Подробнее о проекте Все тематические кинорулетки Темы кинорулеток иногда дублируются - в связи с тем, что не все участники ранее имели возможность прикоснуться к тем или иным важным кинонаправлениям. Кинорулетка по японскому классическому кино, которая проводилась более двух лет назад, сейчас вспоминается как одна из самых увлекательных за всю историю проекта. Руководствуясь текущими результатами
голосования, мы возвращаемся к этой теме! Вступительную заметку скопирую из старой кинорулетки:
Сомневаюсь, что кто-то поспорит с утверждением, что Япония - одна из передовых кинодержав, если охватывать всю историю кино. Цель данной кинорулетки - заполнить пробелы в знании киноклассики за счет общепризнанных шедевров японского кино 1930-1970-х годов.
Охватить всю историю японского кино в этой заметке я смогу, да и нет смысла. Тем, кто хочет основательно разобраться в теме, предлагаю почитать монографию Тадао Сато "
Кино Японии" (1988), хотя в ней не освещаются в полной мере такие важные явления, как японская новая волна и жанр "кайдан" (обе темы наверняка когда-нибудь будут представлены в отдельных кинорулетках). Для поверхностных представлений об японском классическом кино обозначу ключевые этапы и события в его истории.
1899 г. - этим годом датируется старейший из сохранившихся японских фильмов.
1920-е - к этому десятилетию сформировалось первое серьезное поколение молодых японских режиссеров (Мидзогути, Кинугаса, Одзу).
1930-е - кино в Японии становится массовым явлением. Вообще, японский кинематограф развивался под влиянием двух культур. Во-первых, это национальные традиции литературы и драматургии (прежде всего, театр Кабуки + Симпа - новая форма драмы). Во-вторых, западное (прежде всего, американское) искусство + западные либеральные идеи.
С конца 30-х до конца 40-х была жесткая цензура, связанная с военным и поствоенным периодами. До 1952 года американцы контролировали кинопрокат, пользуясь своими эксклюзивными условиями для пропаганды американского образа жизни. Начинается американизация японского общества.
В 1940-50-е важнейшую роль в реформировании японского кино играет Акира Куросава.
До 1960-х годов основным жанром японского кино является историческая драма (дзидайгэки), в 1960-х пошла мощная волна фильмов про якудза. Особое место среди жанров японского кино занимает кайдан (ужастики с привидениями-духами). Кайданы становятся популярными в 1950-е и по сей день их снимают в немалом количестве.
Конец 1950-х - 60-е - особенный период в истории японского кино - "японская новая волна". Здесь происходит примерно то же самое, что и в других уже знакомых нам "новых волнах". Но что характерно именно для японцев - на экранах становится больше секса и насилия. Новый жанр - пинку эйга (разновидность криминальной драмы с элементами sexploitation).
В 1970-е Япония становится богатой страной, в целом повышается благосостояние населения. В то же время из-за урбанизации накапливаются серьезные социальные проблемы: ухудшение условий жизни, уменьшение среднего количества членов японской семьи, традиционный семейный уклад переживает кризис. В связи с этим в кино развивается жанр социально-семейной драмы, отражающий все эти и другие проблемы.
Для дополнительного изучения:
Статья на "Синематеке" про японскую новую волнуСтатья про кайданы в кино в журнале "25-й кадр" +
заметка от
illa_anna про кайданы 50-60-х гг.
Немного информации об японском кино на Википедии.
Для кинорулетки я выбрал наиболее известные фильмы выдающихся японских режиссеров. Фильмы относятся к разным эпохам (с 1930-х до 1970-х), к разным жанрам. Так или иначе, в списке собраны лучшие образцы классики японского кино.
Инструкция для участника кинорулетки:
1. Оставить заявку на участие в комментариях к этому посту (можно написать "участвую" или "+"). Записаться можно в любой момент до 17 июля.
2. Получить от меня фильм, который будет выбран случайным образом из
этого списка.
3. Если выбранный фильм вы уже смотрели, можно запросить другой.
4. Посмотреть фильм и написать отзыв необходимо в течение двух недель (т.е. до 17 июля, когда выйдет итоговый пост со всеми ссылками). "Опоздавшие" отзывы будут добавлены в итоговый пост в виде UPD.
5. Отзыв публикуется в вашем блоге или в комментариях к этому посту, если отзыв не вписывается в формат вашего блога.
6. Каких-либо требований (стилистических, жанровых, содержательных) к отзыву нет.
7. Вы можете в любой момент отказаться от участия без уведомления организатора кинорулетки.
8. Желательно оставить ссылку на отзыв здесь в комментариях во избежание недоразумений из-за возможных глюков в ЖЖ.
3loy3ebr -
Управляющий Сансё (1954, Кэндзи Мидзогути)
jazz_note -
Рожденный убивать (1967, Сэйдзюн Судзуки)
vxga -
Телохранитель (1961, Акира Куросава) +
отзывalex_mclydy -
Бирманская арфа (1956, Кон Итикава) +
отзывdart_maus -
Харакири (1962, Масаки Кобаяси) +
отзывaltereos -
Повесть о поздней хризантеме (1939, Кэндзи Мидзогути) +
отзывurs_lan -
Месть актера (1963, Кон Итикава)
ajolote -
Жизнь куртизанки Охару (1952, Кэндзи Мидзогути)
svetozarbg -
Когда женщина поднимается по лестнице (1960, Микио Нарусэ) +
отзывromanetto -
Смертная казнь через повешение (1968, Нагиса Осима)
a_garvey -
Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку (1941, Кэндзи Мидзогути) +
отзывdao_nyxa -
Врата ада (1953, Тэйносукэ Кинугаса) +
отзывa_simakoff -
Империя страсти (1978, Нагиса Осима) +
отзывi_ty_toje -
Женщина в песках (1963, Хироси Тэсигахара) +
отзывiw_gdk -
Голый остров (1960, Канэто Синдо)
dfs_76 -
Повесть о Затоичи (1962, Кэндзи Мисуми)
thisisjinsy -
Трое негодяев в скрытой крепости (1958, Акира Куросава)
lbidarka -
Западня (1962, Хироси Тэсигахара) +
отзывiriska_spb -
Вкус зеленого чая после риса (1952, Ясудзиро Одзу) +
отзывshroomish -
Три самурая вне закона (1964, Хидео Гося)
5x6 -
Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968, Канэто Синдо) +
отзывdart_vitmort -
Двойное самоубийство (1969, Масахиро Синода)
hellstalker -
Восставший (1967, Масаки Кобаяси) +
отзывboda90 -
Империя чувств (1976, Нагиса Осима)
holodnaya_vera -
Семь самураев (1954, Акира Куросава) +
отзывsirin_chgk -
Чужое лицо (1966, Хироси Тэсигахара) +
отзывjacob_burns -
Меч (1964, Кэндзи Мисуми)
philip_marlow -
Был отец (1942, Ясудзиро Одзу) +
отзыв