Кинодневник. "Верность в эпоху Гэнроку" ("Сорок семь ронинов")

Jul 08, 2019 16:41

Genroku Chûshingura (元禄忠臣蔵) (1941)
Режиссёр Кэндзи Мидзогути
В главных ролях Токусабуро Араси, Ёсидзабуро Араси, Утаэмон Итикава, Миэко Такаминэ

Для кинорулетки по классическому японскому кино.

Японский черно-белый фильме драма в двух частях в жанре дзидайгэки (костюмно-историческая драма из жизни самураев), адаптация пьесы Сайка Маяма для театра кабуки. Фильм показывает популярную в Японии историю сорока семи самураев, пошедших на нарушение законов и смерть ради мести за своего господина.



[Сюжет]Князь Такуминоками Асано, услышав, как в его адрес высказываются оскорбительным образом, выхватил меч и напал на оскорблявшего. Убить не смог - только ранил, после чего его схватили. Для самурая ответить ударом меча на оскорбление было нормально, вот только произошло это во дворце сёгуна, где меч обнажать запрещено, а противником Асано был Козуносуке Кира - главный церемонемейстер двора. Кира вскоре поправился и не понес никакого наказания, а Асано получил приказ совершить ритуальное самоубийство - сеппуку (а английском переводе фильма использовано слова "харакири"). Владения Асано были конфискованы, его подчиненные - распущены.
Многие верные Асано люди ожидали, что советник князя Кураносуке Оойши возглавит оборону замка, чтобы с честью погибнуть в бою (никто не ожидал победы против армии сёгуната), но тот только провел инвентаризацию имущества, позаботился о населении княжества, обратился к властям с просьбой о восстановлении рода Асано и сдал замок. И только с тех самураев, которые подчинились его авторитету, взял клятву, ничего не спрашивая выполнять его приказы. После чего распустил их, приказав ожидать новостей от него.

Прошли месяцы, история Асано не забылась. Не только обычные люди, но и наиболее благородные с симпатией относились к тому, что самураи рода Асано - теперь ронины - могут отомстить Кире. И обращение о восстановлении рода вполне могло получить одобрение сёгуна. А Оойши тем временем предавался пьянству и разврату, в глазах окружающих покрывая себя позором. Его жена подала на развод, на который он согласился. Так продолжалось до того момента, как не поступила новость об отказе передать княжество родственнику Такуминоками Асано. В годовщину смерти князя Оойши прибыл в Эдо и навестил вдову Асано. А потом среди ночи Оойши и еще сорок шесть ронинов напали на резиденцию Киры. Церемонемейстер был убит, а его голова принесена на могилу князя Асано. Здесь же Оойши объявил, что теперь они сами сообщат властям о содеянном и отдадут себя в руки закона.
Даже сёгун отнесся к ним с уважением: они не были казнены через отрубание головы или повешение, а, как их господин, получили приказ совершить сеппуку. И ни один из них не уронил чести самурая...


Начать рассказ о фильме надо, наверное с того, что его нельзя отнести к самурайским боевикам. В фильме есть только две сцены с нападениями и только одна смерть в кадре - и умирает не самурай и не от руки нападавших (а, нет, были еще двое, но и они себя зарезали "за кадром"). Это драма со сложной драматургией, неожиданно напомнившей мне "Гамлета" (который тоже намного глубже, чем "сын отомстил отравителю по приказу духа отца и погиб сам"). Вокруг основной сюжетной линии заплетено несколько дополнительных, а образы центральных персонажей подсвечены с неожиданных сторон.
Фильм был снят в 1941-ом году при поддержке японского Министерства информации, на него возлагались пропагандистские цели. Но в прокате фильм провалился: не только в Голливуде публика предпочитает более легкие и адреналиновые фильмы. А тут героические самураи даже мечами толком не помахали. Скучно... Если только за этим в кино и идти. Мне фильм как раз и понравился, что не укладывается в рамки привычного "самурайского" кино. Это драма, по-азиатски медленная и созерцательная, со статичными сценами и неявными проявлениями чувств. Последнее, кстати, создает сложность для Западного зрителя: по безэмоциональным лицам героев непросто сложить их образы. Но это - случай "не баг, а фича". То, что для европейского и американского кино в большинстве случаев было бы признано недостатком фильма, тут - проявление стиля. А что смотреть непросто - кто сказал, что в кино должно быть легко? :).

Резюме: кино, которое может понравиться тем, кто ищет хорошей психологической драмы. Поклонником "экшн" можно пройти мимо, чтобы не терять время.

PS Ещё может быть интересно тем, кому интересна "этнографическая" сторона: в фильме есть детали, которых я не помню в других японских картинах.








Кинодневник

Previous post Next post
Up