Глава 6. Русы: великаны, ставшие «кастой» -
https://a-eliseev.livejournal.com/2244584.html Глава 7. Путями Мосоха: этруски, фракийцы, турсы
В 17 веке на Руси увидела свет «Повесть о Мосохе», рассказывающая об историческом пути московитов - потомков одного из славеноросских прародителей. По данным «Повести», они заселили некогда всю Европу. Они же завоевали Рим - ещё до пришествия готов, и, вообще, населили все европейские земли. (*) Автор отождествляет московитов и этрусков, предвосхищая А. Черткова и других славянооптимистов 19 века. Над последними очень любят издеваться славяноскептики, особо иронизирующие над якобы ходульным - «этруки - это русские». На самом деле, если отвлечься от академизма и перейти на иной уровень, то перед нами фонетическое совпадение, столь важное для Священной науки, которая отрицает «случайности».
Сами этруски именовали себя rasenna, rasna, то есть, расены-росены - росы, русы. Античные авторы (Тит Ливий, Плиний, Юстин, Нибур) отождествляли этрусков с ретами - народом, который населял Западные и Центральные Альпы. У них был алфавит, который похож на этрусский, его даже именуют «северноэтрусским».
Страбон связывает ретов с винделиками. А в составе Ретии находилась Винделиция (Винделикия) - область, охватывающая северную Швейцарию и южную Германию. Название её, как очевидно, связано с этнонимом «венеды» - так, по сообщению, готского историка Иордана, назывались славяне до разделения на разные ветви. На востоке Ретия граничила с Нориком, где также проживали венеты. («Повесть временных лет» утверждает: «Норцы еже суть словене» и, вообще, ведёт славян из Норика.)
А нориков называли ещё и таврисками, что сразу же побуждает вспомнить о черноморских таврах, чей этногенез также связан со славяно-русским. (Византийцы именовали русов тавроскифами.) Об этом народе ещё будет сказано дальше. Также можно вспомнить тевкров - народ, населявший Троаду; Тевкр - первый царь Троады.
У полабских славян был город-крепость Ретра (ср. С Ретией), он же - Ридегост (Радегост). Город являлся столицей этнополитического образования ратарей-радарей-редарей. Очевидно, что данный славянский центр был назван в честь бога Ради(е)госта. Можно предположить, имя радарей (ратарей) произошло от имени данного бога. А к этим именам очень близок этноним «рутены» - так называли русов средневековые европейские авторы. Однако, это имя известно и античным авторам, которые
писали о рутенах, живущих в на территории современной южной Франции. К слову, там находится город Родез (ср. с Родом), чье название произошло от имени рутенов (жители этого города и сегодня называют себя Ruthénois.). Римский автор Лукиан (I в. н. э.) приводит такое название - «флави рутены», то есть «рыжие рутены». Любопытно, что дочь Ярослава Мудрого, Анну (королеву Франции) французские источники называли «рыжей».
Как видим, этруски неизбежно выводят на русскую тему, о чём свидетельствует цепочка этруски-реты-рутены, вполне вписывающаяся в венедско-норикский «контекст».
Этруски - римская форма имени расенов. Греки же называли их тирренами, что также следует считать самоназванием. (О том, что оно характеризовало - поговорим чуть позже.)
«При царе Мернептахе было нашествие как ливийцев, так и «народов моря», - пишет Джон Гвин Гриффитс. - При Рамсесе III нападения усилились и стали более разнообразны; теперь в состав нападающих входили также народы Дану, Пелесет и Шеклеш, которых, вероятно, можно отождествить с данайцами, филистимлянами и сицилийцами. Другое направление нашествия - это районы северной Палестины и Сирии. Если мы сопоставим основные черты этого конфликта с теми, о котором рассказывается в истории об Атлантиде, то мы обнаружим нечто общее. Так, в обоих повествованиях присутствуют тирренцы. Платон (Тимей 25А) упоминает о том, что Атлантида владела Ливией вплоть до границ Египта и Европой вплоть до Тиррении… В надписях Рамсеса III говорится о том, что люди с севера включали народ tu-ru-S[a], объединённые с народом sа-kа-lu-S[а] как враги Ливии; эта форма близка греческому варианту слова «тирсенцы» (Turshno…), который встречается в гомеровском гимне Дионису (7.8)». («Атлантида и Египет» // «Волшебная гора», XV)
Расены-этруски (u-ru-S[a] ) и пеласги (пелесет) должны быть сопоставлены с русью и полянами, а sа-kа-lu-S[а] - со сколотами, центральной ветвью которых были паралаты-палы-спалы (те же поляне). В указанную древнюю эпоху, предшествующую Троянской войне, в Средиземноморье разворачивались процессы, которые много столетий спустя развернулись в Приднепровье. Показательно, что античная традиция связывает пеласгов с Полюсом, Нордом, Севером - как и скифов. Так, согласно Пиндару, они «получили свое наименование от гиперборейца Пеласга, сына Форонея и Полимены, дочери Эола». Их судьба тесно связана с расенами-этрусками. В античной традиции данные народы как отождествляли, так и разделяли, что часто ставит в тупик академических учёных, не очень сильных в диалектике. На самом же деле, одно вовсе не противоречит другому. Два родственных народа постепенно смешивались друг с другом, что и отразили античные авторы. Так, Гелланик Лесбосский (5 в. до н. э.) утверждал, что тиррены ранее назывались пеласгами, но потом, уже только в Италии, получили свое имя. Согласно Мирсилу из Мефимны на Лесбосе (3 в. до н. э.), тиррены были переименованы в пеласгов во время странствий - после того, как оставили свою родную землю. А Дионисий Галикарнасский (1 в. до н. э.) рассказывает о том, как пеласги много странствовали, попали в Италию и там соединились с местными племенами. Их города опустели из-за голода и болезней накануне Троянской войны, в результате чего пеласгов захватили этруски - отсюда и смешивание. Перед нами два процесса. Какие-то пеласги влились в этнополитическое образование этрусков, а какие-то этруски, наоборот, стали пеласгами - везде было по-разному.
Этноним тиррены заставляет вспомнить Трою и троянцев. А во времена более поздние существовали некие «тоурси», о которых упоминает Константин Философ в речи на диспуте в Венеции (867 год). Они располагались в Северном Причерноморье - между аварами и хазарами. К слову, арабский автор Ал-Идриси (12 в.) отмечает наличие в указанном регионе некоего города Трои.
Созвучно именам тирренов-тоурси имя народа, который чаще всего называют фракийцами. Данный этноним по древнегречески пишется - Θρᾳκός, а по латински - Thraci. И фракийцев вполне можно назвать тракийцами, как это, собственно и делают болгары, именуя их траками. Тем более, что сами фракийцы именовали себя тирасами (по имени библейского Тираса-Фираса (налицо общая основа т-р) - сына Иафета (о чём сообщает Иосиф Флавий (1 в. н. э.).
Здесь необходимо обратить внимание на то, что в 1 тыс. до н. э. Малой Азии обитал народ треров. Опять-таки - налицо созвучие "т-р". Причём, ниточки отсюда надо тянуть во времена Великой Трои. И здесь помогут скандинавы - Снорри Стурулсон в «Младшей Эдде» отождествляет скандинавского бога Тора и троянского героя Трора. При этом он выводит самого Тора именно из Фракии. Троя-Тор-Трор и тирасийцы-тавры-тоурси-треры - здесь связь становится еще более прочной. И не случайно, что Троя отождествляется с Асгардом.
Исследователь Александр Снисаренко отмечает наличие некоего индоевропейского буквенного сочетания «tir», которое «имело, по-видимому, два значения - быстрый (город Тиритака на Боспоре означает, например, быстрое течение) и жить, селиться (город Тир - это поселение)». («Третий пояс мудрости. Блеск языческой Европы». - Л, Лениздат, 1989)
Весьма большую ценность имеет его указание на имя боспорской царицы Тиргатао, которую он сближает с прародителем скифов-сколотов (славян) Таргитаем - в контексте рассуждения об основе «tir». В плане мифологии Таргитай связывается со Сварогом, но в плане этногенетическом его следует связывать с единым раннескифским (сатемским) этносом, который существовал ещё до появления славян, иранцев и индоарийцев. Младший сын Таргитая - Колаксай (Солнце-Царь, в мифологии - Даждьбог), получивший первенство над старшими братьями, выступает как преемник и продолжатель дела «раннескифских» царей.
Таким образом, у нас получается следующий расклад. Tu-ru-S[a]-этруски-тиррены-тирасы-тракийцы-треры-тоурси-тавры-тевкры - это пред(до)скифский этнос - или же этнос, который сохранил наибольшее количество архаических черт. Его представители называли себя также расенами-росенами-росами - как очевидно, по имени «красной», отчётливо кшатрийской (часто - гиперкшатрийской), великанской касты. Также можно назвать данный этнос москами (московитами) по имени старшего прародителя славян Мосоха (Таргитая).
Учитывая теснейшую связь тракийцев и киммерийцев возникает соблазн отождествить их. Но перед нами всё-таки два разных, пусть и очень родственных этноса.
Яков Рейтенфельс в изложении герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии (1680 год) излагал следующим образом: «Мосхи, мосхины и мосинокки занимали…Каппадокию,…Затем они... достигли северного берега Черного моря, пространствовавши по Кавказским и Мосхийским горам, и пришли к р. Танаису, а отсюда...расселились по всей Руси, двигаясь преимущественно по следам гомеритов (т.е. кимвров)…»
То есть, перед нами очень близкие, но, следует ещё раз повториться, разные народы.
Весьма любопытны в данном плане данные «Генеалогии тюрок» (8-10 века). Согласно им, Рус - брат Хазара. Он вторгся в землю последнего - и там поселился. Племянник Руса и Хазара - Саклаб - попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера. После того как ему не удалось поселиться на юге, он добрался до места, где «сейчас находится земля славянская».
Рус, Кимер и Хазар ставятся здесь в один ряд, хотя «приоритет» двух первых - очевиден. Тогда предположим, что Рус - персонификация наиболее древнего скифского этноса, находящегося ближе всего к этносу сатемскому, «единому скифскому». А Кимер и Хазар - персонификация более поздних скифских этносов, которые возникли уже после разделения сатемцев.
Кимер - это киммерийцы, которых археологи связывают со Срубной культурой. Какое-то время они доминировали на обширных сатемских, восточноиндоевропейских пространствах. Однако, потом пришли скифы, в которых надо видеть объединённые силы славян-сколотов и и северных иранцев. В результате, киммерийцы (судя по всему, большая их часть) покинула прежние земли. Геродот описывает произошедшее следующим образом: «С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу.
Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины.
Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной».
Кимер - это библейский Гомер, Рус - библейский Мосох. Тогда Хазара можно связать с Фогармой (Тегармой) - внуком Иафета, сыном Гомера. В письме хазарского царя Иосифа (10 век век) именно Хазар назван в числе десяти его сыновей.
И здесь не исключены хеттские корни. В одной из хеттских глиняных табличек упоминается некая страна Тегарама (Фогарма), расположенная на окраине царства Хетта (Малая Азия). Саму Тегараму можно отождествить с городом Тилгаримму в Каппадокии - он упоминается в клинописных источниках. Фогармиты (предки хеттов?) принимали активное участие в формировании хорошо известных нам хазар. В «Повести временных лет» читаем: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян».
Здесь явно указывается на скифские истоки хазар, которые подверглись тюркизации. Возможно, именно это состояние отражает ПВЛ, когда говорят о болгарах, пришедших от скифов-хазар.
Руса следует связывать с царскими скифами, о которых Геродот оставил немногочисленную, но весьма ценную информацию: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток - до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом».
Геродот утверждает, что царские скифы именно считают всех других скифов себе подвластны. Скорее всего, это было (на тот момент) всего лишь их мнение. Но оно, судя по всему, основывалось на каких-то реалиях прошедшего времени. Обращает на себя внимание локализация царских скифов, расположенных в Северном Причерноморье. Именно оттуда и начали свой поход браться Славен и Рус.
А вот Саклаб - это уже ещё более поздний (чем Рус, Кимер и Хазар) славянский этнос. Также, как и Sа-kа-lu-S[а]-сакалеша-сколоты. Они также назывались и по имени своего паралатского ядра - пелесет-пеласгами-полянами.
А. Снисаренко связывают основу «тир» («тар», «тур») ещё и с турсами - великанами скандинавской мифологии. Они же, как известно, была врагами богов - асов и ванов. И те и другие, правда, сами враждовали между собой на первых порах, однако потом все-таки объединились. И тут не помешало бы вспомнить о том, что скандинавы (в «Саге об Инглингах») выводили асов из страны, расположенной где-то восточнее Дона (Танаксвиля) - именно там был их город Асгард. При этом эту группу богов часто отождествляют с иранцами-ясами - народом скифского корня. В то же время в богах-ван-ах видят древнейших славян/вен-едов, живущих к западу от Асгарда. Можно предположить, что скандинавская традиция донесла до нас мифологизированную историю первоначальной вражды и последующего единения иранцев-скифов и славян-сколотов. Турсы же были народом, обладавшим более древней государственно-политической традицией, поэтому их и отождествляли с хтоническими великанами, потомками первосущества Имира.
Как представляется, процесс славянского этногенеза был длительным и состоял из двух этапов. На первом этапе образовались турсы-тиррены-русы-моски - первый славянский этнос - «нация Мосоха» (Волота Волотовича, Таргитая, Сварога). На втором этапе произошло образование полян-паралатов-сколотов-сакалиба - второго славянского этноса, «нации Рифата» (Давыда Евсеевича, Колаксая, Даждьбога). Собственно говоря, отсюда и дальнейшее разделения на русов и славян.
Русы сохранили более всего архаичных «сатемских», восточноиндоевропейских черт, что проявилось и в их более выраженном великанстве. Архаизм русов делал их более своими для иранских и индоарийских образований, что, конечно, сыграло свою роль в процесс реинтеграции сатемских народов на землях, которые войдут в состав Древнерусского государства.
Тиррены (турсы, тоурси) и расена (росы, русы) - два имени первого славянского этноса, «нации Мосоха». Первое, судя по всему, более связано с религиозной тематикой - с Трибожием, с числом три, которое преодолевает разделение Единицы на Двоицу. («Тайны русской Троицы» -
https://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi)
Второе связано с красным, кшатрийским цветом, с цветом крови, пролитой в боях. Оно чаще использовалось для самоназвания тогда, когда возникала совсем уже особая нужда именно в кшатрийском элементе.
Поляне и сколоты - два имени второго славянского этноса, нация Рифата. Первое связано c идеей Полюса - как центра онтологии. Здесь, конечно же, сильно звучала и северная, гиперборейская тема. Полюс выражает, прежде всего, бытийную неподвижность вокруг которой происходит круговое, циклическое, восстановительное движение.
Второе имя более связано с «частным» аспектом Полюса - с Солнцем, светилом, являющимся центром нашего мира. Солярность более выражает уже само движение, которое, конечно же, понимается как движение именно круговое.
* Здесь необходимо указать на великое расселение наших предков по древней Европе, связанное с распространением древнейших культур - Курганных захоронений (15-13 вв. до н.э.) и Полей погребальных урн (14-8 вв. до н. э.). Последняя, вообще, распространилась на всю Европу - от Дуная до Пиренеев и Северного моря. Носители КППУ достигли даже Британии. В 1 тыс. до н. э. энеты-венеты-венеды населяют всю Европу. Их локализуют в Италии, Галлии и даже в Британии, где на севере Валлийского полуострова находилось поселение Венедот (Venedot). Римляне знали в Британии «землю венетов» - Виндоланд (Vindolanda, ныне Честерхолм). Географические названия на севере Европы, содержащие корни «вен», «венд», сохранились до наших дней. Таковы, например, нидерландский город Венло (Venlo) и скандинавский Вендсиссель (Vendsyssel). Геродот повествует о венетах, живущих в Иллирике по нижнему течению Дуная. А в верховьях этой великой реки обитали винделики. На территории современных Австрии и Словении существовала уже упомянутая страна Норик (иначе - Винделика), в которой жили венеты. Нужно также вспомнить и название столицы Австрии - Вены, которое также произошло от венетов. В древности этот город именовался Виндебоной. А римский автор Помпоний Мела (1 в. н. э.) именовал нынешнее Боденское озеро (на границе Германии, Швейцарии и Австрии) Venetus lacus, то есть «Озером венетов». В какой-то период времени Европа была по преимуществу венетской, ибо венеты жили практически повсеместно. Снорри Стурулсон в «Круге земном» утверждает, что Танаксвиль (Дон) разделяет части света. К востоку от него находится Азия, а к западу - земля, которую «некоторые называют Европой, а некоторые Энеей». Любопытно сопоставить все это с данными византийского автора Прокопия Кесарийского (6 в. н. э.), утверждавшего, что славян зовут «спорами», то есть «рассеянными». В самом деле, наши далёкие предки - венеты - были «рассеяны» на огромных пространствах от Дона до Атлантики.
Глава 8. Великанские союзы -
https://a-eliseev.livejournal.com/2244975.html