Очень и очень интересный персонаж знаменитой сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Сам он ничего не придумал, но изложил услышанное от народных рассказчиков, лишь немного добавив от себя. То есть, всё это уходит в глубины русской сказочной традиции, которая донесла до нас древнейшие мифы.
Рыба-кит изображен как некая страна, остров, лежащая поперёк Океана. И это стразу заставляет вспомнить Атлантиду. Характерно, что Кита называют Чудо-Юдом. Ведь
ЧЮ - это образ Мирового Змея, Ермунганда. Кит, безусловно, является Морским Царём, которого в народных сказаниях также называют Чудо-Юдом, а иногда заменяют чертом. Этот глубинный царь, некая пародия на царя земного и на небесного Перуна-громовержца - он бьёт молниями. Громовержец сражается со Змеем, но сам Змей может приобретать образ Громовержца. Такова логика Великой Пародии - низшее, инфернальное стремится выдать себя за высшее, сакральное. (Так, демоны являются в образе ангелов света, да и антихрист сядет в храме Божьем как Бог.)
Всё это выводит нас на тему элит, их
перерождения - из стражей людей в людоедов. «Сказание о Славене и Русе» сообщает: «Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша». Перед нами рептильное чудо-юдо, находящееся в воде и пожирающее людей.Здесь всё, в высшей степени, архетипично и показательно - князь-змей, маг-оборотень, который преодолевает свою человеческую природу и жесточайшим образом подавляет людей, даже пожирает их - как упырь. И он же почитается как божество. Как видим, Волх выдает себя за бога Грозы, сражающегося со Змеем. Вот так -
драконоборец становится Драконом, Дракон выдаёт себя за Драконоборца.