Фото 1888 г. из архива С.Г.Величко-Мартиросяна. Конечная станция парового трамвая ("паровичка") в Петровской сельхозакадемии (нынешняя - Тимирязевка).
Линия парового трамвая (трамвая на паровой тяге) - первого московского «механического» городского транспорта - от Миусской (Бутырской) заставы до Петровской сельхозакадемии была устроена в 1886 г. Бельгийским обществом конно-железных дорог.
Через год была открыта вторая линия -
от Калужской заставы до Воробьёвых Гор.
Фото 1909 г. Прибытие парового трамвая на Бутырскую (Миусскую) заставу.
Вдали кордегардии и колокольня Скорбященского монастыря.
Фото 1899 г. У Миусской (Бутырской) заставы. Уже построенная первая линия электрического трамвай (на снимке именно он) и рельсы линии паровичка.
Вдали - кордегардии и колокольня Скорбященского монастыря.
Фото 1900 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской стрелецкой слободе. На первом плане - рельсы парового трамвая.
Фото нач. 1900-х гг. К. и В. Величко из семейного архива С. Г. Величко. У моста Московско-Виндавской ж-д. дороги на Дмитровском шоссе.
Фото нач. 1900- г. Там же.
Фото 1898 г.
Составы состояли из паровоза и двух классных вагонов (позже - четырёх). Вагоновожатому приходилось не только управлять составом, но и работать кочегаром.
Кондуктором на паровичке некоторое время служил Паустовский. Вот, что он вспоминал об этом: «Все дни и часть ночи проходили в изнурительной работе, всегда на ногах, в скрежете, спешке, и я, так же как и все кондукторы, очень уставал от этого. Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок" - паровой трамвай. Он ходил от Савёловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке - самая "дачная" линия в Москве.
Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на "паровичке" не было.
Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам "паровичка". Берёзовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа.
Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нём. Громады лип и клёнов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края.
<...>
Я смотрел, как дым из трубы "паровичка" обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным...»
Фото 1894 г. М. Шерер.
Фото 1904 г. Остановка паровичка "Ивановский проезд" (дореволюционный Ивановский проезд ныне - часть улицы Дубки севернее парка Дубки; это не нынешний Ивановский проезд)
На линии паровичка были построены красивые деревянные остановочные павильоны по проекту архитектора Ф. А. Когновицкого. Один из них сохранился до сих пор.
Фото 1951 г. Трамвайный павильон "Красностуденческий проезд".
Но это, правда, перестройка 1926 года (архитектор Е. В. Шервинский - архитектор Трамвайтреста) с дополнительными металлическими конструкциями. В центре изначально был киоск мороженного. В середине 20 века павильон частично сгорел, но был восстановлен.
Фото 1914 г. Е. Величко. Трамвайный мост и пешеходный мостик на Новом шоссе.
Фото 1893 г. из архива С. Величко - М. Мартиросяна. На конечной остановке паровичка в Петровской сельхозакадемии (далее - Петровка). Отбытие состава в Москву.
Фото 1890-х - 1900-х гг. Там же. Слева виден трамвайный павильон.
Фото 1900 г. Конечная станция паровичка на территории Петровки. Городовой хорош! Небось ещё и скубентов строжил!:)
Фото 1886 г. К. А. Тимирязева. Справа виден деревянный трамвайный ангар.
Фото кон. 1910-х - нач. 1920-х гг. Хорошо виден тупик паровичка.
Фото 1888 г. из архива С.Г.Величко-Мартиросяна. Конечная станция парового трамвая в Петровской сельхозакадемии.
В центре снимка, внизу, левее от вагона паровичка виден рычаг стрелки. Разворотного круга на территории Петровки не было. Был разъезд. Это иллюстрирует схема, приведённая ниже.
Деревянная резная остановка несколько раз до 1917 года перестраивалась. В советское время служила парикмахерской, магазином. Позже была снесена.
Схема целиком
Фото 1922 г. Июнь. В центре снимка (с седою бородой), левее кондукторов, стоит знаменитый профессор Алексей Федорович Фортунатов, устроивший со студентами Петровской академии торжественные проводы парового трамвая на покой до депо, и встречу электрического трамвая.
Один из очевидцев этого так вспоминал происходившее: "Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А. Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии. Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве".
На смену паровичку пришёл электрический трамвай.
Нынешний трамвай маршрута № 27 частично идёт по линии паровичка.
Все снимки с сайта
pastvu.com