Слабости либертарианской концепции

May 02, 2006 19:35

После чтения  обширной дискуссии Неинтуитивность либерализма вновь задумался о слабостях этой логичной и последовательной концепции.  Я на эту тему высказывался много (преимущественно в спорах с pargentum), но тут захотелось еще систематизировать.  Времени писать развернуто нет, поэтому пока только план.
Read more... )

praxeology, libertarians

Leave a comment

Comments 20

Не могу не отметить pargentum May 2 2006, 16:23:18 UTC
Значительная часть пунктов вашего плана посвящена утверждениям, которых либертарьянская теория вообще не содержит. Правильные формулировки похожи, но слабее или отличаются - иногда чуть-чуть, иногда значительно ( ... )

Reply

по п.1 v_novikov May 3 2006, 05:17:45 UTC
Хайек, Индивидуализм: истинный и ложный:
"Еще одна вводящая в заблуждение фраза, используемая для того, чтобы подчеркнуть действительно важный момент, -- это знаменитое предположение, что всякий человек лучше кого бы то ни было знает свои интересы. В подобной форме оно звучит неправдоподобно и не является необходимым для выводов индивидуалиста. Действительная их основа заключается в том, что никто не в состоянии знать, кто же знает это лучше всех".
(http://www.libertarium.ru/libertarium/99400

Reply

Re: по п.1 pargentum May 3 2006, 11:30:27 UTC
Да, пожалуй так еще точнее.

Есть еще одна хорошая формулировка из бессмертного фильма "Кин-дза-дза": "Вы тут самые умные, да? Вам это кто-нибудь сказал?".

Reply

по п. 2 v_novikov May 3 2006, 05:21:11 UTC
Мне не кажется, что здесь часто наблюдается смешение. Либертарианство запрещает "агрессивное насилие", "агрессию". В подавляющем большинстве случаев редукция принципа до запрета на "насилие" вполне корректна, хотя, действительно, и не всегда.

Reply


a_rakovskij May 3 2006, 09:54:34 UTC
Пишу на бегу по этому будет скомкано.

1.1. Хорошая иллюстрация - Фромм бегство от свободы. Главка о автоматическом конформизме. После приведения примеров оттуда, вопрос - действительно ли сам знает приобретает особую остроту.

2. Тут пропущена не культура. Пропущено то, что Фукияма (великий разрыв) называет сетью. Т.е. группа индивидуальных агентов, разделяющих ценности, помимо тех, которые нужны для обычных рыночных операций. Собственно говоря это универсальное понятие и включает в себя и рынки и иерархии. А вот для формирования сетей нужен носитель и хм... формирователь норм и ценностей. Т.е. культура.

3. По этому пункту интересно противопоставление разных пониманий свободы. С точки зрения экономистов и социологов.

4. По области действия. Тут интересно то, что называют социальным капиталом. Сфера доверия.

Reply

pargentum May 3 2006, 11:54:40 UTC
1.1 Вообще не совсем понятно, к чему это. Ну допустим, кому-то хочется убежать от свободы. Это его проблема, причем серьезная проблема. Коим образом из этого его желания следует его право посягать на мою свободу ( ... )

Reply

a_rakovskij May 4 2006, 06:32:17 UTC
1.1. Дело в том, что далеко не все, что считает человек своим выбором является именно таковым. То что человеку кажется что есть выбор и он свободный - о этом разговор. "индивид превращается в робота, теряет себя, но при этом убежден, что он свободен и подвластен лишь собственной воле". Так что вначале все же прочтите Фромма, прежде чем начинать возражать ( ... )

Reply

pargentum May 4 2006, 10:20:58 UTC
1.1 Сильное заявление. То есть вы утверждаете, будто наблюдая за моим поведением снаружи, вы можете различить мои свободные и несвободные выборы лучше и надежнее, чем я, наблюдая за моим поведением изнутри? И на этом основании вы считаете себя вправе пресечь любой мой выбор, который сочтете "несвободным ( ... )

Reply


Офф you_gir May 3 2006, 12:57:31 UTC
А я вот тебе вопрос задал - а ты не ответил... Обидно, да?

Reply

Re: Офф a_bugaev May 3 2006, 15:30:15 UTC
Извини, не сразу успеваю добраться. Но стараюсь

Reply


Leave a comment

Up