Я говорил что imho правильнее всего не пытаться чинить что не сломано - то есть не заниматься переустройством той странноватой нации которую создал Петр, а пользоваться этим довольно эффективным ресурсом.
... или, если чуть серьёзнѣе, nation building кажется какой-то навязанной и неконструктивной повѣсткой.
Тамъ отчасти терминологическая путаница, практически неизбѣжная, когда къ темѣ разговора подмѣшивается нѣчто этническое.
Напримѣръ, переживанiя по поводу раздѣленiя украинцевъ и русскихъ "внѣзапно" оказываются сплетены съ отрицанiемъ существованiя въ природѣ украинскаго языка.
Отчасти, потому что гдѣ-то фономъ у всѣхъ въ головахъ "право нацiй на самоопредѣленiе", и по логически весьма небезупречной цѣпочкѣ изъ существованiя украинскаго языка слѣдуетъ необходимость отдѣльнаго украинскаго государства. Почти каждое звѣно въ цѣпочкѣ уже отвергнуто (или по меньшей мѣрѣ лишено статуса несомнѣнной истины), а цѣпочка цѣла.
Результатомъ принятiя парадигмы nation building'а, какъ мнѣ кажется, будетъ безсмысленная и безумная жестокость рѣшенiй и очередной пшикъ въ концѣ.
Тут и само понятие национальности, упорно понимаемое как состав крови ("у меня дедушка украинец, а бабушка наполовину татарка, кто же я теперь?").
И не проработанные, не освоенные понятия и различения между национальностью и этничностью, нацией этнокультурной и нацией гражданской, национальным государством и империей.
Вместо всего этого - обломки из советского дискурса, ветхие просвещенческие мифы про империю, национализм, права наций и т.п..
Что касается принятия (властями предержащими) парадигмы nation building'а, то пока такой опасности не просматривается. Да и элиты нынешние таковы, что вряд ли. Но вот если вдруг возьмутся реализовывать какой-то начальственный проект - то, боюсь, будет как всегда.
Правильным путём было бы не спускать проект сверху, а вырабатывать общие подходы, согласованные в ходе общественной дискуссии . До этого очень далеко. Пока что наблюдается лишь растабуирование этой темы, то есть возникли условия для начала каких-то обсуждений.
Тут и само понятие национальности, упорно понимаемое как состав крови ("у меня дедушка украинец, а бабушка наполовину татарка, кто же я теперь?").
Кстати, самое интересное то, что этим вопросом маются в основном люди либеральных взглядов, хотя как раз их-то вопрос кровей должен волновать в последнюю очередь.
... А если ещё съ одной стороны посмотрѣть, то три помянутыхъ Ищенко направленiя должны бы присутствовать въ головѣ у каждаго, и можно было бы попробовать танцевать отъ этой печки.
Т. е. каждый знаетъ свою связь съ какой-то традицiонной культурной общностью (скорѣе даже общностями) и вправѣ оцѣнивать альтернативы съ точки зрѣнiя выгодъ и убытковъ для своей группы.
Каждый можетъ прикинуть полезность сущности подъ названiемъ "государство" (гражданство въ которомъ никогда не будетъ равно культурной идентичности) и пожелать своему государству какъ минимумъ стабильности.
И каждый является хотя бы потенцiально носителемъ опредѣлённой идеи будущаго - участникомъ нѣкотораго "общаго дѣла", требующаго сотрудничества не только въ рамкахъ своей культурной общности и не только по принципу общаго гражданства.
Я помню, как В.Ф. в последние годы говорила, что мы, похоже, проскочили фазу национального государства. Да и А.И.Миллер в последнем своём интервью Шимову об этом толковал: "- Не нужно рассматривать национальное государство как норму. Есть масса государств, не являющихся ни национальными, ни империями. Это государства, в которых больше одной мобилизованной в политическом смысле этнической и культурной группы. Украина такое государство. Попытка из нее сделать национальное государство привела к сегодняшней ситуации. Россия, безусловно, не может стать национальным государством в строгом смысле слова, когда есть один культурный стандарт и одна мобилизованная политическая общность. Мы живем на развалинах империи, Советский Союз я имею в виду, которая институционализировала этничность, создала автономные республики. Во многих из этих республик большинство населения уже составляют русские. Но отменить эту автономию политически крайне опасно. Это промежуточное состояние в том смысле, что нам нужно, вероятно, найти новые институциональные
( ... )
>>К чести постсоветской центральной власти нужно сказать, что она не совершала в этой сфере слишком резких движений, и это важно".
Совершала: Приднестровье, Сев.Осетия, 2 Чечни, Ю.Осетия, Крым, Донбас. Начало фазы национального государства по результатам этих движений, можно сказать, напрашивается.
Всё это тупиковыя ходы, ввиду грязи въ понятiйномъ аппаратѣ.
Плоская, редукцiонистская модель этничности (съ неизбѣжнымъ уклономъ въ генетику), вынуждающая разматривать любыя два этническихъ ярлыка на одномъ уровнѣ (русскiй или якутъ?) и дальше корчиться въ искусственныхъ рамкахъ ложныхъ альтернативъ. Путаница въ переводахъ англiйскаго nation въ сочетанiи съ культивированiемъ собственной интеллектуальной несамостоятельности. И т. д.
Comments 15
Reply
"Хохлы даны нам в назиданье" (с) arkhip, и в качестве прививки.
Reply
Reply
Reply
Reply
Тамъ отчасти терминологическая путаница, практически неизбѣжная, когда къ темѣ разговора подмѣшивается нѣчто этническое.
Напримѣръ, переживанiя по поводу раздѣленiя украинцевъ и русскихъ "внѣзапно" оказываются сплетены съ отрицанiемъ существованiя въ природѣ украинскаго языка.
Отчасти, потому что гдѣ-то фономъ у всѣхъ въ головахъ "право нацiй на самоопредѣленiе", и по логически весьма небезупречной цѣпочкѣ изъ существованiя украинскаго языка слѣдуетъ необходимость отдѣльнаго украинскаго государства. Почти каждое звѣно въ цѣпочкѣ уже отвергнуто (или по меньшей мѣрѣ лишено статуса несомнѣнной истины), а цѣпочка цѣла.
Результатомъ принятiя парадигмы nation building'а, какъ мнѣ кажется, будетъ безсмысленная и безумная жестокость рѣшенiй и очередной пшикъ въ концѣ.
Reply
И про цепочку - тоже, естественно, обеими руками.
Reply
Тут и само понятие национальности, упорно понимаемое как состав крови ("у меня дедушка украинец, а бабушка наполовину татарка, кто же я теперь?").
И не проработанные, не освоенные понятия и различения между национальностью и этничностью, нацией этнокультурной и нацией гражданской, национальным государством и империей.
Вместо всего этого - обломки из советского дискурса, ветхие просвещенческие мифы про империю, национализм, права наций и т.п..
Что касается принятия (властями предержащими) парадигмы nation building'а, то пока такой опасности не просматривается. Да и элиты нынешние таковы, что вряд ли. Но вот если вдруг возьмутся реализовывать какой-то начальственный проект - то, боюсь, будет как всегда.
Правильным путём было бы не спускать проект сверху, а вырабатывать общие подходы, согласованные в ходе общественной дискуссии . До этого очень далеко. Пока что наблюдается лишь растабуирование этой темы, то есть возникли условия для начала каких-то обсуждений.
Reply
Кстати, самое интересное то, что этим вопросом маются в основном люди либеральных взглядов, хотя как раз их-то вопрос кровей должен волновать в последнюю очередь.
Reply
Т. е. каждый знаетъ свою связь съ какой-то традицiонной культурной общностью (скорѣе даже общностями) и вправѣ оцѣнивать альтернативы съ точки зрѣнiя выгодъ и убытковъ для своей группы.
Каждый можетъ прикинуть полезность сущности подъ названiемъ "государство" (гражданство въ которомъ никогда не будетъ равно культурной идентичности) и пожелать своему государству какъ минимумъ стабильности.
И каждый является хотя бы потенцiально носителемъ опредѣлённой идеи будущаго - участникомъ нѣкотораго "общаго дѣла", требующаго сотрудничества не только въ рамкахъ своей культурной общности и не только по принципу общаго гражданства.
Reply
Reply
Совершала: Приднестровье, Сев.Осетия, 2 Чечни, Ю.Осетия, Крым, Донбас. Начало фазы национального государства по результатам этих движений, можно сказать, напрашивается.
Reply
Плоская, редукцiонистская модель этничности (съ неизбѣжнымъ уклономъ въ генетику), вынуждающая разматривать любыя два этническихъ ярлыка на одномъ уровнѣ (русскiй или якутъ?) и дальше корчиться въ искусственныхъ рамкахъ ложныхъ альтернативъ. Путаница въ переводахъ англiйскаго nation въ сочетанiи съ культивированiемъ собственной интеллектуальной несамостоятельности. И т. д.
Reply
Leave a comment