Восставший (1967) - японская классика о самурях и семье

Jul 16, 2019 14:24

Холодное лето, мокрые ноги, мухи замерзли. Значит, наступило время посмотреть эпичную черно-белую самурайскую драму "Восставший" в рамках кинорулетки "Японская классика №2" (https://altereos.livejournal.com/395123.html). Раз у нас самураи, значит кино будет о чести, долге, мечах и смерти.

Если бы я не знал
что был мертв до рожденья
я бы заплакал - жалея еще одного человека...
самурай Ота Докан (1432-1486)



[читать дальше]

1725 год, Япония, период Эдо (объединение Японии кланом Токугава, правившим в Токио). Главный герой - самурай Исабуро Сасахара, вассал даймё (феодала) из клана Айзу и самый опытный мечник в стране, единственным соперником которого является его друг - Татеваки Асано. Однажды один из советников даймё приказывает старшему сыну Исабуро - Йогоро жениться на Ичи, бывшей наложнице даймё и матери одного из его сыновей. Исабуро против, так как в свое время тоже выполнил аналогичный приказ и всю жизнь прожил не зная любви. После некоторых размышлений, семья соглашается. Ичи и Йогоро находят в браке любовь и счастье, у них рождается дочь Томи. Однако, вскоре умирает основной наследник даймё и феодал приказывает своей бывшей наложнице Ичи вернуться в замок, чтобы заботиться об их сыне - его новом наследнике. Перед семьей Исабуро встает неразрешимый вопрос - выполнить долг перед кланом и вернуть Ичи в замок, или выполнить долг перед семьей и сохранить брак Ичи и Йогоро. Так вырисовывается первый конфликт в семье Исабуро.



Ичи отдают замуж за сына Исабуро



Исабуро с сыном

Семья Сасахара отказывается выполнить требование даймё, но младший сын Исабуро обманом заманивает Ичи в замок. Исабуро не выполняет приказ феодала совершить сеппукку за непослушание, справедливо замечая, что сперва ему должны доставить головы самого даймё и его главных советников, которые посмели нарушить священные узы семьи. Исабуро отсылает своих младшего сына и жену и увольняет своих домашних слуг. Со своим старшим сыном он спокойно, с шуточками, готовится к битве, убирая татами из своего дома, чтобы предотвратить подскальзывание на пролитой крови, и убирает стены дома, чтобы освободить место для боя.



свадьба Ичи и Йогуро



свадьба Ичи и Йогуро

Управляющий даймё, сопровождаемый взводом из 20 самураев, приводит Ичи в дом Сасахары и пытается заставить ее отказаться от брака с Йогоро, взамен «милостиво» обещая сменить приговор Исабуро и Йогоро на пожизненное заключение. Чтобы избавить тестя и мужа от лишних сомнений, Ичи бросается на копье и умирает. Йогоро бежит к ней и его тут же убивают самураи. Разъяренный отец убивает всю делегацию.



во дворе дома...



Ичи приводят в дом Исабуры для переговоров

Хороня мертвую пару, Исабуро решает передать свое дело сёгуну в Эдо, независимо от последствий для его клана. Исабуро берет дочку-младенца Томи на руки и идет в Эдо. На пути Исибуры встает его друг Татеваки, который охраняет ворота. И если до этого момента зритель мог думать, что основное напряжение в фильме - между самураем Исабуро и его феодалом, то в этот момент акцент стремительно смещается - наступает самая яркая и кульминационная сцена битвы друзей на мечах. Статичная прежде камера оживает - она следует за движениями героев, за взмахами мечей, смотрит в сверкающие глаза, меняется ракурс и фигуры Исабуро и Татеваки становятся все больше, заслоняя окружающие горы.



посланники нападают на Исабуро



всем смерть

Исабуро побеждает, но дойти в Эдо ему уже не суждено - его расстреливают из мушкетов скрытые в кустах солдаты. Расправившийся с врагами и умирающий Исабуро оплакивает, что никто никогда не узнает историю любви Йогоро и Ичи, которая вдохновила его послушного вассала восстать против своего клана и повелителя. Он умоляет Томи быть хорошей и доброй женщиной, как ее мать, и найти такого же хорошего и доброго мужа, как ее отец. Когда Исабуро умирает, нянька Томи забирает малышку из травы и уносит ее, давая надежду на то, что последняя воля Исибуры сбудется.



Татевака: проти нельзя, никак нельзя..

Фильм "Восставший" (или Бунт самураев) снял в 1967 режиссер Масаки Кобаяси - классик японского кино и близкий друг известного писателя Кобо Абэ. В 1962 году Кобаяси снял популярный фильм о самураях - "Харакири" (в 2011 Такаси Миике сделал его ремейк) и вот спустя 5 лет режиссер снова вернулся к самурайской теме. Снятый в высоко-контрастной гамме черно-белый фильм стал вершиной творчества режиссера.



Исабуро и Татевака, первая кровь



бой двух друзей



скромность движений, лезвие бритва, смерть самурая

Основной мотив фильма - это выбор. Выбор в ситуации, когда сделать выбор практически невозможно. Выбор между кодексом чести самурая, которому бескомпромиссно следует друг Исабуры Татеваки, и моральной ответственностью, в пользу которой склоняется самурай Исабуро. Другой фигурой проблемы выбора является сама леди Ичи, которая должна сделать выбор между сыном даймё и любящим мужем, выбор между сохранением семьи мужа и сохранением жизни любимых ей людей и служением сыну от нелюбимого феодала, выбор между жизнью и смертью.



Исабуро расстреливают из мушкетов



Догоню, вы мне еще огород перекопаете!)

Второй мотив фильма - это семья. Это те, с кем ты каждый день делишь кров и пищу или же это весь твой клан с даймё во главе. Выбор в пользу клана не дал в свое время счастья Исибуро, и когда между его сыном Йогоро и Ичи возникает любовь, Исабуро готов пойти против правил самурайского кодекса, чтобы дать сыну сохранить то, чего не было у него.



Исабуро повержен, но не побежден

На фоне японского экономического чуда, которое сопровождалось беспрецедентным ростом благосостояния нации, расслоением общества, индустриализацией и урбанизацией, очень остро обнажились многие социальные проблемы. Японский кинематограф в лице многих ведущих режиссеров обратился к простым темам - семьи, долга, службы, давая потерянным соотечественникам своеобразный маяк - действуйте по совести, берегите семью. За внешней исторической канвой фильма Кобаяси - вполне современные проблемы, оформленные в мощном драматическом ключе. Конечно, современного зрителя могут отпугнуть аскетичное неспешное повествование, неправдоподобные постановки боев и черно-белый видеоряд. С другой стороны - порадует красивое оформление кадров и хорошая актерская игра, сдобренные нетривиальным сюжетом с мощной концовкой.



Красавица Еко Цукаса в лос-Анжелесе, 1957г. За 10 лет до роли Ичи.

Вот и все. получилось многовато, надеюсь, оно того стоило))

япония, драма, кинорулетка

Previous post Next post
Up