Немировский - про Ивана Шмелёва

Apr 26, 2017 23:40

Скопирую сюда тексты, чтобы в ФБ не пропало ( Read more... )

ideology, history, links, wyradhe, binary_opposition, discourse, people

Leave a comment

Comments 120

a_bugaev April 26 2017, 20:46:04 UTC
Известно отношение Шмелёва к большевикам, и понятно, насколько он мог желать их поражения. И в эмиграции не один он надеялся в этом смысле на немцев. Но вот такое радостное, религиозно возвышенное отношение к врагу своего врага - пример чудовищного самоослепления.

Как же он выходил потом из этого? И можно ли вообще из такого выйти?
А если нет, то как с этим жить дальше?

---------------
Рецепт самоубийственной смеси:
мышление бинарными оппозициями
+ религиозно-мистическое миросозерцание
+ сфокусированная ненависть.

Reply

a_bugaev April 26 2017, 20:48:23 UTC
Александр Филиппов
Это из переписки Ивана Шмелева с (не менее православно-экзальтированной) Ольгой Бредиус. А выходил как и все - Alexandre Nemirovsky там же пишет: "врал, что никогда ни боже мой таких настроений не имел"

Alexandre Nemirovsky
Ну не совсем как все. Те, кто считал Гитлера изуверным и преступным бандитом, а также смертельным врагом России, но меньшим злом, чем большевики, - тем и врать было особенно незачем. Часто и не врали. А вот те, кто восторгался, - наоборот.

Шмелевские послевоенные разъяснения - вот: http://www.ng.ru/style/1999-11-30/16_fashist.html

Reply


hroniki_paisano April 27 2017, 01:24:23 UTC
хрен с ним, если публично не говорил, может, чуял все же что-то, сознавал в глубине души свою неправоту.
хотя вот это стремление ко всякой чухне в своей жизни подтянуть святых и лично И. Христа - оно да, у сильно верующих бывает и таки бесит.
у меня вот приятель был, который у попа брал благословение на сожительство до брака. как такого можно добиться и, главное, зачем?! - до сих пор не понимаю.

Reply


a_rakovskij April 27 2017, 01:56:18 UTC

Мда. И что больше всего убивает это сочетание. Всплеск ненависти против евреев, одобрение их уничтожения и... Сыт, "творожок хороший". Обыденность.

Reply

a_bugaev April 27 2017, 04:27:23 UTC
С творожком - это не обыденность. Он много лет мучался от язвы (см. http://semen_serpent_2.livejournal.com/334035.html).

Reply

semen_serpent_2 April 28 2017, 01:22:05 UTC
Давайте скажем так: это обыденность язвенника. У меня та же самая "язва дуоденаль" (как звучит, а? не зря мадам Курдюкова любила парле по франсе) с 1984 года. По крайней мере, страстность описаний еды в "Лете Господнем" мне стала совершенно понятна

Reply

wyradhe April 28 2017, 01:44:02 UTC
Простите, но что в этом всем удивительного, убийственного и т.д.?) Читая этот тред, я диву даюсь, - ведь на наших же глазах самые разные люди, не обинуясь, оправдывают чем угодно что угодно и аппетита от этого не теряют. Да и 90 процентов тех, кто истребления чинит, тоже не теряет, с чего его, собственно, им терять?

Reply


sanitareugen April 27 2017, 06:05:28 UTC
Полагаю, противоречия между письмом Л.Андрееву и мыслями времён Второй Мировой нет. Или, вернее, оно в частностях, а основная мысль та же. Есть необходимые, но грешные занятия - исключающие попадание в число избранных, а там 144 000 мест всего, согласно Откровению. Поэтому пускай банкир грешит стяжанием, но обеспечит прохождение платежей, полицейский грешит злобой и властолюбием, но обеспечит безопасность. А аз, праведный, воспользуюсь их трудами, чтобы и на земле прожить скромно, но с комфортом ("курица и творожок"), и в рай попасть, и оттуда наблюдать за тем, как караются грешники. Масштаб, правда, вырос. "Полицейский" должен побороть не просто задержку платежей или пьяного хулигана, а тех, кто вовсе избавил от комфорта и спокойной жизни. Соответственно к нему симпатии больше, а что грешит - значит, не займёт место среди праведных, оставит для Шмелёва лично. Но рассматривать, невзирая на размах грехов, Гитлера, как Дьявола, пусть и выполняющего свою задачу покарания грешников, но на Земле, он не может. Шмелёв не Булгаков, тот, хоть ( ... )

Reply

wyradhe April 28 2017, 01:46:30 UTC
"а Шмелёв в пределах ортодоксии, "нельзя изгонять бесов силою князя бесовского". "

Так это людям нельзя. Богу можно попускать любой силе изгонять любую силу.
Неужто русские люди 13-17 веков были неортодоксальны? Любой разгром и бедствие они воспринимали как очистительную и/или наказательную кару Божью за грехи, неужели от этого Батый и т.д. становились от этого для них Рыцарями света?)

Reply

sanitareugen April 28 2017, 05:36:41 UTC
Так то люди. А то Властители Дум и Аристократы Духа.
Правда, во времена Батыя с писателями было похуже, Духом только Церковь заведовала.
Первый ярлык, который получил митрополит Кирилл II, освобождал русское духовенство от всех податей и повинностей. Под страхом смерти запрещалось оскорблять Православную Церковь и веру. Митрополит Петр получил от хана Узбека ярлык, согласно которому все судебные дела над духовенством, вплоть до уголовных, подлежали ведению митрополита.
...
духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально»
Но тут уже не Церковь с иерархией и дисциплиной, тут гении-самосвяты. Могут больше отклоняться от общей линии - не "зло, посланное Господом за грехи наши", а "Рыцарь Господень".

Reply

wyradhe April 28 2017, 13:44:44 UTC
Уточню. В 1243-1245 гг. русские князья - и верховный, Ярослав, и местные, - присягнули Батыю как верховному правителю. В 1252 Даниил Галицкий и Андрей подняли восстание против монголов, но Андрей его немедленно проиграл, Даниил оставался в мятеже, в 1254 отделился от прочей, подвассальной монголам Руси официально, но в 1259, не воссоединяясь с ней, сам вынужден был признать себя монг. вассалом. С этих пор русская официальная традиция, и светская, и духовная, вполне официально числила ордынских ханов "царями", в том числе над Русью (присвоение именно такого титула определялось тем, что русский верховный великий князь приравнивался по рангу к королям, - Даниил и принял в 1254 титул короля, - а тот, кто и ему приходится сюзереном, - того остается считать разве что императором, то есть цесарем - царем), законными верховными правителями Руси (соответственно, и молились за этих "царей") и пока Орда не развалилась в смуте третьей четв. 14 века, оно и не менялось.

Reply


leonid_b April 27 2017, 08:08:13 UTC
Тут, на мой взгляд, со стороны уважаемых А.Филиппова и А.Немировского имеет место нечто кисловатое. Между письмом 1916-го года и текстом 1941-го года (кстати, я так и не понял, что это за текст) много чего произошло в жизни Ивана Шмелёва и в жизни России ( ... )

Reply

a_bugaev April 27 2017, 09:38:49 UTC
Текст 16 года можно и убрать, мало что изменится.
Что Шмелёв пережил, что его терзало много лет - это, конечно, надо принимать во внимание (в т.ч. и физические муки, которым он после войны объяснял свою слабость при подписании обращения).

Для меня же вся эта история - не повод осуждать или злорадствовать, мне самому мучительно это читать, и я не понимаю, как человек мог с этим жить тогда и потом.

Reply

wyradhe April 28 2017, 01:03:16 UTC
Не вижу ни малейших трудностей для огромного количества людей жить и с этим, и с в сто раз большим, чем это, и тогда, и потом, и когда угодно ( ... )

Reply

wyradhe April 28 2017, 01:15:09 UTC
Ну, А.Л. Сапожников, ее собеседник, пишет об этом довольно мирно, хотя и пережил сам крымский террор: "Я чуть было не поперхнулся очередным глотком чая. Оказалось, что и спустя 40 лет классовая и национальная ненависть еще не утихла в груди этой симпатичной и казавшейся интеллигентной женщины. Убивать графов, настоящих ли, мнимых, оказывается, было можно и нужно."

Я никакого террора не пережил, а только некоторый ряд мордобоев), но на этот счет и приватно, и публично, всегда высказывался несколько резче, а именно: жаль, что эту тетушку миновал Эндлозунг, жить ей на свете не надо. Если выяснилось бы, что у нее в анамнезе, не знаю, гибель ста сорока родственников и друзей в погроме в городе Н., это суждение не изменилось бы ни на грош, разве что добавилось бы, что она оскверняет память жертв _такой_ реакцией на эти жертвы.

Reply


Leave a comment

Up