В России выросло количество исков против пешеходов, которые стали виновниками автомобильных аварий. Причем компенсировать полученный материальный ущерб требуют не водители, попавшие в ДТП, а страховые компании. Защитники прав пешеходов бьют тревогу и говорят о якобы безнравственных и незаконных действиях страховщиков.
Вот один из примеров. В июне 2010 года житель города Санкт-Петербург попал под колеса автомобиля вне зоны пешеходного перехода. В результате аварии он получил закрытый перелом ноги, у него была разбита голова и выбиты передние зубы. На водителя в суд он не подавал. Через три года с момента аварии он получил иск на 110 тысяч рублей от страховой компании, в которой был застрахован автомобиль. На судебном заседании было принято решение о мировом соглашении: пострадавший пешеход обязуется оплатить 63 тысячи рублей.
Еще один похожий случай произошел в Волгограде. Семнадцатилетний пешеход был сбит автомобилем, после чего комиссия признала виновным в аварии именно его. Страховая компания требует от молодого человека выплатить ей ущерб в размере 13 с половиной тысяч рублей.
Защитники прав пешеходов говорят, что сейчас в суде по сути происходит подмена истца. Ведь водитель всегда обязан компенсировать причинённый вред жизни и здоровью пешехода, а у страховой компании таких обязательств нет. И в суд в итоге обращается именно она. Кроме того, ответственность водителя за причинение ущерба третьим лицам застрахована, а вот для пешеходов такой страховки не существует.
Однако автомобильные эксперты уверены, что оправдывать все действия пешеходов также не стоит. «Чаще всего у нас стараются обвинить водителя, - рассказал координатор движения «Синие ведерки». - Получается так, что даже если пешеход перебегает дорогу в неположенном месте, в случае аварии с водителя снимут обвинения, но только если он сможет доказать, что сделал все возможное для предотвращения столкновения. Если в таком ДТП незначительно страдает пешеход, причем по своей вине, автомобилист все равно счастлив, если с него снимут обвинения. Хотя он действительно может подать иск в суд за материальные издержки. Вот у моего знакомого был следующий случай: девушка практически бросилась ему под колеса. Она переходила дорогу там, где был подземный переход. В итоге, у нее сотрясение мозга, у него - разбитое лобовое стекло и помятый капот. Да, он избежал ответственности, потому что был не виноват в ДТП. Но иск в суд подавать отказался, счастлив, что сам остался невиновным. С пешеходов ведь взять и нечего, они отделываются незначительными штрафами, а чтобы их взять, за ними нужно еще побегать. Поэтому когда инспекторам ГИБДД спускают план по пешеходам, они часто берут эти штрафы с водителя, подменяя какой-нибудь незначительный проступок».
Возможно именно такими методами получится воздействовать на пешеходов, заставив их соблюдать правила дорожного движения. Некоторые пешеходы, увидев что на другой стороне дороги подходит их автобус, бегут сломя голову через проезжую часть, не обращая внимание на автомобили и сигналы светофора, пренебрегая всеми правилами дорожного движения, а так же здравым смыслом и инстинктом самосохранения. Во многих случаях у водителя даже не имеется возможность предотвратить наезд. Причем некоторые пешеходы после ДТП, пытаются "качать права", рассуждая так, что все и всегда им обязаны уступать дорогу вне зависимости как они появились на проезжей части. Некоторые пешеходы умудряются создать аварийную обстановку на дороге и после этого скрыться с места происшествия.
Вполне логично, что пешеходы тоже должны иметь страховые полисы, наподобие тех, которые покупают водители. Назвать их к примеру ОСПГО - Обязательное Страхование Пешеходно-Гражданской Ответственности. Если произойдет ДТП с участием пешехода, то страховая компания, в которой застрахован виновный пешеход, обязана будет оплатить водителю ремонт его автомобиля, а на следующий год стоимость полиса для такого пешехода должна увеличиваться. А там глядишь и
аварий меньше станет.
Почитать другие материалы