной) с ущерб самому ценному - различию. В общем художник видит именно разницу. Сходство видит профан

Reply


cherniavska November 22 2011, 18:11:07 UTC
Я обожаю вас читать!
НО, по поводу Игры Тронов в частности и жанра фэнтази в общем хотелось бы заметить, что вопрос исторической достоверности и психологической глубины там не стоит. Стоит вопрос верности и игры с жанровыми канонами. Мартин почему популярен так? Потому что привычный канон эпического фэнтази разыгрывается с точки зрения не квеста героев, а именно борьбы претендентов на престол. С, разумеется, темными силами на севере и молодыми драконами на юге:)
Хотя, конечно, всегда интересно взглянуть на любой текст с точки зрения культурного антрополога и подумать о современности:)

Reply


_benvenuta_ November 22 2011, 18:13:47 UTC
Прекрасное.
Хоть сериала не смотрю, хотя честно пыталась несколько раз, и книгу потому же не читаю. Не мое.
Таки да, сюжет слизан с Алой и Белой розы, отсюда и вся завязка, отступления от "фабулы" - в никуда. Антураж "голливудский", понятно - поскольку для массового потребления.
А что родил такие блестящие мысли и их формы - автору (обоим) низкий поклон.
"Вам бы, Глеб Егорыч, книжки писать" (с) Если есть, скажите. Купить хочу.

Reply


zt November 22 2011, 18:38:05 UTC
Мартин и средневековье - морок. На деле это серия производственных романов времени конца XX века в условном офисе в ЕС, перенесенных в фантастический антураж. Средневековье там исключительно формальное, персонажи абсолютно современны.

Reply

_niece November 22 2011, 20:21:46 UTC
Тут все же не соглашусь. Видна, как в сериале Рим (а нынче сериалы на переднем краю интеллектуального фронта) попытка изобразить людей, которые вроде как мы, но не христиане. Предсказуемо, авторская мысль немедленно приходит к "бога нет, и все позволено". А вот, скажем, какой-нибудь Лев зимой (смотрела оригинальный) - совершеннейшая история техасского нефтяника в разводе, с проблемными сыновьями и запутанной личной жизнью. Там, например, один персонаж пугает другого - сейчас расскажу твоему папе, что ты голубой. Режиссер не догадывается, что во времена Ричарда Львиное Сердце сексуальной ориентации как базовой характеристики личности не существовало, и поразить отца сообщением, что его сын спал с мальчиком (или овечкой), было затруднительно.

Reply

santagloria November 22 2011, 23:02:46 UTC
скаже слово в защиту "Рима" - они, честь им и хвала, яно старались изобразить дохристианское мышление.
сделали шаг в сторону легкости смерти но на нем и остановились, не заморочившись системой противовесов.

Reply

_niece November 23 2011, 08:14:18 UTC
Рим мне показался очень качественным и грамотным - буквально не нашла, к чему прицепиться. С большим увлечением посмотрели.

Reply


alexey_vl November 22 2011, 18:46:18 UTC
Асилил первые два абзаца. Там вообще-то капюшоны у шерстяных плащей были;)

Reply


Leave a comment

Up