Великаны в метаистории и истории. Глава 8. Великанские союзы

Jun 11, 2024 13:56

Глава 7. Путями Мосоха: этруски, фракийцы, турсы - https://a-eliseev.livejournal.com/2244821.html

Глава 8. Великанские союзы

Средневековый голландский автор Корнелиус Аврелиус в своей «Хронике Голландии, Зейландии и Фрисландии, с хроникой Утрехтских епископов (16 век) сообщает «Перед этим я уже писал, как Бриттус и Коринеус... с Троянцами на остров Альбин прибыли и там нашли очень больших гигантов и великанов (ruesen), которые, как утверждают некоторые хроники, пришли из Ассирии (uut Assyrien) и дали этому острову название Альбион, в честь сверкающих гор Альбиона, который (затем) Бриттус (через) принуждения и насилия назвал в свою честь Британия (Britangen). Тем великанам и гигантам, что против Бриттуса были; и тем что были отвержены Троянцами; и тем что были побеждены Коринеусом и убиты им - посоветовали оставить и покинуть этот остров и новые земли и места искать где они могут пристать». (Ольга Семёнова-Роттердам. «Славенбюрг, Утрехт, Лейден, Дордрехт - города, основанные Славянами. Славянские поселения в Голландии» - https://aftershock.news/?q=node/1264527&full&ysclid=lwt4prs66t70756790)
Данных великанов автор относит к славянам: «…Недалеко от устья реки Маас (Masen), где Маас впадает в море, и вышли (они) на землю и заняли это место и остались там долгое время жить в шатрах и хижинах из дерева и тростника сделанных. Наконец заняли они это место, и крепость с поселением сплотничали (построили) и укрепились против нападения врагов так как это было возле моря, поселение которое было большим и крепким (они) назвали Славенбюрг (Slavenburch) потому что звались (они) Славы (Славяне) (Slaven)… «И этот народ (Славяне) стал большим и умножился; и они разделились и направилась часть этого народа на юго-запад и заняла там своё место и заселила ту часть земли которая ныне Южная-Голландия (Zuyt-Hollant) зовётся. И этот народ зовётся с тех пор Вилтами (Wilten)».
Имя «вилты» побуждает вспомнить о великанах-велетах. Если же брать этнический план, то нужно указать на данные Птолемея (2 в.) писавшего о вельтах, которые населяют «побережье вдоль Венедского залива» (то есть, Балтийского моря).
Впоследствии этих вельтов знали как велетов (вилетов), вильцев, вельзян, велатабийцев. В 6-9 веках существовала Велетская конфедерация, которая, по сообщению Адама Бременского, преобладала на южном и юго-восточном побережье Балтики. Как следует из сообщений Корнелиуса Аврелиуса, доходили они и до нынешней Голландии.
Сами велеты были соседями ободритов, с которыми враждовали, причём эта вражда тесно связана со становлением Древнерусского государства. Велетов отождествляли с более поздним образованием - лютичей («лютых»).
Имя «велет-вильцин» происходит от корня *«vel» - «великий», «большой», что, конечно, указывает на великанскую тему. В чешском же языке «велети» означает «командование», «управление», а это уже созвучно русскому «велеть». Как очевидно, в указанном этнополитическом сообществе существовала мощнейшая гиперкшатрийская, великанская прослойка.
В скандинавской «Саге о Тидреке» рассказывается о том, как как князь Вильцин (получается, Велет) завоевал Польшу и Русь. Вильцин - отец сыновей-великанов, которые впоследствии будут служить «русским конунгам» Хертниду и Озантриксу. А его внуком был великий кузнец и повелитель альвов Велунд.
Но какую же Русь захватывали западные велеты? Возможно, сага имела ввиду первое пришествие варягов. «Повесть временных лет» сообщает: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей... Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси».
ПВЛ существенно дополняет Иоакимовская летопись, найденная Василием Татищевым: «...Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были, каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.
Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в дому умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы были соседним князьям в жены. И была Гостомыслу и людям о сем печаль тяжкая, пошел Гостомысл в Колмогард вопросить богов о наследии и, восшедши на высокое место, принес жертвы многие и вещунов одарил. Вещуны же отвечали ему, что боги обещают дать ему наследие от утробы женщины его. Но Гостомысл не поверил сему, ибо стар был и жены его не рождали, и потому послал в Зимеголы за вещунами вопросить, чтобы те решили, как следует наследовать ему от его потомков. Он же, веры во все это не имея, пребывал в печали. Однако спящему ему пополудни привиделся сон, как из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево великое плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди всей земли. Восстав же от сна, призвал вещунов, да изложил им сон сей. Они же решили: «От сынов ее следует наследовать ему, и земля обогатиться с княжением его». И все радовались тому, что не будет наследовать сын старшей дочери, ибо негож был. Гостомысл же, предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сновидение и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами. Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его. И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными. По смерти же отца своего правил и варягами, имея дань от них».
Итак, мы видим следующую картину - словене долго и ожесточённо противостояли неким варягам. Их изгнали, но потом к варягам же и обратились. Надо думать, что здесь имеются ввиду разные варяги - иначе какой смысл был выгонять и тут же почти призывать одних и тех же?
Для дальнейшего прояснения выясним, кто же такие были варяги. В ПВЛ сообщается, что варяги живут у «моря Варяжского» (Балтийского), «к востоку - до предела Симова, и по тому же морю к западу - до земли Английской и Волошской». «Предел Сима» - это Волжская Булгария, «Английская земля» - Германия (оттуда, с полуострова Ангельн и вышли англы), а «Волошская земля» - Франкская империя. Летопись указывает на южное побережье Балтийского моря, чьё население приняло активное участие в колонизации Ладожско-Новгородской земли. На этом побережье находился западнославянский союз вагров-вагиров-варинов-варнов, чьё имя созвучно имени варягов.
Арабский автор Аль-Димашки (14 в.) писал: «Есть большой залив, который называется морем варенгов… Они славяне славян». В «Киевском Синопсисе» (17 в.) утверждалось: «Понеже Варяги над морем Балтийским, еже от многих нарицается Варяжское, селения своя имуще, языка Славенска бяху, и зело мужественны и храбры».
При этом, варяги представляли собой не только этническую и территориальную, но и многоэтническую воинско-дружинную общность. В «Повести» читаем: «…Так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же так». В скандинавской «Саге о Йомских витязях» описывается смешанный отряд, состоящий из славянских и скандинавских воинов, расположенный в южнобалтийском городе Волине (снова корень *vel, «вол»). И указанную общность можно считать также и духовно-мистическим орденом. («Мир Людей и мир животных: инволюция и преображение». - Глава 10. «Гиперборейский Грифон и его варяжский Орден» - https://zavtra.ru/blogs/mir_lyudej_i_mir_zhivotnih_involyutciya_i_preobrazhenie_traditcionalistskie_ocherki) Учитывая всё это можно сделать следующий вывод - первые варяги были из земли велетов, вторые - из земли ободритов, которые с велетами-лютичами враждовали. Старинные сказания связывают Рюрика именно с ободритами, иначе называемыми - ререгами, ср. с именем «Рюрик-Ререг». Так, мекленбургский автор Ф. Томас (XVIII в.), ссылаясь на более ранние источники, утверждал, что князь был потомком Вицлава - правителя вендов и ободритов (славянских народов). Он, и его братья, характеризуются им в качестве «урождённых вендских и варяжских князей, которые были призваны править на Русь. После скорой кончины двоих братьев, Рюрик стал единовластным правителем Руси, от которого произошла ныне правящая русская династия».
Итак, по отцу (Вицлаву) Рюрик был ободритом, а по матери (Умиле) словенином.
Получается, что некогда великаны-гиперкшатрии претендовали на преобладание в землях восточных славян. Однако, восточные славяне предпочли им «западных варягов», которые и дали начало великой русской династии. (*)
Велеты так и не смогли утвердить свое доминирование на Руси (победили русы, что и следует из названия), проиграли они и германцам на западе. В конце концов, эти лютые «волки-великаны» ушли с исторической арены, растворившись в других образованиях.
Кстати сказать, у велетов были свои двойники в землях восточных славян. Речь идёт о союзе уличей (нижний Днепр, Южный Буг и побережье Чёрного моря), которых именовали так - уличи, улучи, угличи, улутичи, ульци, лучани, лутичи. Сразу появляется соблазн предположить миграцию велетов на юго-восток, но возможно и другое объяснение. Велеты могли быть чем-то вроде религиозного ордена и одновременно воинской касты. (Таким образованием были русы, возникшие на базе причерноморских общностей - в частности -тех же тавров.) И это образование могло действовать как в на востоке Славии, так и на её Западе.
«Повесть временных лет» сообщает: «...Уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне, и греки называли их «Великая Скифь».
Этноним «тиверцы» близок к этнониму «тавры». Вот мы и снова выходим на тоурси, тирренов; в, конечном счёте - турсов-великанов.
И здесь время вспомнить о славянских великанах-вилетах (велетах), выгнанных с Альбиона (из Англии) некими троянцами, которых возглавлял Брут. В «Повести о Мосохе» сообщается о том, что московиты сокрушили Трою, то есть - они находились в состоянии вражды с троянцами. А вот тут просто необходимо обратиться к фигуре Ахилла, которого так красочно описал Гомер (Гимирру-киммериец). Византийский историк Лев Диакон (10 век) сообщает: «Ведь Арриан (римский историк, писавший ещё во 2 в. - А. Е.) пишет в своём «Описании морского берега», что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера. Изгнанный за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покрой его накидки, скреплённой застёжкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: «Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны».
Тавроскифы и теперь ещё имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие...»
В 12 веке Евстафий Фессалоникский считал Ахилла и его воинов тавроскифами, а его современник Атталиот так и прямо отождествлял их с русскими. (**)
Крымские тавры упоминаются в источниках с 6. в. до н. э. В 1 в. их уже перестают упоминать как тавров, и они именуются тавроскифами. Речь, судя по всему, шла о ассимиляции тавров какими-то скифами, в которых можно видеть славян (можно славян и иранцев). Процесс этот, судя по всему, был длительным.
Следует отметить, что тиверцы и уличи выделены ПВЛ в некую особую общность внутри восточного славянства. Эта общность именует «Великой Скифью», что может говорить об их близости к до(пред)славянской, единоскифской общности сатемцев (восточных индоевропейцев) - предков славян, иранцев и индоариев. Их прародителем и был сын Иафета - Мосох, в то время как прародителем собственно славян выступает Рифат, Иафетов внук. Тиверцы (как и уличи) унаследовали многие черты «нации Мосоха», как и их родственники - крымские тавры. Исследователи (Олег Трубачев и др.) разбирая топонимику тавров отмечают наличие у них именно индоарийского наречия. Но речь ведь может идти о том, что тавры-тиверцы просто были более архаичны, чем славяне, иранцы и индоарийцы. Их язык, таким образом, мог быть одинаково похож (и похож очень сильно) на славянский, иранский и индийский. Хотя очень даже вероятно, что, в силу определённых причин, именно индоарийский элемент стал главенствующим.
Былинный эпос повествует о том, как князь Волх Всеславьевич повёл дружину на некое «Индейское царство», которое он победил, превратив своих воинов в муравьёв. А ведь упомянутого выше Ахилла античная традиция считала правителем народом мирмидонян, произошедших именно от муравьёв. Судя по всему, Волх (корень «вол»-«вел») воевал с мирмидонянами, «индоязычными» потомками Ахилла и тавров, которые населяли упомянутые выше пространства тиверцев. Сообщается, что после победы над «индейцами» Волх переженил своих воинов на их девушках. Таким образом, имело место включение поздних тавров (тиверцев) в восточнославянский этнос, после которого тавроскифов и стали отождествлять с русами.
Можно предположить, что данный процесс включения в восточнославянский мир происходил одновременно с изживанием гиперкшатрийства. Тут необходимо вспомнить Еруслана Лазоревича, который и сам смирял свою силу - и который победил «индийского» богатыря Ивашко Белую Епанчу. Тавры, кстати, были весьма проблемным сообществом. Ещё Геродот рассказывал о том, что эллинов и пленённых мореходов они приносили в жертву некоей Деве-богине. Пленников умерщвляли ударами дубины по голове и сбрасывали в море. Рассказывалось и о таком варианте - их закапывали в землю. Пленным врагам рубили головы и расставляли на высоких шестах, приписывая им некие охранные функции. Сам Геродот был весьма категоричен, утверждая: «Живут тавры грабежом и войной». Между тем, подобные сообщения иногда воспринимают с большим сомнением, обращая внимание на то, что тавры занимались чаирным садоводством, осваивая горные и предгорные местности Крыма. Дескать, как такую брутальность могли проявлять столь эффективные земледельцы? Однако, речь вполне могла идти о некоей гиперкшатрийской прослойке, которая навязывала (с переменным успехом) свои наклонности большинству. Вспомним, что в сказании о Еруслане Лазоревиче вписываются самые разные модели поведения индийского богатыря и индийского царя.
ПВЛ помнила об особом и древнем статусе «Великой Скифи». А рядом с ней, с тиверцами и уличами, она разместила славян-дулебов, которые «жили по Бугу, где ныне волыняне». Сообщается, что некогда они столкнулись со страшной угрозой: «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трёх, четырёх или пять жён и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина».
Летописных обров отождествляют с тюрками-аварами, некогда создавшими мощнейший Аварский каганат. Он был сокрушён франками, после чего авары приняли активнейшее участие в этногенезе венгров. Это побуждает выразить некий скепсис к аварско-обрской теории. Обров летопись считает полностью исчезнувшими, что наводит на мысль - перед нами не этнос, но некая «социальная общность».
Этногенез рассмотренных выше велетов связывают с экспансией некоего образования в Чехии, которое сначала поселилось в Силезии, а потом уже двинулось в Померанию. Но именно в чешском и словацком языке великан именовался «обром». Возможно, что обры были неким братством - сообществом великанов-гиперкшатриев, которые вели мощнейшую экспансию. Они и «примучили» дулебов, став их правящей прослойкой и навязывав им свою антисистемную модель. (Как это, возможно, делали и тавры.) Можно даже предположить, что произошёл некий внутренний переворот, в ходе которого к власти пришло некое деструктивное течение. К слову, весьма любопытным выглядит сообщение о том, что обры издевались именно над женщинами, запрягая их повозки. Возможно, тут имела место ультрапатриархальная и гиперкшатрийская ненависть к женщинам - как отголосок древнейшей борьбы с феминотеизмом. («Традиция и Софийность» - https://zavtra.ru/blogs/traditciya_i_sofijnost_)
Арабский автор Аль-Масуди (10 век) сообщает о некоем царстве «Валинана», которым правил Маджак и которому когда-то «подчинялись все прочие славянские племена». Под жителями «Валинаны» следует понимать летописных волынян, чьё государственно-политическое образование возникло на месте «примученных» дулебов. И здесь мы снова видим корень *vel, вспоминая о волотах, о велетах. Возможно следующее предположение - среди дулебов была очень сильна гиперкшатрийская, великанская прослойка. Её амбиции привели к мощнейшему системному кризису, которое выразилось в установление обрской диктатуры (кстати, обращает внимание созвучие слов «обр» и «оборотень»). С ней покончил царь Маджак, который и создал новое царство Валинану, включившее многие («Все прочие») славянские народы. Царство и народ волынян сохранило великанское имя, но очистило великанство от гиперкштрийских искажений.

* Любопытно, что с Ладожско-Новгородской землёй связывают некоторые сказания о великанах: «...В VI веке н.э. готский историк Йорнанд писал о землях, расположенных на восток от Скандинавского полуострова, что «внутри этой земли находится очень обширное озеро, из которого, как из чрева, выходит река Ваг и катится стремительно к Океану», - пишет Светлана Митленко. - Еще русский историк И. Забелин отмечал, что «на востоке от Скандинавии расположено самое большое озеро Ладога, из которого, действительно, как из чрева, катит свои воды в Океан, то есть в Финский залив, река Нева. Кроме того, озеро Ладога соединяется с Онежским рекой Свирью, а от Онежского озера недалеко течёт река Выг, впадающая в большое озеро Выг и из него, также, как из чрева, протекающая в Белое море и в Океан».
На этой территории, по словам Йорнанда, «проживают различные народности, в том числе чудь, а еще далее на восток - адогиты». Кстати, название «адогиты» созвучно Ладоге и ладожанам по мнению арабских писателей. В «Истории» датского короля Христиана 4 за 1601 год есть следующий любопытный рассказ. По преданиям лапландских старцев «был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот Валит на Корельское владение от Новгородских посадников. Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник». Однажды, «во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет «Валитов камень»...
В книге выдающегося российского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года», которая давно уже стала библиографической редкостью, приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской».
«На Ладожском побережье, - пишет Т. Швиндт, - существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны». Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» - шум)». («Тайна великанов и древняя история Земли» - https://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43099069817/Tayna-velikanov-i-drevnyaya-istoriya-Zemli)
Очевидно, что великанский элемент был силён и Ладожской земле, что возможно и способствовало первоначальному успеху велетов.

** Можно предположить, что у многих восточных индоевропейцев - (в частности, тавров) были серьёзные претензии к Трое. Ахилл противодействовал ей извне. Но было и внутреннее сопротивление, которое оказывали венеты. Так, римский писатель Помпей Трог сообщает, что «венетов, которых мы видим сейчас живущими у берегов Верхнего моря, привёл сюда их вождь Антенор, когда была взята и покорена Троя». Его существенно дополняет Тит Ливий: «Обстоятельства сложились так, что Антенор с немалым числом энетов, изгнанных мятежом из Пафлагонии и искавших нового места, да и вождя взамен погибшего под Троей царя Пилемена, прибыл в отдалённейший залив Адриатического моря».
Сам Антеонор взывал к примирению с ахейцами. Софокл и Павсаний выставляет Антеонора другом греков, изменником Трои. Весьма двусмысленным было поведение Энея (Энета). Он выступил против ахейцев только тогда, когда Ахилл напал на его войско. А Менекрат Ксантий и Лутаций Дафнис утверждали, что Эней предал Трою ахейцам, за что и был пощажён.
Возможно, выступление против Трои было вызвано её религиозными трансформациями. Рассказ о знаменитом Троянском коне можно интерпретировать и как искажение изначального Конского культа - в сторону талассократии. («Культ водного хаоса» -https://zavtra.ru/blogs/kul_t_vodnogo_haosa)
Так что в качестве «изменников» могли выступать и сами троянцы.
Приложение № 1. Дети Борея в Прибалтике и Малой Азии - https://a-eliseev.livejournal.com/2245284.html
Previous post Next post
Up